Урок-сказка по теме "Сложение и вычитание в пределах 9"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания учащихся о составе числа 9; умение считать в пределах 9;
  • создать благоприятную среду для развития учащихся, формирование познавательных мотивов учения;
  • развивать математические способности, память, внимание, речь.

Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий:

  • формировать способность к применению полученных знаний на практике при решении примеров, сравнении чисел (в пределах 9);
  • формировать способность к выделению существенных признаков;
  • развивать образное и ассоциативное мышление, мелкую моторику руки, творческие способности детей.
  • воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, чувство коллективного взаимодействия.

Учебно-методическое обеспечение: веер цифр; билеты на поезд с составом числа 8; цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 0; таблички с составом чисел 5, 6, 7, 8;таблички с буквами; карточки с примерами у каждого ученика

Материальное обеспечение: картинки с изображением (Приложение) Карабаса-Барабаса, Буратино, Пьеро, Мальвины, Артемона, кота Базилио, лисы Алисы; магнитофон; песня “Голубой вагон”; корзина с цветами; конфеты; подарки для мам.

I. Организационный момент.

Подготовленные ученики читают стихотворение Н. Саконской “Разговор о маме”.

Ученик 1.

От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.

Ученик 2.

Мы любим ее,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею все сообща.
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.

Ученик 3.

Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.

Ученик 4.

За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое.

Все.

И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, кому посвящено это стихотворение?

Дети. Мамам!

Учитель. На сегодняшнем уроке, посвященном Женскому дню 8 Марта, мы постараемся порадовать наших мам своими знаниями. Сегодня мы покажем им урок математики, на котором будем закреплять умения решать задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 9.

III. Повторение изученного материала.

Учитель. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Да!

Учитель. Назовите свои самые любимые сказки.

Ответы детей.

Учитель. Сегодня мы с вами вспомним сказку, героиню которой тоже можно поздравить с 8 Марта. А как ее зовут, мы узнаем, выполнив задание № 6 на стр.37.

Учитель. Как же зовут эту девочку?

Дети. Мальвина.

Учитель. А из какой она сказки?

Дети. Из сказки А.Н.Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”.

Учитель. А кто из героев этой сказки может ее поздравить?

Дети. Буратино, Пьеро, Артемон.

Учитель. А мы отправимся в гости к Мальвине на поезде. Поторопитесь приобрести билеты! Цена билета 8 рублей. Вам необходимо разными монетами их набрать.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием, а значит, мы все можем пройти в поезд. А как же наши гости? Нельзя же их одних оставить?

Дети. Надо их взять с собой!

Учитель. Ребята, но вот беда, вагоновожатый – кот Базилио, говорит, что не пусти нас в вагон, если мы не расскажем ему пословицы о маме.

Дети.

Материнская ласка конца не имеет.
Всякой матери свое дитя мило.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Ближе матери друга нет.
Роднее матери родни нет…

Учитель. Молодцы, ребята! Скорее все в вагоны, наш поезд скоро отправляется! Но посмотрите, лиса Алиса уже успела нам помешать и заклеила все окошки. Быстро их открываем, вспоминая состав чисел.

Дети показывают ответы с помощью веера.

IV. Физкультминутка.

Учитель. Итак, в путь! Пока наш поезд набирает обороты, мы немножко отдохнем.

Звучит мелодия песни “Голубой вагон”. Упражнения выполняются в такт музыке.

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.

V. Повторение изученного материала (продолжение).

Учитель. Путь наш не близок, и, чтобы не было скучно в дороге, мы займемся математическим счетом. Составьте и запишите выражения, решите их.

Учитель. Что общего у примеров первого столбика?

Дети. Они на сложение.

Учитель. Назовите компоненты на сложение.

Дети. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

Учитель. А во втором столбике, какие компоненты?

Дети. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

VI. Устный счет.

Учитель. Так как Мальвина с нетерпением ждет нашего приезда, прямо с поезда мы отправим ей поздравительную телеграмму.

Отвечающий на вопрос ученик переворачивает карточку с нужным ответом.

  • Какое число больше 5, но меньше 7? (6)
  • Какое число меньше 8, но больше 6? (7)
  • Насколько 9 больше 6? (3)
  • Насколько 4 меньше 6? (2)
  • Чему равно I слагаемое, если сумма равна 7, а II слагаемое – 2? (5)
  • 7 уменьшить настолько же? (0)
  • Вера ищет подружек, которые спрятались от нее. Сколько спряталось подружек, если она увидела 8 ног? (4)
  • 7 увеличить на 3? (10)
  • Шла старушка в Москву. Навстречу ей три дедушки. У каждого по 2 мешка. В каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло в Москву? (1)
  • Уменьшаемое 9, вычитаемое 1. Чему равна разность? (8)

П О З Д Р А В Л Я Е М!

Учитель. Хором прочитаем телеграмму.

Дети. Поздравляем!

Учитель. Молодцы! Телеграмму мы с вами отправили. Едем дальше!

VII. Решение задач.

Учитель. Ой, а это кто, ребята?

Дети. Карабас-Барабас, хозяин кукольного театра.

Учитель. Ребята, он говорит, что не пустит нас к Мальвине, пока мы не решим задачи (с. 2, № 5(а)).

Учитель. О чем эта задача?

Дети. О стульях.

Учитель. Что с ними делали?

Дети. Выносили из комнаты.

Учитель. Сколько стульев вынесли?

Дети. Сначала 4, потом еще 3.

Учитель. Прочитайте вопрос задачи.

Дети. Сколько всего стульев вынесли из комнаты?

Учитель. Что мы находим: целое или часть?

Дети. Целое.

Учитель. Каким действием мы находим целое?

Дети. Сложением.

Учитель. Как записать решение задачи?

Дети. 4 + 3 = 7

Учитель. Как ответить на вопрос задачи?

Дети. Из комнаты вынесли 7 стульев.

(с. 2, № 5(б)).

Решают мальчики (один работает на закрытой доске).

(с. 2, № 5(в)).

Решают девочки (одна работает на закрытой доске).

VIII. Самостоятельная работа.

Учитель. Молодцы, ребята! Справились с задачами Карабаса-Барабаса. А вот и наша остановка. Нас встречает сама Мальвина. Что нужно ей сказать?

Дети. Поздравляем! И вручить корзину с цветами.

Учитель. Мальвина угощает всех вас конфетами с арифметической начинкой. Чтобы обменять их на настоящие, надо решить примеры:

Дети работают самостоятельно, сдают выполненные задания и получают конфеты.

IX. Итог.

Учитель. Наше путешествие завершено, вы очень хорошо поработали на уроке. Большое всем спасибо! Ну, а наших любимых мам мы поздравляем с замечательным Женским Днем 8 Марта!

Ученик 1.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю:
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тороплю.
Я тебя все время,
Мамочка, люблю!
Вот и зорька светит,
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет!

Вручение подарков мамам.