Цель урока:
расширить знания детей о книге как культурном явлении;Задачи урока:
освоение духовных,
культурных знаний с точки зрения ценностного
подхода.
Оборудование: Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса; карточки для индивидуальной и групповой работы, загадки и пословицы о книге, "Энциклопедия для детей", толковый словарь С.И.Ожегова, "Сказки А.С.Пушкина", учебник по истории "Древний мир" для 5 класса В.И.Уколовой, книга из серии "Галерея гениев" "И.И.Левитан".
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Загадаю вам загадку. Готовы?
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Учащиеся отгадывают загадку: "Книга".
- Как вы, ребята, думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о книге)
- Верно. Тема нашего урока "Книга". (Слайд 1)
2. Работа над новым материалом.
Учитель:
- При помощи машины времени перенесемся на тысячу лет назад. Столько лет книге. Что представляла из себя книга в давние времена?
Слово "книга" в переводе с латинского языка означает "кодекс" - внешний вид. Книги и книжность пришли на русскую землю после принятия Христианства - Крещения
Руси великим Князем Владимиром в 988 году. Книга тогда была огромной ценностью, так как приносила людям знание и мудрость, а ее изготовление было трудоемким процессом.
Наши предки в древности писали на пергаменте - тонко выделанная телячья кожа или шкура молодой овцы. Пергамент был очень дорогим материалом. Писали чернилами от руки. (Слайд 2)
Пергамент со временем желтел и сворачивался. Чтобы этого избежать, делали тяжелые деревянные обложки на застежках, которые плотно прижимали листы друг к другу. Отсюда и выражение: "Читать книгу от доски до доски". (Слайд 3)
Появилась традиция украшать обложки серебром, золотом, драгоценными камнями, резьбой. Листы пергамента хранили в виде свитков - листов, обернутых на деревянные палочки. Переписка книги, ее украшение иллюстрациями занимали несколько месяцев, иногда годы. Это требовало огромного терпения и мастерства. Поэтому книга была ценностью и редкостью. После изобретения бумаги стали писать на ней. (Слайд 4)
Старинные книги писали от руки с верой, надеждой и любовью. С изобретением печатного станка на смену рукописным пришли книги печатные. С тех пор книги печатают в типографиях. (Слайд 5)
Библия и Евангелие - это книги для каждого человека на Земле. В переводе с греческого языка слово Библия" означает "книги". Библия - это книга книг. Состоит из двух главных отделов: Старого завета и Нового завета. Эта древняя книга хранит мудрость веков. В ней открывается тайна сотворения Мира. Ева?нгелие ( от греч. " благая весть").Ева?нгелие - жизнеописание Иисуса Христа. (Слайды 6,7)
Для христиан эти книги являются священными. В них говорится о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, которые он делал для людей, о его смерти, воскресении и вознесении. (Слайд 8)
Письменность появилась давно - в 863 году, когда была составлена славянская азбука. Это сделали святые братья-просветители Кирилл и Мефодий. Они перевели на славянский язык первую книгу - "Евангелие от Иоанна". (Слайд 9) Ежегодно, 24 мая, славянские народы отмечают День их памяти. В Киеве, на территории Киево-Печерской Лавры находится памятник братьям - просветителям Кириллу и Мефодию. Здесь всегда много цветов. (Слайд 10)
Учитель (подведение итогов):
- Книга - это труд человеческой души, хранительница хлеба духовного.
- Как нужно относиться к книгам?
3. Работа в группах.
Учитель:
- Каждая группа получает книгу. Все они разные. Ваша задача прочитать название книги, аннотацию к ней, рассмотреть иллюстрации, полистать, обсудить содержание и ответить на вопрос: "О чем книга? Кто читает эту книгу?" Помните о правилах работы в группе: 1) выслушать мнение каждого при обсуждении; 2) учиться договариваться.
- "Энциклопедия для детей"
- Толковый словарь С.И.Ожегова
- "Сказки А.С.Пушкина"
- Учебник по истории "Древний мир" для 5 класса
- Книга "И.И.Левитан. Галерея гениев"
Проверка задания по группам. Представитель от каждой группы зачитывает краткое заключение о своей книге.
Ответы детей:
1 группа: - Детская энциклопедия - научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Эту книгу могут читать как дети, так и взрослые, независимо от их профессии. Она необходима всем.
2 группа: - В толковом словаре разъясняется смысл различных слов. Эта книга необходима любому грамотному человеку - от школьника до пожилого человека.
3 группа: - Сборник сказок А.С.Пушкина читают все: мамы и бабушки малышам, воспитатели и учителя, ребята и взрослые - все любители поэзии А.С.Пушкина. Нет на свете людей, не читавших эти замечательные сказки.
4 группа: - Учебник по истории содержит материал о древних цивилизациях: об истории Древней Греции, Древнего Рима. Без учебников в школе невозможно учиться. Значит эта книга необходима учителям, ученикам, и их родителям,
5 группа: - Книга из серии "Галерея гениев" "И.И.Левитан" рассказывает о выдающемся русском живописце Исааке Ильиче Левитане, который сумел увидеть и передать в своих работах неповторимую красоту русской природы. Пейзажи Левитана с видами полей, рощиц, рек и озер полны красоты и гармонии. Книга красочная, хорошо иллюстрирована. Она интересна и детям, и взрослым.
Учитель:
- Молодцы! Вы плодотворно потрудились. Все группы успешно справились с заданием.
Каждая книга найдет своего читателя.
4. Физкультурная пауза.
Учитель читает загадку, а учащиеся повторяют за ним движения рук, головы, туловища:
"Снаружи смотришь - дом, как дом, но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай:
Как называют этот дом? Попробуй угадай!"
Ответы детей: (библиотека).
- У кого есть своя библиотека?
5. Индивидуальное задание.
Учителем каждому ученику раздавался материал в виде таблицы (см. Приложение 1) со следующей инструкцией: "Вам будет предложен список из пяти книг. Распределите их в порядке значимости. Красным карандашом раскрасьте кружок напротив очень важной, по вашему мнению книги, зеленым цветом - менее важной, желтым цветом - не важной для читателей книги".
Проверка индивидуального задания. (Подсчет общего количества баллов-кружков после ранжирования книг).
Учитель:
- Какие книги важнее? Для кого? Почему? (ответы детей).
Итог:
- Меня порадовало, что ни одной книге вы не присвоили гриф "не важная". Это значит, что каждая книга - кладовая мудрости, источник знания, мысли, чувства. "Грамота не только ум обогащает, но и путь к Истине открывает".
- О чем говориться в пословице? (ответы детей).
Каждая книга является важным источником знаний. Знания, добытые умом, могут быть верными и неверными. Лишь знание подлинное и неложное именуют ИСТИНОЙ. Важно
научиться ее распознавать в огромном океане знаний, научиться "отделять зерна от плевел".
6. Работа в группах.
Учитель:
- Каждая группа получает конверт, в котором находятся карточки со словами. Ваша задача из слов составить пословицу и объяснить ее смысл.
- человека, века, книга, растит, испокон,
- лучший, книга, хорошая, друг;
- в счастье, утешает, книга, украшает, а в несчастье.
- к знаниям, книга, ключ.
- не на пользу, вершки, читать, в них хватать, книги, хватать, если, только.
Проверка задания по группам.
1) Испокон века книга растит человека.
(С давних пор повелось: человек развивается и становится образованным, культурным, нравственным, интеллигентным, только читая книги),
2) Хорошая книга - лучший друг.
(С хорошей книгой, как с лучшим другом всегда интересно).
3) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
(Книга поддержит и в трудную минуту, и в радости ).
4) Книга - ключ к знаниям..
(Книги содержат в себе достоверную информацию о процессах, явлениях из разных областей знаний, расширяют знания).
5) Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.
(Книгу необходимо читать от начала до конца вдумчиво, внимательно, а не только ее отдельные фрагменты, иначе не поймешь суть).
7. Рефлексия. Подведение итогов.
1. Учитель предлагает детям встать в ресурсный круг и ответить на вопрос: "За что я люблю книги?"
2. Дети отвечают на вопрос, продолжая фразу: "Я люблю книги:"
3. Рефлексия:
- Я вижу:..(обложку, папирус, иллюстрацию, картинки, переплет, лист, глянец, бархат, кожа, ковер-самолет, богатырей, царевна-лебедь, корабль:)
- Я слышу :..(голоса, звуки, разговор, топот, шепот, пение, звон, плеск, скрип, трель,:..)
- Я чувствую:(радость, поддержку, уверенность, спокойствие, гордость, умиротворение, нежность, доверие, безопасность:)
Учитель обобщает ответы обучающихся, определяет неоспоримую значимость книги для каждого современного человека.
8. Закрепление.
Учитель:
- Проверим, хорошо ли вы слушали и запоминали новый материал. Ответьте на вопросы:
Когда появились первые книги? (1000 лет назад)
Как называлась самая первая книга на Земле? (Евангелие)
Какая книга называется книгой книг и почему? (Библия)
Кто перевел первую книгу на славянский язык? (братья-просветители Кирилл и Мефодий).
На чем в древности писали книги? (на пергаменте, на папирусе, на бересте).
Пергамент - это:
А) плотная бумага, напоминающая картон
Б) особым образом выделанная шкура овцы
В) материал, получаемый из листьев растений
Ответ: (Б)
- Как называется хранилище для книг? (библиотека).
- Для чего нужно уметь читать?
9. Итог урока.
Учитель:
- Вот и закончился наш урок. Мы познакомились с удивительным рукотворным творением человеческой мысли, души, настоящим чудом - книгой. Каждый из вас вложил свой вклад в успех общего дела. Вы была внимательными, активными, узнали много нового. Значит, узнали для себя много полезного. Читайте умные книги. Спасибо за урок!
10. Домашнее задание: придумать и нарисовать обложку для своей любимой книги.