Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность при выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником или подобрать дополнительную литературу. Чаще всего, учащиеся обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса. Это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.
Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной деятельности работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов.
Ход урока
1. Организационный этап.
На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта, а именно:
– разумно определить временные рамки;
– продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
– обсудить план проекта;
– выбрать оптимальную форму оформления результатов;
– составить и обсудить примерный план работы над проектом.
Составляется под руководством учителя “Визитная карточка” проекта:
Учитель |
Ольга Львовна Лазарева |
Тема учебного проекта |
Частица |
Дидактические цели |
Развитие грамотности, читательской культуры учащихся |
Методические задачи |
Освоение и правильное применение орфографических правил, сравнительный анализ художественных текстов, использование частиц в разговорной речи |
Основополагающий вопрос |
Какова цена частицы? |
Вопросы учебной программы |
Что такое частица? Как “работают” частицы? Какова роль частиц в творчестве А.С.Пушкина? Как часто мы используем частицы в своей речи? Что дает языку маленькая, но важная частица? |
Самостоятельные исследования в учебном проекте |
Сказочные частицы А.С.Пушкина. Тургеневские частицы. Служба частиц. Отрицаем все и вся… Роль риторических вопросов в “Станционном смотрителе”. |
Пункты тематического учебного плана |
Служебные части речи. Частица. Понятие о частице. Словообразующие и формообразующие частицы. Отрицательные частицы. Значение частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Раздельное написание НЕ с другими частями речи. |
Предметные области |
Русский язык и литература. |
Ключевые слова |
Частица, формообразующая и словообразующая частица, текст, стили текста, жанр. |
Краткая аннотация проекта: проект направлен на изучение темы “Частица” в 7-м классе. В ходе проекта решается ряд задач: освоение трудной орфограммы НЕ и НИ, работа с комплексным анализом текста, выявление роли частиц в русском языке, в текстах художественной литературы и разговорной речи. В процессе работы участники проекта самостоятельно исследуют тексты художественной литературы, рассматривают и анализируют примеры повседневной речи, а также получают навык правописания частиц.
Таким образом, для изучения программного материала с использованием метода проектов учителю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения.
Для успешной организации исследовательской деятельности учащихся необходимо продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества данных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование. Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть, чтобы:
– побуждать школьников к сравнению фактов, интерпретированию сведений и т.д.;
– связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами;
– обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю.
Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:
– не иметь единственного и очевидного “правильного” ответа;
– вызывать интерес у учеников;
– предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу.
Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос.
В соответствии с проблемными вопросами можно сформировать группы, которые будут работать в указанных направлениях. В результате чего:
– создается позитивная взаимозависимость участников группы сотрудничества;
– обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом;
– учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного общения и сотрудничества, то есть умение выслушать других, критиковать не личность, а идею, умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы.
2. Выполнение проекта.
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации и презентация.
В таблице приводится пример предварительной разработки материалов к изучению темы “Служба частиц” в 7 классе.
Тема проекта |
Основополагающий вопрос |
Проблемные вопросы |
Результаты работы групп |
“Служба частиц” | Для чего служат Частицы? |
Какие оттенки вносят? Для образования каких форм служат? |
Презентация |
Этапы работы над проектом:
- Ознакомительный – изучение теории
- Отборочный – отбор информации по теме
- Аналитический – аналитическая работа с выбранным материалом
- Обобщающий – систематизация и обобщение результатов исследования
- Оформительский – создание презентации
3. Результат выполнения проекта.
Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросы для анкеты учащихся могут состоять из следующих вопросов:
- Как ты организовал свою деятельность?
- В каких видах работ участвовал?
- Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
- Достаточно ли тебе времени, отведенного для проекта?
- Чему ты научился в результате работы над проектом?
Результаты работы над проектом:
Приложение (карточки):
вносит различные оттенки |
служит для образования |
в предложение |
форм слова |
вносит различные смысловые |
служит для образования |
оттенки в предложение, а |
форм слова (условного или |
также выражают чувства |
повелительного наклонения |
и отношение говорящего |
глагола, степеней сравнения |
к тому, о чем говорится в |
прилагательных и наречий |
предложении |
Смысловые частицы выражают:
- Вопрос: Можно ли написать хорошее сочинение за один вечер?
- Восклицание: Что за уха! Да как жирна!
- Указание: Вот уже кое-где мелькает травка.
- Сомнение: Вряд ли стоит тебе туда идти.
Формообразующие частицы образуют:
- Условное наклонение глагола: Ты бы все-таки отдохнул.
- Повелительное наклонение глагола: Пусть он ответит за свои поступки!
- Степень сравнения прилагательных: Роза – самый красивый цветок!
- Степень сравнения наречий: Он взлетел выше всех!