Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели: познакомить детей с группами животных, учить объединять однородные объекты в группы по существенным признакам, развивать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных, обобщить знания о животных, учить детей работать сплочённо в коллективе.

Оборудование: компьютеры, магнитофон, видеопроектор, презентация к уроку, тесты.

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Сообщение темы урока.

- Тема сегодняшнего урока: "Какие бывают животные?" (1слайд)

- Мы продолжим изучать окружающий нас мир. Но прежде, чем будем знакомиться с новой темой, проверим домашнее задание.

3. Проверка домашнего задания.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.

- О чём эта загадка? (лес) (2слайд)

- Из каких трёх ярусов состоит лес? (деревья, кустарники, травы)

- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав? (6-8 ответов)

-Почему лес называют "лёгкими" планеты? (лес - фабрика по выделению кислорода, он нужен для жизни всего живого)

- Как нужно охранять лес? (не жечь костры, сажать новые деревья, не вырубать).

- Я приготовила вам загадки. Отгадайте их и скажите, к какому ярусу относится каждое растение: к деревьям, кустарникам, травам? (3 слайд).

1.

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зелёном кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит. (орешник)

- К какому ярусу относится орешник?

2.

Только тронь -
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (крапива)

- Крапива, к какому ярусу относится?

3.

Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (ромашки)

- А ромашки?

- Следующая загадка.

4.

Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (малина) (слайд)

- К какому ярусу относится малина?

5.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (слайд)

- К какому ярусу относится дуб?

6.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза) (слайд)

- Ребята, что вы можете рассказать интересного об этих растениях?

Приложение.

Ответы детей.

Крапива - полезное растение. Из неё можно приготовить великолепные щи и много других блюд. Витаминов в молодой крапиве больше, чем в ягодах чёрной смородины.

Берёза - это дерево высотой до 30 метров, с белой гладкой корой. Продолжительность жизни до 120 лет. Из бересты плели красивые короба, сумки. В древности на бересте писали.

Дуб - лиственное дерево, высотой до 50 метров, с мощным ветвистым корнем, достигающее возраста в 1000 лет, а иногда и более. Дуб боится морозов. Молодые листья и стебли погибают при заморозках весной. Чтоб уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно.

Орешник по-другому называют лещиной. Форма листьев дала основание русского названия - как туловище у рыбы леща. Этот кустарник живёт до 90 лет.

В Древнем Риме и Греции лещину считали священной и верили, что ветка кустарника может указать, где зарыты сокровища, потушить огонь, прекратить наводнение. Орех считался символом жизни и бессмертия.

- Молодцы, ребята!

Знакомство с новым материалом.

- В лесу мы можем увидеть не только растения, а ещё и животных.

Каких животных вы знаете?

- Посмотрите на слайд. (4 слайд) Назовите животных, которых вы видите?

- Давайте объединим этих животных в группы.

Медведь, олень, лиса, заяц. К какой группе относятся? (звери)

- Ч то отличает зверей от всех остальных животных? (4 ноги, шерсть)

(5слайд)- В сказках нам часто встречается лисичка и везде она хитрая и сообразительная. Так ли это, расскажет (ответ ученика).

- Мы знакомимся с лисой ещё в детстве по сказкам, басням, пословицам. И везде лисица изображается необыкновенно умной и хитрой, умеющей всех, особенно волка, провести и выйти благополучно из любой опасности. Но по мере того как люди изучали жизнь и нравы лисы, оказывалось, что настоящая лисица очень мало похожа на героиню сказок. В природе у лисы есть только один серьёзный враг - волк, с которым она не может бороться. Она далеко не так осторожна, как, например, волк, легче идёт в расставленные человеком ловушки и берёт отравленную приманку, так что поймать её не очень сложно.

Но и в сообразительности ей отказать нельзя.

Продолжительность жизни лисиц в неволе 20-25 лет, в природе меньше. Истребляя в огромном количестве мышей, полёвок и хомяков, лисица избавляет наши поля от опаснейших вредителей.

- Молодец!

- В следующую группу выделим (6слайд).

Леща, щуку, рыбу-клоуна и рыбу-попугая.

- К какой группе они относятся? (рыбы)

- А где они живут? (река, озеро, море и т д)

- Как вы думаете, где живёт лещ? Щука? Рыба-клоун? Рыба-попугай?

- Каких рыб вы ещё знаете?

- Чем рыбы отличаются от других животных? (чешуя, плавники, нет ног).

- О рыбах нам расскажет ученик:

- Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячи, крохотные с муравья, и огромные - больше слона.

Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт - колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт- и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

- Молодец!

- Посмотрите, к какой группе относятся эти животные? (7 слайд) (птицы)

- Назовите этих птиц.

- Каких ещё птиц вы знаете?

- Чем они отличаются от других животных? (перья, 2 крыла, 2 ноги)

- Интересные моменты из жизни птиц расскажет:

- Птицы - дети воздуха, они бывают перелётные и зимующие, покорители воздушного пространства. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.

Перья есть только у птиц. Не будь у них перьев, они не могли бы летать.

И вообще птиц без перьев не обойтись, перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.

Отгадайте загадку:

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

- Кто это? (дятел)

- Я хочу рассказать о дятле.

У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринками. Им дятел и достаёт насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в шапочке.

- Молодец, отлично!

- В следующую группу входят: (8 слайд) божья коровка, бабочка, жук, кузнечик.

- Как называется эта группа животных? (насекомые)

- Назовите ещё насекомых.

- Чем насекомые отличаются от других животных? (6 ног)

- Летом на поле или луге мы любим наблюдать за насекомыми. Смотреть, как летают бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Как вы думаете, есть ли у кузнечика орган слуха?

- Давайте послушаем, что нам расскажет о насекомых :.

Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожий на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа - насекомые.

У нас 4 конечности - у них 6. У нас 2 глаза, а у многих из них, кроме 2 больших глаз, бывает ещё по 3 маленьких на лбу. У нас орган слуха - уши на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.

- Молодец!

- Какую пользу приносят божьи коровки, бабочки?

- Ребята, а можно ли ловить насекомых?

- Почему? (Нарушается цепь питания, без опыления погибнут растения и т. д.)

4. Физ. минутка

(9слайд природа, аудио запись шум леса)

- Давайте немного отдохнём.

Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)|
Ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли (маршируют, вдох - выдох)
И немножечко устали (сели за парту)

- Молодцы, сели на свои места.

5. Работа по теме урока.

- С какими группами животных мы уже познакомились?

- К особой группе животных относят (10 слайд) тритонов, жаб, лягушек?

- Где они обитают? (на суше и в воде)

- Поэтому они составляют группу земноводные.

В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)

- Чем покрыто тело? (голая кожа)

- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.

А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.

- К 6 группе мы отнесём (11слайд) крокодилов, змей, черепах, ящериц.

Кто знает, как называется эта группа? (пресмыкающиеся) - Почему они так называются?

- Что можно сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, роговые чешуйки)

- Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы)

- Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности воздуха и встречаются везде от болот до пустынь. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют.

6. Закрепление пройденного.

- Ребята, я недавно была в гостях у одного мальчика и он мне показал вот эту фотографию. (12 слайд)

- Мальчик сказал, что видел это животное в лесу.

Скажите, существует ли такое животное? (нет)

- Правильно, мальчик сам его придумал, но давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?

- Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке)

- К какой группе относится белка? (звери)

- Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе)

- Вторая половина хвоста, верхняя? (петух)

- К какой группе относятся?

- Кому принадлежит крыло? (птице) (слайд)

- Ноги? (кузнечику)

- К какой группе относится кузнечик? (насекомые)

- Молодцы, вы замечательно справились с заданием!

7. Работа с компьютером.

- Я приготовила задание. Откройте компьютеры. У вас есть возможность проверить свои знания. Откроите 1 тест, прочитайте задание (отметь признаки птиц). Ваша задача поставить +, если вы считаете, что это признак птиц, - если нет.

- Начинаем выполнять это задание, кто закончит, переходим к следующему. (выполняются еще 4 теста см. в приложении к уроку).

- Закончили работу. Послушайте свои оценки за тест. (оценки выставляются программой компьютера по итогам выполненных тестов).

- Закрыли компьютеры.

8. Итог урока.

- С какими группами животных мы познакомились на уроке?

- Что интересного узнали сегодня на уроке?

- Мы с вами увидели, насколько богат и разнообразен окружающий нас мир!

- Урок окончен!