Модульный урок. Обобщение и систематизация изученного по теме "Синтакцис и пунктуация"

Разделы: Русский язык


Учебный элемент Содержание урока Рекомендации учителя
Уэ–0 Интегрирующая цель:
– повторить сведения о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики;
– обобщить информацию о словосочетании как единице синтаксиса;
– обобщить информацию о предложении как единице синтаксиса;
– обобщить сведения о главных и второстепенных членах предложения и о морфологических способах их выражения;
– обобщить сведения об однородных членах, способах их связи в предложении;
– обобщить сведения об обращении;
– обобщить сведения о сложном (союзном и бессоюзном) предложении;
– обобщить сведения о предложениях с прямой речью и особенностях ее оформления на письме.
Используй в своей работе:

1. “Русский язык. 5 кл.; под ред. М.М.Разумовской

2. Тетрадь для правил

Уэ–1 Цель: систематизация теоретических сведений по синтаксису и пунктуации.

Подготовьте связанный рассказ и ответьте товарищу по плану.

  1. Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?
  2. Охарактеризуйте основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.
  3. Какие члены выделяются в предложении? Какими частями речи могут быть выражены главные члены предложения? Охарактеризуйте второстепенные члены предложения.
  4. Какие члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.
  5. Что такое обращение? Расскажите о знаках препинания при обращении.
  6. Какие предложения называются сложными? Какие предложения называются сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными? Расскажите о знаках препинания в сложных предложениях.
  7. Расскажите о знаках препинания в предложениях с прямой речью.

Контроль: Выслушай своего товарища и поставь ему отметку в таблицу оценок.

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

Уэ–2 Цель: проверить умение отличать словосочетания от других сочетаний слов.

Найти словосочетания.

1-й вариант
а) бродят медведи
б) сосновая хвоя
в) пахнет в лесу
г) за добычей
д) чашка с ручкой
2-й вариант
а) сок из клюквы
б) чернеет хвоя
в) по улице
г) серый костюм
д) тихо петь

Контроль: Проверьте друг у друга задание и поставьте отметку в таблицу оценок.

Самостоятельная работа

 

 

 

Взаимоконтроль, только после этого обратитесь к эталону.

Уэ–3 Цель: проверить умение отличать простые и сложные предложения с союзом И.

Укажите простые предложения.

1-й вариант

а) Летит пчела и издает протяжный звук.
б) В деревнях зажглись огни и в небесах взошла луна.
в) Из норки черный жук ползет и сеть прозрачную плетет себе паук.
г) Птичка с гнезда поднимается и громко поет надо мной.

2-й вариант

а) Дымятся синие туманы и восходит месяц золотой.
б) Луч солнца прорвался через чащу и осветил воду в канаве.
в) Футболисты зимой и летом тренировались на открытом воздухе.
г) Выдался наконец теплый денек и зима разом рухнула.

Контроль: Проверьте друг у друга задание и поставьте отметку в таблицу оценок.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль, только после этого обратитесь к эталону.

Уэ–4 Цель: различать виды сложных предложений

Указать вид сложного предложения, расставить знаки препинания.

1-й вариант

а) Когда сумерки загустели на уступ скалы вышла рысь.
б) Мороз усилился и реку сковало льдом.
в) Миндаль цветет на дне долины влажным зноем дышит степь.
г) Шмель мохнатый гудит и сердито глядит где цветок посочней.
д) В лес шли тропинкой которую мы хорошо знали.

2-й вариант

а) На опушке леса мы увидели палатку в которой нас поджидали друзья.
б\ Зима сменяется весною снег побурел.
в) Зима была холодная и долгая и многие деревья замерзли.
г) Когда солнце скрылось кузнечик весело застрекотал.
д) Все что дышит на земле сладко спит в полночной мгле.

Контроль: Проверьте друг у друга задание и поставьте отметку в таблицу оценок.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль, только после этого обратитесь к эталону.

Уэ–5 Цель: формирование пунктуационной зоркости

Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1-й вариант

а) Москва – столица нашей Родины.
б) Дул ветер и завывал в печных трубах.
в) Свети ярче солнце красное!
г) За дверью послышался шепот: “ Давай спрячемся, чтобы нас никто не нашел!”
д) Прилетели с юга птицы ласточки скворцы грачи.
е) Я вернулся в город где прошло мое детство.

2-й вариант

а) Село солнце и долину окутал туман.
б) Лес– богатство страны.
в) Дети любят читать книги в которых рассказывается о приключениях.
г) Ребята давайте споем песню.
е) “Звонок прозвенит через пять минут”, – сказала учительница.

Контроль: Сравни с эталоном. Поставь себе оценку в таблицу.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

Уэ–6 Цель: проверить усвоение изученных правил пунктуации.

Сделать пунктуационный разбор предложений.

а) Солнце висело тускло-красным пятном в туманной мгле а перед вечером она вся загоралась и алела таинственно и странно.
б) Умею коротко говорить о длинных вещах как-то сказал о себе Чехов.
в) На фабриках на заводах в парках и на площадях всюду происходили митинги.
г) Лесть ложь предательство самые отвратительные пороки.
д) Пока торопливо разворачивали пулемет послышался топот лошадей обозначились неясные очертания всадников.
е) Дятлы и зяблики синицы и соловьи обитают в наших лесах.
ж) Дорога вела на небо потому что она все поднималась и поднималась.

Контроль: Сравни с эталоном. Поставь себе оценку в таблицу.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

Уэ–7 Обобщение.

Вернись к Уэ–0.

Достиг ли ты поставленной цели?

Да \ Нет (подчеркнуть)

Рефлексия

(осмысление)

  Таблица оценок.
Уэ-1 Уэ-2 Уэ-3 Уэ-4 Уэ-5 Уэ-6 Итог
 

Эталон.

Уэ–2 1-й вариант б, в, д 2-й вариант а, г, д
Уэ–3 1-й вариант а, г 2-й вариант б, в
Уэ–4 1-й вариант.

а) Когда сумерки загустели, на уступ скалы вышла рысь. (СПП)
б) Мороз усилился, и реку сковало льдом. (ССП)
в) Миндаль цветет на дне долины, влажным зноем дышит степь. (СБП)
г) Шмель мохнатый гудит и сердито глядит, где цветок посочней. (СПП)
д) В лес шли тропинкой, которую мы хорошо знали. (СПП)

2-й вариант

а) На опушке леса мы увидели палатку, в которой нас поджидали друзья. (СПП)
б) Зима сменяется весною, снег побурел. (СБП)
в) Зима была холодная и долгая, и многие деревья замерзли. (ССП)
г) Когда солнце скрылось, кузнечик весело застрекотал. (СПП)
д) Все, что дышит на земле, сладко спит в полночной мгле. (СПП)

Уэ–5 1-й вариант в, д, е 2-й вариант а, в, г
Уэ–6 а) Солнце висело тускло-красным пятном в туманной мгле, а перед вечером она вся загоралась и алела таинственно и странно.
б) “Умею коротко говорить о длинных вещах,”– как-то сказал о себе Чехов.
в) На фабриках, на заводах, в парках и на площадях– всюду происходили митинги.
г) Лесть, ложь, предательство– самые отвратительные пороки.
д) Пока торопливо разворачивали пулемет, послышался топот лошадей, обозначились неясные очертания всадников.
е) Дятлы и зяблики, синицы и соловьи обитают в наших лесах.
ж) Дорога вела на небо, потому что она все поднималась и поднималась.