Праздник "Прощание с ботаникой" – заключительный урок в 6-м классе

Разделы: Биология


ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить полученные знания по биологии о строении растений, об основных группах растений и их особенностях, о значении растений в природе и для человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: открытки и рисунки растений и животных, “ромашка”, редкие и исчезающие растения, путь по которому проходит путешествие и преграды: мост, Кикимора, болото, Бесёнок, Лесное чудище, Страшилище, Чёрт, Уродина, Хлорофилл, Мухомор, Юннаты.

Ход урока

1. Вступление:

Лес очень страшный, дремучий, в котором живёт всякая нечисть. Там есть и знакомые вам жители, которые приготовили вам испытание, которое вы должны достойно выдержать и тогда будет открыт для вас путь в мир Животных.

Поможет вам преодолеть все преграды в этом долгом и трудном пути – ПЛАКУНЧИК – очень добрый старичок. Он всегда всем приходит на помощь. Но он вас проведёт только в том случае, если вы будете активными. Если вы достойно пройдёте весь путь, вы получаете пропуск в мир Животных.

За правильный ответ – жетоны: 5 баллов, 4 балла, 1 балл.

Знакомство с командами

I. РАЗМИНКА: (проводится перед отправлением, чтобы ПЛАКУНЧИК решил стоит ли вам помогать)

  1. Из каких частей состоит растение?
  2. Строение цветка.
  3. Какие растения называются однодольными, двудольными?
  4. Какое бывает листорасположение, жилкование?
  5. Какие ткани входят в состав растений?
  6. Что такое фотосинтез, где он происходит?
  7. Какие вы знаете семейства?
  8. Какие группы растений, кроме покрытосеменных мы изучили?

II. МОСТ – откроется путь, если отгадать загадки:

1.Удалось трём братцам до воды добраться
Один копнёт, другой черпнет,
А третий вверх плеснёт (3 участка корня: растущий, всасывающий, проводящий)

2. Один в земле живёт, другому нужен свет,
Когда один умрёт, другому жизни нет. (Корни и листья)

3. Девушка – скромница за нарядом не гонится
Простое зелёное – полгода носит,
А нарядное красное чуть поносит, да и бросит (листопад)

4. И мёртвые клетки несут воду к ветке (сосуды в древесине)

5. Нет у головки, ни глаз, ни бровки
И на темечке лежат семечки (соцветие – головка)

6.Что за диво – плод плюётся –
Целым в руки не даётся  (бешенный огурец)

III. Кикимора приготовила ромашку, на лепестках которой написаны вопросы:

  1. Назовите 5 лесных растений, плоды которых используются как лекарственное сырьё.
  2. Назовите растения – индикаторы
  3. Какие органы употребляем мы в пищу у картофеля, моркови, лука, гороха, фасоли?
  4. Какие вы знаете растения, лишенные зелёной окраски? Как питаются такие растения?
  5. Цветки, раскрывающиеся ночью, часто имеют венчики белой окраски. Почему?
  6. Есть матери с чудными замашками
    Швыряют детей вверх тормашками (саморазбрасывание)
  7. Назовите самое длинное, самое толстое, самое маленькое, самое долгоживущее растение.
  8. Назовите растения – хищники, которые вы знаете. Почему их так называют?
  9. Назовите растения – медоносы.
  10. Какие вы знаете ядовитые растения?
  11. Листья трав, растущих в тени деревьев, часто имеют широкие листовые пластинки. Почему?
  12. Какие вы знаете самые быстрорастущие растения, самые медленнорастущие?

IV. На пути — болото.

Чтобы пройти через болото проведём ботаническую эстафету (по 3 человека от группы)

Назвать растение, а следующее растение с той буквы, на которую закончилось предыдущее слово (по 3-5 слов)

V. БЕСЁНОК приготовил игры

1. “Кто лишний?”
А) вишня, слива, абрикос, огурец, персик (огурец – плод – тыквина)
Б) боб, стручок, коробочка, ягода, семянка (ягода – сочный плод)
В) подсолнечник, одуванчик, календула, морковь, купавка (морковь – семейство Зонтичных)

2. “Кто лишний?
А) сурепка, горчица, пастушья сумка, горох (горох – семейство Бобовые)
Б) рожь, ячмень, бобы, пшеница (бобы – семейство Бобовые)
В) Капуста, картофель, томат, паслён чёрный (капуста – семейство Крестоцветных)

3. “Во саду ли, в огороде?” – кроссворд, состоящий из ответов на загадки.
1. (ключевое слово) Неказиста, шишковата, но придёт на стол она
Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна!” (картофель)

2. Лето целое старалась
Одевалась, одевалась
А как осень подошла
Нам одёжки отдала
Сотню одежонок
сложили мы в бочонок (капуста)

3. Кафтан на мне зелёный
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок, а сам похож на мяч (арбуз)

4. Кругла, а не месяц желта, а не масло, с хвостом, а не мышь (репа)

5. Золотая голова велика и тяжела
Золотая голова отдохнуть прилегла
Голова велика, только шея тонка (тыква)

6. Раскололся тесный домик на две половинки
И посыпались в ладони бусинки – дробинки (горох)

7. Вырастает он в земле, убирается к зиме
Головой на лук похож, если только пожуёшь
Даже маленькую дольку
Пахнуть будет очень долго (чеснок)

8. Он никогда и никого не обижал на свете
Чего же плачут от него и взрослые, и дети (лук)

9. Яркий, сладкий, налитой весь в обложке золотой
Не с конфетной фабрики из далёкой Африки (апельсин)

VI. ЛЕСНОЕ ЧУДИЩЕ проводит конкурс “Поставь на своё место”

ПЛОДОВЫЕ ВОДОРОСЛИ
СОРНЫЕ ГРИБЫ
ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
ОВОЩНЫЕ ГОЛОСЕМЕННЫЕ

В ЭТО ВРЕМЯ ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ

  1. Многолетнее растение, о котором в загадке сказано:
    Плод у травки сложный, да притом и ложный
    А то, что в нём ложное, вкуснее, чем пирожное (земляника)
  2. Многолетний сорняк, о котором в загадке сказано:
    Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом
    Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик)
  3. Однолетнее растение со стеблем в виде длинных плетей, на которых развиваются крупные плоды (тыква)
  4. Какой гриб даёт людям ценное лекарство от многих болезней (чага)
  5. Распространённое дерево нашего леса (сосна)
  6. Травянистое растение с крупными махровыми и немахровыми цветками, обладает снотворным действием(семена) (мак)
  7. Надземные или подземные утолщения стеблей (клубни)
  8. Растение, имеющее цепкие плоды (репейник)
  9. Сосна сибирская (кедр)
  10. Растение с пузырьками, захватывающими одноклеточных животных (пузырчатка)
  11. Растение, плавающее на поверхности воды (ряска)
  12. Дикорастущая роза (шиповник)
  13. Однолетнее техническое растение, дающее волокна (конопля)
  14. Горькое растение с резким запахом, используется для улучшения аппетита (полынь)
  15. Дерево с белой корой (берёза)
  16. Кустарничек со съедобными ягодами чёрного цвета (черника)
  17. Лекарственное растение, цветки которого собраны в соцветия – -“золотые пуговки” (пижма)
  18. Хлебный злак, из зёрен которого делают пшено (просо)

VII. СТРАШИЛИЩЕ

  1. Какие вы знаете комнатные растения? (шаг – название) по 1 человеку
  2. Игра “Слушай – не зевай!”
    По 6 человек от команды. Каждому даётся название растения: огурец, сива, пшеница, акация, капуста, подсолнечник.
    Я – название плода, у кого это растение – выходит.
    Я – костянка
    Стручок
    Ягода
    Зерновка
    Боб
    Семянка

VIII. ЧЁРТ.

Найди ошибку в рассказе Мюнхгаузена:

“Летом я жил в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры и многое другое. Когда зацвели огурцы, мы оборвали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник (6 ошибок)

IX. УРОДИНА (загадки, шарады)

  1. Какое растение во время войны заменяло вату? (сфагнум)
  2. Какое растение можно назвать копилкой витаминов? (шиповник)
  3. Назовите растения – барометры.
  4. Какой хлебный злак растёт в воде? (рис)
  5. С виду такая слабенькая, но оставьте её только на грядке, живо овощи заглушит. Белый цветочек – верный барометр: не раскрылся до 9 часов утра – жди дождя. Нежное растеньице, а зимует под снегом. Этот сорняк – любимая пища некоторых обитателей живого уголка: певчих птиц, млекопитающих. О каком растении идет речь? (мокрица)
  6. Из каких растений изготавливается масло? (подсолнечник, рапс, репейник, лён, конопля и др.)
  7. Лёгкая ткань. Богатый человек времён Б.Хмельницкого. (тюльпан)
  8. Предлог. Кулинарное изделие. Женское имя. (спирогира)
  9. Бурная беседа. Союз. (спора)

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ:

Повторить названия растений в указанном порядке (прочитать трижды)

Лён капуста гладиолус
Конопля фасоль георгин
Горох морковь левкой
Картофель бобы пион
Огурец подсолнечник астра
Тыква соя роза

X. ХЛОРОФИЛЛ

  1. Девочку удивило, что на картофельном поле старушка косит ботву. Старушка объяснила, что будет скотину кормить. Школьница понимала, что без ботвы старушка и урожая не получит. А бабушка ответила, что урожай же у картофеля не на ботве растёт и что она два урожая соберёт: один в земле, а другой с ботвой. Кто прав? Почему?
  2. Мы входим в сторожку. Стены покрыты точно хлопьями ваты, широкими кругами плесени. Вот он домовой гриб. Приезжий отчитывал Назарыча: “Тебе народное имущество доверили, как же ты допустил, чтоб у тебя под носом гриб дом съел?” Может ли гриб съесть дом?
  3. Грибница какого гриба разрушает дерево?
  4. Ведьмы существуют лишь в сказках, а “ведьмины кольца” “ведьмины мётлы” встречаются в лесах. Что такое “ведьмино кольцо”?
  5. Водном из болот был найден средневековый рыцарь в доспехах. В болоте были обнаружены на глубине 1,2 м остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами. В торфе находят останки доисторических людей Как объяснить эту сохранность?
  6. Делегаты Всемирного лесного конгресса в Америке заложили парк Дружбы народов. Каждый сажал дерево своей страны. Какое дерево избрали лесоводы нашей страны и почему? (лиственницу)
  7. Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель – нет. Почему?

X. МУХОМОР.

Завёл вас к себе в избушку, на которой написано “Ай, болит!” и желает проверить, что вы знаете о лекарственных растениях.

СТИХИ:

Случись у человека ангина, грипп, бронхит
Больной спешит в аптеку – аптека исцелит
Стоят лекарства разные – в микстурах, порошках
Зелёные и красные, в пакетах, пузырьках
Хоть есть в тайге больные, для них аптеки нет
Но жители лесные имеют свой секрет
Ты рассмотри поближе травинки и кусты
Цветёт трилистник рыжий, но съедены цветы
Тут волки куст кусали и дикие коты
Лизали и жевали – лечили животы
Здесь склёвана рябина, там – “свечки” у сосны
Пернатым витамины полезны и нужны

Путника, друг, подорожник
Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг
И, если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый отвар (ромашка)

  1. Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его лечебных свойствах. Если вы в походе натрёте ногу или поранитесь, оберните больное место его листом. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит и можно идти спокойно дальше. Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах, фурункулах, настой из сушеных листьев применяют как отхаркивающее средство и при заболеваниях кишечника. Что это за растение?
  2. В народной медицине его используют и считают “жизненным элексиром”, хорошо влияющим на пищеварение, помогающим от желтухи и даже от бессонницы. Это растение обладает и жаропонижающим действием. Млечным соком смазывают мозоли, бородавки. Листья, которые содержат витамины, употребляются при малокровии и болезнях кожи. Семена этого растения снабжены летучками для распространения. (одуванчик)
  3. Есть легенда, что это растение в ночь под Ивана Купалу зацветает манящими красными цветами. Кто найдёт этот цветок, тот якобы сумеет найти клад. Раньше в эту ночь люди нередко забирались в лесную чащу, в поисках сказочного цветка, но найти его никому не удавалось, ведь растение это не цветковое, а споровое. Споры на нижней стороне листа. Молодые листья свёрнуты в спираль. Из этого растения получают лекарство против глистов, паразитирующих в кишечнике. (Папоротник)
  4. Задача “Ай, болит!”:
  5. Вы приходите к товарищу, а он болеет. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышенная температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему?

XI. ЮННАТ – ЛЮБИТЕЛЬ ПРИРОДЫ.

1. Хороша природа родного края!
Где бы ни был, куда бы не отлучился, его неодолимо тянет, влечёт в родные края. Природа не только вдохновляет человека, она дарит ему всё необходимое.
Человек восхищается природой, воспевает её красоту в песнях, стихах:
“И только в человеческой душе
Есть место красоте, ей нет другого места”

2. Но не каждый человек может любить природу, не губить её. Есть враги природы среди подростков и даже взрослых.

РАССКАЗ БЕРЁЗКИ.

Я берёзка белая я в лесу жила
Горем поделиться к вам сюда пришла
Про мою обиду, про мою беду
С самого начала речь я поведу

Я шумела весело летом и весной
Птицы голосистые пели надо мной
Приходили люди в жаркий летний день
Под моими ветками находили тень

Радовались, глядя на мою листву
Радовались люди, что и я живу

Но житью хорошему вдруг настал конец
В лес пришёл однажды мальчишка – сорванец
Он изрезал ножиком всю мою кору
Было очень больно мне, думала умру

Он не успокоился, он поджёг меня
Корчились листочки, сохли от огня

Вы ему напомните сорванцу тому
Про берёзку стройную в пламени, в дыму
Ведь берёза каждая тоже хочет жить
С ветерком шептаться, с ручейком дружить

Ведь берёзку каждую следует беречь
Ну зачем берёзку резать или жечь!

3. В нашем веке появились Красные книги, в которые вносят редкие и исчезающие виды растений и животных.

Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности.

Красный цвет предупреждает: “Остановись!”

К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красивоцветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а как правило стремятся сорвать их для букета.

Порой любопытства ради сорвут, повертят в руке и бросят красивое создание природы.

5. Без особой нужды и от скуки
Если даже в лесу впервые
Не ломай ты деревьям руки
Ведь живые они, живые.

6. Давай пройдёмся медленно по лугу
И “здравствуй!” скажем каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

7. Равнодушие к зелёному другу тоже зло, которое приводит к плачевным результатам. Растения исчезают под чёрствой рукой шатуна – туриста, не щадят их и неразумные травоискатели, охваченные самолечением, рвут растения и для обогащения – на продажу. Вот и получается по пословице: “Что имеем не храним, потерявши – плачем”.

7. Как это страшно – умиранье рода
Всех поголовно, всех до одного
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего
И поползёт проказа запустенья
И пересохнут ниточки воды
И птицы вымрут, и падут растенья
И зверь не обойдёт своей беды
И сколько тут корысти не ищи ты
Какой ты отговоркой не владей
Земля защиты требует, защиты
Она спасенья просит у людей.

Докажите, что вы любите природу, тогда получите пропуск в мир Животных – назовите растения из Красной книги.

ВРУЧЕНИЕ ПРОПУСКОВ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Презентация