Цель урока:
- Познакомить учащихся с произведениями религиозного искусства.
Задачи:
- Выяснить православное значение понятий по теме урока.
- Развитие у школьников эстетического восприятия "красоты", как явления духовной значимости.
- Формировать нравственное сознание на основе христианских нравственных понятий.
- Развивать речь обучающихся, учить высказываться и рассуждать.
- Способствовать развитию собственного мнения и мышления, развивать творческие способности детей.
- Воспитывать чувство уважения к православной культуре и духовным ценностям русского народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник "Православная культура" автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы:
Учитель:
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 1 )
Учитель:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какую красоту имела ввиду автор нашего учебника, давая нам эту тему?
(Ответы: красивые иконы, храмы, соборы и т.д.)
(Слайд 2, 3, 4)
Учитель:
- А что же окружает все эти предметы? (ответы детей)
(Слайд 5)
3. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя:
Мы живём в доме, наш дом находится в нашей стране, а наша страна - это часть большой, круглой земли. Много лесов, высоких гор и глубоких морей есть на нашей земле. Не только люди населяют землю, рядом с нами живет много животных. Это собаки, кошки, кролики, а также коровы, лошади, овцы. Этих животных вы хорошо знаете. Но есть и дикие звери, некоторых из них вы тоже, наверное, видели.
Кроме того, на земле живут птицы. В воде живут рыбы. А всю нашу землю покрывают различные растения и деревья.
Красива наша земля, правда? Но знаете ли вы, кто создал нашу землю, всю эту красоту? (Господь)
- А что же сотворил Господь? Давайте вспомним, посмотрев на слайды.
(Слайд 6) В темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Был только один Милосердный БОГ.
Он захотел, чтобы явился мир, или, как говорят проще, свет. В первый день создал БОГ свет. (Слайд 7)
И светло-светло сделалось на земле. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму - ночью.
Во второй день создал БОГ твердь. (Слайд 8) По слову Божьему открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.
(Слайд 9) В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво? - Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. (Слайд 10) И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.
Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.
В четвёртый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму". И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. (Слайд 11) Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём, а другое - ночью. (Слайд 12)
Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.
Вот, в пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы, (Слайд 13) а по воздуху летают птицы". (Слайд 14)
В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. (Слайд 15)
Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Что же последним было в творении Бога? (Не было ещё людей) (Слайд 16)
Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно. (Слайд 17)
Учитель:
- А человек может создавать красоту? (Да)
(Слайд 18)
Учитель:
- В православной культуре такую красоту называют РУКОТВОРНОЙ.
А красота, которая создана Богом - НЕРУКОТВОРНОЙ.
Учитель:
- Откройте учебник на с. 67, прочитайте текст.
(Слайд 19)
Вопрос: - Кого прославляли православные мастера в своих произведениях? (Святых, ангелов, Богородицу, Иисуса Христа:..)
4. Физминутка под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. Из цикла "Времена года").
Работа с книгой.
Смотрим фрески.
Учитель:
- Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.68. Прочитайте названия под изображениями.
(Слайд 20)
- А теперь разберем, где какое событие происходит?
Бичевание - одно из самых жестоких, тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый.
Поругание - действие, поступок, наносящий грубое оскорбление, имеющий
целью унизить или опозорить.
- А что было после Восхождения на Крест? (Ответ: Иисус умер на Кресте, его положили в пещеру, но на 3 день он воскрес)
- Какой праздник связан с этим событием и мы его сейчас отмечаем? (Пасха)
(Слайд 21)
- В чем красота этого праздника? (Колокольный звон, куличи, яйца)
- Каждый ли может увидеть красоту? (нет, только тот, кто чист душой, у кого нет ненависти, зависти:у кого доброе сердце)
6. Работа с текстом учебника.
- Давайте прочитаем рассказ В.И.Сухомлинского, который так и называется "Человек с горячим сердцем". Откройте с. 70.
(Слайд 22)
7. Закрепление прочитанного текста.
Ответьте на вопрос:
Почему один человек нашел красоту, а другой - нет?
Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
А что же помогло? (Упорство, настойчивость, доброе сердце:)
Учитель: - Выполните задание № 4. Подберите похожие по смыслу слова:
Сердце:..(горячее, доброе:.) А какое еще?
(Слайд 23)
Сердце (холодное, равнодушное:) Какое еще?
8. Работа в парах.
Задание № 5.
Подумайте и скажите: является ли созданный человеком цветок произведением религиозного искусства? Объясните, почему так думаете?
(Ответы: отразил красоту Божьего мира, был христианином, у него душа была чистая, не обозлен на мир:)
Учитель:
- Не только великие люди могут быть людьми с "горячим сердцем". Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-нибудь дело. Например: у нас в классе есть дети, которые хорошо мастерят, решают задачи, пишут стихи, поют, рисуют.
(Слайд 24)
9. Творческая работа. (Слайд 25)
- Следующий этап нашей работы - нарисовать необычный цветок.
10. Заключительный этап урока.
- Что такое красота православного мира?
(Слайд 26)
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
(Слайд 27)
11. Домашнее задание
Выполнить задание № 1 на стр.69 учебника.