ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить полученные знания по биологии о строении растений, об основных группах растений и их особенностях, о значении растений в природе и для человека.
ОБОРУДОВАНИЕ: открытки и рисунки растений и животных, “ромашка”, редкие и исчезающие растения, путь по которому проходит путешествие и преграды: мост, Кикимора, болото, Бесёнок, Лесное чудище, Страшилище, Чёрт, Уродина, Хлорофилл, Мухомор, Юннаты.
Ход урока
1. Вступление:
Лес очень страшный, дремучий, в котором живёт всякая нечисть. Там есть и знакомые вам жители, которые приготовили вам испытание, которое вы должны достойно выдержать и тогда будет открыт для вас путь в мир Животных.
Поможет вам преодолеть все преграды в этом долгом и трудном пути – ПЛАКУНЧИК – очень добрый старичок. Он всегда всем приходит на помощь. Но он вас проведёт только в том случае, если вы будете активными. Если вы достойно пройдёте весь путь, вы получаете пропуск в мир Животных.
За правильный ответ – жетоны: 5 баллов, 4 балла, 1 балл.
Знакомство с командами
I. РАЗМИНКА: (проводится перед отправлением, чтобы ПЛАКУНЧИК решил стоит ли вам помогать)
- Из каких частей состоит растение?
- Строение цветка.
- Какие растения называются однодольными, двудольными?
- Какое бывает листорасположение, жилкование?
- Какие ткани входят в состав растений?
- Что такое фотосинтез, где он происходит?
- Какие вы знаете семейства?
- Какие группы растений, кроме покрытосеменных мы изучили?
II. МОСТ – откроется путь, если отгадать загадки:
1.Удалось трём братцам до воды добраться
Один копнёт, другой черпнет,
А третий вверх плеснёт (3 участка корня: растущий,
всасывающий, проводящий)
2. Один в земле живёт, другому нужен свет,
Когда один умрёт, другому жизни нет. (Корни и
листья)
3. Девушка – скромница за нарядом не гонится
Простое зелёное – полгода носит,
А нарядное красное чуть поносит, да и бросит
(листопад)
4. И мёртвые клетки несут воду к ветке (сосуды в древесине)
5. Нет у головки, ни глаз, ни бровки
И на темечке лежат семечки (соцветие – головка)
6.Что за диво – плод плюётся –
Целым в руки не даётся (бешенный огурец)
III. Кикимора приготовила ромашку, на лепестках которой написаны вопросы:
- Назовите 5 лесных растений, плоды которых используются как лекарственное сырьё.
- Назовите растения – индикаторы
- Какие органы употребляем мы в пищу у картофеля, моркови, лука, гороха, фасоли?
- Какие вы знаете растения, лишенные зелёной окраски? Как питаются такие растения?
- Цветки, раскрывающиеся ночью, часто имеют венчики белой окраски. Почему?
- Есть матери с чудными замашками
Швыряют детей вверх тормашками (саморазбрасывание) - Назовите самое длинное, самое толстое, самое маленькое, самое долгоживущее растение.
- Назовите растения – хищники, которые вы знаете. Почему их так называют?
- Назовите растения – медоносы.
- Какие вы знаете ядовитые растения?
- Листья трав, растущих в тени деревьев, часто имеют широкие листовые пластинки. Почему?
- Какие вы знаете самые быстрорастущие растения, самые медленнорастущие?
IV. На пути — болото.
Чтобы пройти через болото проведём ботаническую эстафету (по 3 человека от группы)
Назвать растение, а следующее растение с той буквы, на которую закончилось предыдущее слово (по 3-5 слов)
V. БЕСЁНОК приготовил игры
1. “Кто лишний?”
А) вишня, слива, абрикос, огурец, персик (огурец –
плод – тыквина)
Б) боб, стручок, коробочка, ягода, семянка (ягода –
сочный плод)
В) подсолнечник, одуванчик, календула, морковь,
купавка (морковь – семейство Зонтичных)
2. “Кто лишний?
А) сурепка, горчица, пастушья сумка, горох (горох
– семейство Бобовые)
Б) рожь, ячмень, бобы, пшеница (бобы – семейство
Бобовые)
В) Капуста, картофель, томат, паслён чёрный
(капуста – семейство Крестоцветных)
3. “Во саду ли, в огороде?” – кроссворд,
состоящий из ответов на загадки.
1. (ключевое слово) Неказиста, шишковата, но придёт
на стол она
Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна!”
(картофель)
2. Лето целое старалась
Одевалась, одевалась
А как осень подошла
Нам одёжки отдала
Сотню одежонок
сложили мы в бочонок (капуста)
3. Кафтан на мне зелёный
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок, а сам похож на мяч
(арбуз)
4. Кругла, а не месяц желта, а не масло, с хвостом, а не мышь (репа)
5. Золотая голова велика и тяжела
Золотая голова отдохнуть прилегла
Голова велика, только шея тонка (тыква)
6. Раскололся тесный домик на две половинки
И посыпались в ладони бусинки – дробинки (горох)
7. Вырастает он в земле, убирается к зиме
Головой на лук похож, если только пожуёшь
Даже маленькую дольку
Пахнуть будет очень долго (чеснок)
8. Он никогда и никого не обижал на свете
Чего же плачут от него и взрослые, и дети (лук)
9. Яркий, сладкий, налитой весь в обложке золотой
Не с конфетной фабрики из далёкой Африки
(апельсин)
VI. ЛЕСНОЕ ЧУДИЩЕ проводит конкурс “Поставь на своё место”
ПЛОДОВЫЕ | ВОДОРОСЛИ |
СОРНЫЕ | ГРИБЫ |
ДЕКОРАТИВНЫЕ | ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ |
ОВОЩНЫЕ | ГОЛОСЕМЕННЫЕ |
В ЭТО ВРЕМЯ ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ
- Многолетнее растение, о котором в загадке
сказано:
Плод у травки сложный, да притом и ложный
А то, что в нём ложное, вкуснее, чем пирожное (земляника) - Многолетний сорняк, о котором в загадке сказано:
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) - Однолетнее растение со стеблем в виде длинных плетей, на которых развиваются крупные плоды (тыква)
- Какой гриб даёт людям ценное лекарство от многих болезней (чага)
- Распространённое дерево нашего леса (сосна)
- Травянистое растение с крупными махровыми и немахровыми цветками, обладает снотворным действием(семена) (мак)
- Надземные или подземные утолщения стеблей (клубни)
- Растение, имеющее цепкие плоды (репейник)
- Сосна сибирская (кедр)
- Растение с пузырьками, захватывающими одноклеточных животных (пузырчатка)
- Растение, плавающее на поверхности воды (ряска)
- Дикорастущая роза (шиповник)
- Однолетнее техническое растение, дающее волокна (конопля)
- Горькое растение с резким запахом, используется для улучшения аппетита (полынь)
- Дерево с белой корой (берёза)
- Кустарничек со съедобными ягодами чёрного цвета (черника)
- Лекарственное растение, цветки которого собраны в соцветия – -“золотые пуговки” (пижма)
- Хлебный злак, из зёрен которого делают пшено (просо)
VII. СТРАШИЛИЩЕ
- Какие вы знаете комнатные растения? (шаг – название) по 1 человеку
- Игра “Слушай – не зевай!”
По 6 человек от команды. Каждому даётся название растения: огурец, сива, пшеница, акация, капуста, подсолнечник.
Я – название плода, у кого это растение – выходит.
Я – костянка
Стручок
Ягода
Зерновка
Боб
Семянка
VIII. ЧЁРТ.
Найди ошибку в рассказе Мюнхгаузена:
“Летом я жил в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры и многое другое. Когда зацвели огурцы, мы оборвали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник (6 ошибок)
IX. УРОДИНА (загадки, шарады)
- Какое растение во время войны заменяло вату? (сфагнум)
- Какое растение можно назвать копилкой витаминов? (шиповник)
- Назовите растения – барометры.
- Какой хлебный злак растёт в воде? (рис)
- С виду такая слабенькая, но оставьте её только на грядке, живо овощи заглушит. Белый цветочек – верный барометр: не раскрылся до 9 часов утра – жди дождя. Нежное растеньице, а зимует под снегом. Этот сорняк – любимая пища некоторых обитателей живого уголка: певчих птиц, млекопитающих. О каком растении идет речь? (мокрица)
- Из каких растений изготавливается масло? (подсолнечник, рапс, репейник, лён, конопля и др.)
- Лёгкая ткань. Богатый человек времён Б.Хмельницкого. (тюльпан)
- Предлог. Кулинарное изделие. Женское имя. (спирогира)
- Бурная беседа. Союз. (спора)
ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ:
Повторить названия растений в указанном порядке (прочитать трижды)
Лён | капуста | гладиолус |
Конопля | фасоль | георгин |
Горох | морковь | левкой |
Картофель | бобы | пион |
Огурец | подсолнечник | астра |
Тыква | соя | роза |
X. ХЛОРОФИЛЛ
- Девочку удивило, что на картофельном поле старушка косит ботву. Старушка объяснила, что будет скотину кормить. Школьница понимала, что без ботвы старушка и урожая не получит. А бабушка ответила, что урожай же у картофеля не на ботве растёт и что она два урожая соберёт: один в земле, а другой с ботвой. Кто прав? Почему?
- Мы входим в сторожку. Стены покрыты точно хлопьями ваты, широкими кругами плесени. Вот он домовой гриб. Приезжий отчитывал Назарыча: “Тебе народное имущество доверили, как же ты допустил, чтоб у тебя под носом гриб дом съел?” Может ли гриб съесть дом?
- Грибница какого гриба разрушает дерево?
- Ведьмы существуют лишь в сказках, а “ведьмины кольца” “ведьмины мётлы” встречаются в лесах. Что такое “ведьмино кольцо”?
- Водном из болот был найден средневековый рыцарь в доспехах. В болоте были обнаружены на глубине 1,2 м остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами. В торфе находят останки доисторических людей Как объяснить эту сохранность?
- Делегаты Всемирного лесного конгресса в Америке заложили парк Дружбы народов. Каждый сажал дерево своей страны. Какое дерево избрали лесоводы нашей страны и почему? (лиственницу)
- Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель – нет. Почему?
X. МУХОМОР.
Завёл вас к себе в избушку, на которой написано “Ай, болит!” и желает проверить, что вы знаете о лекарственных растениях.
СТИХИ:
Случись у человека ангина, грипп, бронхит
Больной спешит в аптеку – аптека исцелит
Стоят лекарства разные – в микстурах, порошках
Зелёные и красные, в пакетах, пузырьках
Хоть есть в тайге больные, для них аптеки нет
Но жители лесные имеют свой секрет
Ты рассмотри поближе травинки и кусты
Цветёт трилистник рыжий, но съедены цветы
Тут волки куст кусали и дикие коты
Лизали и жевали – лечили животы
Здесь склёвана рябина, там – “свечки” у сосны
Пернатым витамины полезны и нужныПутника, друг, подорожник
Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг
И, если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый отвар (ромашка)
- Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его лечебных свойствах. Если вы в походе натрёте ногу или поранитесь, оберните больное место его листом. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит и можно идти спокойно дальше. Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах, фурункулах, настой из сушеных листьев применяют как отхаркивающее средство и при заболеваниях кишечника. Что это за растение?
- В народной медицине его используют и считают “жизненным элексиром”, хорошо влияющим на пищеварение, помогающим от желтухи и даже от бессонницы. Это растение обладает и жаропонижающим действием. Млечным соком смазывают мозоли, бородавки. Листья, которые содержат витамины, употребляются при малокровии и болезнях кожи. Семена этого растения снабжены летучками для распространения. (одуванчик)
- Есть легенда, что это растение в ночь под Ивана Купалу зацветает манящими красными цветами. Кто найдёт этот цветок, тот якобы сумеет найти клад. Раньше в эту ночь люди нередко забирались в лесную чащу, в поисках сказочного цветка, но найти его никому не удавалось, ведь растение это не цветковое, а споровое. Споры на нижней стороне листа. Молодые листья свёрнуты в спираль. Из этого растения получают лекарство против глистов, паразитирующих в кишечнике. (Папоротник)
- Задача “Ай, болит!”:
Вы приходите к товарищу, а он болеет. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышенная температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему?
XI. ЮННАТ – ЛЮБИТЕЛЬ ПРИРОДЫ.
1. Хороша природа родного края!
Где бы ни был, куда бы не отлучился, его неодолимо
тянет, влечёт в родные края. Природа не только
вдохновляет человека, она дарит ему всё
необходимое.
Человек восхищается природой, воспевает её
красоту в песнях, стихах:
“И только в человеческой душе
Есть место красоте, ей нет другого места”
2. Но не каждый человек может любить природу, не губить её. Есть враги природы среди подростков и даже взрослых.
РАССКАЗ БЕРЁЗКИ.
Я берёзка белая я в лесу жила
Горем поделиться к вам сюда пришла
Про мою обиду, про мою беду
С самого начала речь я поведуЯ шумела весело летом и весной
Птицы голосистые пели надо мной
Приходили люди в жаркий летний день
Под моими ветками находили теньРадовались, глядя на мою листву
Радовались люди, что и я живуНо житью хорошему вдруг настал конец
В лес пришёл однажды мальчишка – сорванец
Он изрезал ножиком всю мою кору
Было очень больно мне, думала умруОн не успокоился, он поджёг меня
Корчились листочки, сохли от огняВы ему напомните сорванцу тому
Про берёзку стройную в пламени, в дыму
Ведь берёза каждая тоже хочет жить
С ветерком шептаться, с ручейком дружитьВедь берёзку каждую следует беречь
Ну зачем берёзку резать или жечь!
3. В нашем веке появились Красные книги, в которые вносят редкие и исчезающие виды растений и животных.
Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности.
Красный цвет предупреждает: “Остановись!”
К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красивоцветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а как правило стремятся сорвать их для букета.
Порой любопытства ради сорвут, повертят в руке и бросят красивое создание природы.
5. Без особой нужды и от скуки
Если даже в лесу впервые
Не ломай ты деревьям руки
Ведь живые они, живые.6. Давай пройдёмся медленно по лугу
И “здравствуй!” скажем каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
7. Равнодушие к зелёному другу тоже зло, которое приводит к плачевным результатам. Растения исчезают под чёрствой рукой шатуна – туриста, не щадят их и неразумные травоискатели, охваченные самолечением, рвут растения и для обогащения – на продажу. Вот и получается по пословице: “Что имеем не храним, потерявши – плачем”.
7. Как это страшно – умиранье рода
Всех поголовно, всех до одного
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего
И поползёт проказа запустенья
И пересохнут ниточки воды
И птицы вымрут, и падут растенья
И зверь не обойдёт своей беды
И сколько тут корысти не ищи ты
Какой ты отговоркой не владей
Земля защиты требует, защиты
Она спасенья просит у людей.
Докажите, что вы любите природу, тогда получите пропуск в мир Животных – назовите растения из Красной книги.
ВРУЧЕНИЕ ПРОПУСКОВ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.