Цель:
- развитие грамматической стороны речи: образование уменьшительно-ласкательных существительных; образование притяжательных прилагательных; сочетание существительных во мн.ч. с числительными; образование антонимов;
- развитие связной стороны речи;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы;
- развивать наблюдательность, мыслительные операции (синтеза и анализа);
- учить детей относиться к миру природы с любовью, бережно; воспитывать отзывчивость.
Оборудование:
- Мольберт, массажные расчески по количеству детей. Мягкие игрушки (медведь, лиса, белка, волк, еж, заяц).
- Ткань серая, голубая и зеленая для моделей реки, берлоги и поляны.
- Пенек, 3 дерева, 2 дуги (для логова), магнитофон, аудиозапись.
Наглядность: хвосты - медвежий, беличий, заячий, волчий; животные - белка, медведь, зайчонок, бельчонок, волчонок, медвежонок.
Ход работы
Звучит тревожная музыка, дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, смотрите, мы попали в лес! Но что это??? Почему-то здесь не поют птицы, не видно животных. Как вы думаете, что же здесь случилось? (ответы детей)
Воспитатель: Лес заколдован. Может быть, мы с вами можем его расколдовать?
Ну, тогда идем! Но сначала наденем волшебные колпаки! (Дети идут к пеньку с зайцем)
Воспитатель: Смотрите!
Вот стоит пенек простой.
Очень маленький такой.
Только кто же там сидит?
Но на нас он не глядит.
Дети: Заяц!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой он грустный. Что случилось?
Заяц: Злая волшебница заколдовала лес и всех животных. Она сделала так, что я теперь никогда не смогу говорить ласково.
Воспитатель: Давайте расколдуем его.
Д/И "Назовите ласково"
- Заяц-
- Ухо-
- Лапка-
- Нос-
- Хвост-
- Глаза-
(Дети забирают зайца с собой, идут к дереву) .
Воспитатель: Ребята, что это перед нами?
Дети: Ель.
Воспитатель: А вы видите кого-нибудь?
Дети: Белку.
Воспитатель: Давайте спросим, что же с белкой случилось?
Белка: Меня так заколдовали, что я не знаю где мой хвост!
(детям показывается картинка белки без хвоста и хвосты животных)
Д/И "Чей хвост"
Воспитатель: А какой хвост у белки? (ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, мы расколдовали белку и у нее появился хвост! Ну что, идем дальше?
(Дети идут к логову)
Воспитатель: Что это такое?
Непонятное, большое:
Что-то тихо там сидит,
Очень грустно говорит.
Волк: Ох, как долго я сижу:
Непонятно где живу?
Иль в берлоге, иль в норе,
Может быть вообще в дупле?
Мой тоскливый вой
Слышит зверь лесной
Воспитатель: Вы слышали, волк забыл, кто, где живет.
- Кто живет в берлоге?
- Кто живет в норе?
- Кто живет в дупле?
Волк: Ну, где же тогда я живу? Все все уже заняли!
Дети: В логове.
Волк: Ура! В логове! Возьмите меня с собой!
Воспитатель: Берем?
(Дети идут к поляне. На пути речка. Нужно аккуратно пройти по камушкам. Потом можно присесть отдохнуть)
(Пришли к поляне)
Еж:
Ой-ой-ой!
Ой-ой-ой!
Что же делать мне зимой?
Ведь мои иголки
Совсем уже не колки.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем ежу. Садитесь на полянку. Что же нам предпринять, как помочь ежу? (ответы детей)
(Воспитатель раздает детям массажные щетки)
Д/И "Массаж ладошек"
Гладила мама-ежиха ежат:
"Что за пригожие детки лежат"
Еж: А вы считать умеете? Давайте поиграем, посчитаем моих друзей.
Д/И "1-2-3-4-5"
- 1 пушистый зайчонок, 2 :
- 1 серый волчонок, 2 :
- 1 рыжий бельчонок, 2 :
- 1 мохнатый медвежонок, 2 :
Еж: Молодцы ребята! Видите, вон там сидит мой друг медвежонок. Идем к нему!
(Дети идут к медвежонку)
Воспитатель: Медвежонок, здравствуй! Ты почему так укутался?
Медвежонок:
Мне все не так,
И все не то,
Я самый больной зверь.
Воспитатель: Вылечим медведя?
Д/И "Антонимы"
Грустно - Кислый - Холодно - Мокрый - Дождливо - Страшный -
Медведь: Я самый веселый медведь на свете.
(Дети идут к лисе).
Лиса: Я живу в поле,
Мои дети едят траву
Воспитатель: что-то ты, лиса, все путаешь. Хочешь, мы тебе поможем?
Лиса: Конечно, хочу, а сможете?
Дети: да.
Д/И "Исправь предложение"
- Лиса привела своих лисят в дупло.
- Лисица учила своих зайчат охотиться.
- В гнезде у лисы появилось лисята.
- В берлоге зимой крепко спит лиса.
В: Молодцы, ребята, и лису мы расколдовали. Слышите, птицы запели?
Мы с вами самые настоящие волшебники!
Но, что же мы с вами сделали? (рассказы детей).
Скажите, а что нам помогло спасти лес? (доброта, улыбки:)
А давайте споем на прощание нашу любимую песню "От улыбки"