Основание: развитие ума, воли, чувств.
Основная идея урока: построение собственной мысли о языке разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.
Цели:
- провести сравнительный анализ образов ветра, созданных языком поэзии, живописи, музыки, с целью помочь учащимся "увидеть" ветер, ветер, его разный характер, его наполненность запахами и звуками;
- развивать творческое воображение;
- работать над выразительностью чтения.
Оборудование: учебник литературного чтения В.Ю. Свиридовой, репродукции картин А.Рылова "Зелёный шум" и И.Левитана "Свежий ветер. Волга", картинки музыкальных инструментов, музыкальная пьеса "Времена года" А. Вивальди, музыкальная пьеса "Времена года" П.Чайковского.
Цель урока: построение собственного понимания.
Линия работы:
- Естественность обучения.
- Рождение самостоятельной мысли.
- Оценка своего внимания.
Дидактические условия:
- Процессуальность.
- Многогранность.
- Коллизии.
Форма обучения:
- Индивидуальная.
- Групповая.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы.
- Расшифруйте слова и узнаете тему нашего урока.
Л*Т*Р*Т*Р* (литература)
Ж*В*П*СЬ (живопись)
М*З*К* (музыка)
- Как эти слова можно заменить одним словом? (Виды искусства)
О чем мы с вами будем говорить на уроке? (Будем сравнивать языки разных видов искусства)
III. Работа над стихотворениями.
1. Выразительное чтение учителем.
- Послушайте стихотворения М. Исаковкого "Ветер" и А.Пушкина "Ветер" и ответьте на вопрос: " Что объединяет эти два стихотворения?" (Речь идёт о ветре)
2. Самостоятельное чтение стихотворений про себя.
- Внимательно прочитайте стихотворения про себя и приготовьте ответы на вопросы учебника.
3. Анализ стихотворений.
- Как поэты добиваются того, что мы "видим" ветер? (Словами)
- Какие слова нам помогают в этом? ("постучал в окошко", описание движения предметов: предметы движутся именно благодаря ветру "поиграл немного ветками черёмух", "полетел вперегонку с пылью", "ты гоняешь стаи туч", "ты волнуешь сине море").
- Какой художественный приём использовали поэты в своих стихотворениях? (Олицетворение).
- Найдите в стихотворениях олицетворения и прочитайте.
- Отличаются ли образы ветра у двух поэтов?
4. Работа в группах (1 группа работает над первым стихотворением, а вторая группа - над вторым стихотворением).
- Чем же отличаются образы ветра в стихотворениях?
- Какой ветер в стихотворении М.Исаковского? (Молодой, любопытный, общительный).
- Какой ветер в стихотворении А.Пушкина? (Мощный, свободный, независимый, смелый).
5. Выразительное чтение стихотворений.
- Как надо читать первое стихотворение?
- Прочитайте.
- Как надо читать второе стихотворение?
- Прочитайте.
6. - Какими средствами создали образ ветра поэты и при помощи какого художественного приёма показали нам? (Ответы детей)
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
IV. Работа над репродукциями картин А. Рылова "Зелёный шум" и И. Левитана "Свежий ветер. Волга". (Использование ТСО, демонстрация репродукций картин через проектор).
- Внимательно посмотрите на картины и скажите: удачно ли художники назвали свои картины?
- Можно ли увидеть движение ветра на картинах?
- Какое движение, вызванное ветром, вы видите на картинах? (Движение веток, облаков, дыма, воды).
- Какие звуки вы "слышите"? (Шелест листьев, гудок парохода, плеск воды).
- Какие запахи можно почувствовать?
- Чувствуете ли вы силу ветра?
- Какой ветер изображён в первой картине? (Сильный)
- Какой ветер изображён во второй картине?
- Как вы увидели силу ветра на картинах?
- Использовали ли художники приём олицетворения в своих картинах, как в стихах? (Нет, художники создали совершенно реальные образы).
- При помощи каких средств создали образ ветра художники?
V. Работа над музыкальными произведениями А.Вивальди и П.Чайковского.
1. - Как вы думаете, можно ли музыкальными средствами создать впечатление ветра, образ ветра?
- Какие инструменты могут в этом участвовать? (Выбор инструментов по изображениям) (Демонстрация через проектор).
- При выборе помните, что ветер может быть разным: и лёгким нежным ветерком, и сильным порывистым ураганом.
2. Прослушивание музыкальных произведений. (Дети уже знакомы с некоторыми фрагментами данных музыкальных произведений).
- А сейчас мы с вами послушаем, как композиторы создают образы в музыке.
Первый фрагмент называется "Осень" из сочинения "Времена года" А. Вивальди. (Прослушивание)
- Второй фрагмент называется "Октябрь" из сочинения "Времена года" П. Чайковского. (Прослушивание)
- Есть ли отличия между этими музыкальными произведениями?
- Можно ли ощутить движения воздуха при прослушивании?
- Какую картину вы представили, когда слушали первый фрагмент?
- Какую картину вы представили, когда слушали второй фрагмент?
- При помощи каких средств создали композиторы образы в музыке?
Физкультминутка.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре -
Завертелись, закружились.
VI. Творческая работа.
1. - Попробуйте представить в своём воображении образ любого ветра: спокойного или мощного, холодного или тёплого, свирепого или ласкового и нарисуйте его. (Самостоятельная работа)
2. Выставка рисунков.
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- При помощи каких средств и приёмов поэты создают образы в своих произведениях? Художники? Композиторы?