Разработка конкурса знатоков
истории и литературы.
Посвящается А.С. Пушкину
Конкурс организуется учителем истории и проводится как урок-игра или во внеурочное время. Участники конкурса – девятиклассники; устраивается состязание двух команд.
Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях. Некоторые вопросы и задания предполагают воспроизведение сведений, полученных на уроках, другие посильны участникам, глубоко интересующихся историей и литературой, обладающих гуманитарной эрудицией.
Музыкальное вступление. Чайковский “Апрель”.
… Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец –
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами…
А.С. Пушкин. “Вольность”. 1817 г.
Ведущий: Н.М.Карамзин в своей “Истории государства Российского” провозгласил: “История народа принадлежит государю!” Будущий декабрист Никита Муравьёв возражал: “История принадлежит народу”. За этим крылась позиция демократическая, антимонархическая.
Пушкин выдвигает своё кредо: “История народа принадлежит поэту”. И это не просто красивая фраза. Что она означает? Поэт сам отвечает на этот вопрос: осмысление, исследование истории литературно-художественными средствами.
Пушкин первый и единственный поэт-историк. Историзм для Пушкина – средство разобраться в настоящем, понять, “куда влечёт нас рок событий”.
Вся наша история проходит перед читателями Пушкина: Русь древнейшая, старинная открывается нам в “Песне о вещем Олеге”, в сказках; Русь крепостная – “Русалке”; в “Борисе Годунове”; восстание Степана Разина – в песнях о нём; великие деяния Петра – в “Медном всаднике”; в “Арапе Петра Великого”; восстание Пугачёва – в “Капитанской дочке”; правление Александра I, война 1812 г., история декабризма – в ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе “Евгения Онегина”.
Сегодня мы проведём викторину по произведениям А.С. Пушкина, в которых он выступает не просто как поэт-писатель, но и как историк.
1-й тур
Посвящён начальной поре творчества поэта и его изгнанничеству.
(На подготовку отводится 30 секунд. Все вопросы оцениваются в 3 очка).
1. С осени 1819 г. по лето 1820 г. Пушкин состоял в Петербургском литературном обществе “Зелёная лампа”.
Вопрос: С каким тайным политическим обществом была связана деятельность “Зелёной лампы”?
“Союз благоденствия” – одна из ранних организаций будущих декабристов.
2. Музыкальный критик В.Ф. Одоевский в 1842 г. выступил со статьёй об опере, написанной на сюжет поэмы Пушкина: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, – он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, – черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его. Он цветок нежный и цветёт лишь один раз в столетие”.
Вопрос: О какой опере идёт речь? К какому времени истории русского государства относятся события, о которых повествуется в поэме?
Глинка. Опера “Руслан и Людмила”. Действие поэмы отнесено ко временам Киевского князя Владимира Красно Солнышко.
3. До правительства дошли слухи о дерзких стихах и эпиграммах Пушкина на политические темы.
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном,
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел –
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел.
Вопрос: О каком императоре пишет Пушкин? Как он оценивает деятельность этого императора?
Дана характеристика личности и деятельности Александра I; упоминается поражение по его вине союзных армий в бою с Наполеоном под Аустерлицем в 1805 г., трусливое поведение во время Отечественной войны 1812г., иронически оценивается и его деятельность во внешней политике. “Коллежский асессор” - невысокий чин на гражданской службе.
4. Пушкин был современником графа Алексея Андреевича Аракчеева. Он написал на него знаменитую убийственную эпиграмму “На Аракчеева”:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести…
Вопрос: Почему период русской истории с 1815 по 1825 гг. стали называть аракчеевщиной?
Александр I пожаловал Аракчеева в управители России. Он назначил графа представителем Военного департамента Государственного совета. Символом деятельности Аракчеева стали “военные поселения”. Их смысл состоял в том, что многие военнослужащие наряду со службой должны были заниматься сельским хозяйством, а крестьяне, находившиеся в зоне деятельности воинских частей, должны были нести в свободное от сельхозработ время военную службу.
Система военных поселений, основанная часто на грубом попрании человеческой личности, просуществовала до 1857 г.
Ведущий: Весной 1820 г. Пушкин отбыл в “мягкую, “воспитательную” ссылку на юг: в начале – Кишинёв, потом – Одесса.
На юге зазвучал в полную силу его лирический голос.
Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в единый поэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на окраину империи, но не изменившем главной своей любви – внутренней свободе. Единственное, что выше сил Пушкина – это “даровать свободу” своим творениям – далеко не все они из-за цензуры могли появиться в печати, по крайней мере, в неискажённом виде. Возможно, в стихотворении “Птичка” (1823 г.) поэт говорит об этом.
5. В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Вопрос: О каком старинном русском обычае говорит Пушкин в этом стихотворении?
Существовал старинный русский обычай – в день Благовещенья, 25 марта, выпускать на волю птиц из клеток. В последних строках этого стихотворения Пушкин с большой силой и поэтичностью выражает своё горячее стремление к свободе.
Ведущий: В Михайловском Пушкин много работает над романом в стихах “Евгений Онегин”, начатом ещё на юге в 1823 г. Несколько вопросов посвящены этому роману.
6.
1. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
“Когда же чёрт возьмёт тебя!”2. Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Вопрос: Что в пушкинское время представлял собой способ передвижения “на почтовых”? Какой способ передвижения ещё существовал в тот период?
В пушкинское время существовало два способа передвижения на дальние расстояния: на “почтовых”, т.е. на казённых лошадях, и “на долгих”, или “на своих”, т.е. на собственных лошадях.
7. Вторая глава романа знакомит нас с семьёй Лариных, с деревенской жизнью. Мы знаем, что мать Ольги и Татьяны успешно занималась хозяйством. В строфе XXXII мы читаем:
…Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И всё тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь –
Всё это мужа не спросясь.
Вопрос: Что означает выражение “брила лбы”?
“Брила лбы” – отдавала своих крепостных в солдаты. При сдаче в солдаты рекрутам выбривали волосы надо лбом.
8. Вопрос:
Как звали отца Татьяны и Ольги Лариных? Какой чин он занимал на государственной службе? Военной или гражданской?
Только XXXVI строфа 2-й главы даёт нам ответ на этот вопрос. Мы читаем:
…Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.
Согласно “Табели о рангах”, опубликованном в 1722 г., чин бригадира на военной службе соответствовал чину статского советника на гражданской.
9. Седьмой главе поэмы предшествуют три эпиграфа.
1-й: Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать? Дмитриев.
“Освобождённая Москва”.
2-й: Как не любить родной Москвы? Баратынский. Поэма “Пиры”.
3-й: Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.
Вопрос: Из какого литературного произведения взят третий эпиграф?
Третий эпиграф к седьмой главе взят из комедии Грибоедова “Горе от ума”.
10. Описывая быт деревенских помещиков, Пушкин говорит:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Вопрос: Когда на Руси пели подблюдные песни и почему они так называются?
Подблюдные песни – народные обрядовые песни, исполнявшиеся на святках при гаданиях. Девушки, гадая, опускали кольца в блюдо с водой и вынимали их под эти песни.
2-й тур. Кому принадлежат слова?
Русские писатели о Пушкине
(по 2 вопроса к команде)
Всего 4 вопроса
Командам раздаются по две карточки с цитатами о творчестве
А.С. Пушкина.
1. “Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко…”
а) М.Ю. Лермонтов;
б) Л.Н. Толстой;*
в) Н.А. Некрасов.
2. “Он (Пушкин) дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами и едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни”.
а) Ф.М. Достоевский;
б) А.А. Фет;
в) И.С. Тургенев*.
3. “При имени Пушкина тотчас осеняем мысль о русском национальном поэте. В само деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, какой он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте и такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.
а) Ф.И. Тютчев;
б) Н.В. Гоголь;*
в) А.П. Чехов.
4. “Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его музы; и поэтому простор и свобода для всякого бесценные, для него были, сверх того, могущественными вдохновителями. В нашем же тесном и душном заточении природу можно было видеть через железные решётки, а о жизни людей только слышать”.
а) И.И. Пущин;*
б) Е.А. Баратынский;
в) П.А. Вяземский.
3 тур. Русский литературный анекдот.
Ведущий. Расцвет этого жанра пришёлся на пушкинскую эпоху. Тогда анекдот уже не просто был реальным и полноправным участником литературного процесса, но и начал осмысляться как достаточно важный и ценный элемент культуры. Под анекдотом в пушкинское время понимали и исторические сочинения, и литературные портреты. Но в основе литературного анекдота лежал необычный случай, невероятное реальное происшествие.
Финал анекдота придаёт всему рассказу особую остроту и прелесть, вводя его в атмосферу подлинного творчества.
Наследие старинных русских рассказчиков и острословов не должно быть забыто.
1. Пушкин, участвуя в одном журнале, обратился письменно к издателю с просьбой выслать гонорар, следуемый ему за стихотворение. В ответ на это издатель письменно же спрашивал: “Когда желаете получить деньги, в понедельник или во вторник, и все ли двести вам прислать разом или пока сто?”
На этот вопрос лаконично последовал ответ Пушкина: (какой именно?).
(Ответ: “Понедельник лучше вторника тем, что ближе, а двести рублей лучше ста тем, что больше”).
2. Однажды Пушкин, гуляя по Тверскому бульвару, повстречался со своим знакомым, с которым был в ссоре. Подгулявший N, увидя Пушкина, идущего ему навстречу, громко крикнул:
– Прочь шестёрка! Туз идёт!
Всегда находчивый А.С. Пушкин ничуть не смутился при восклицании своего знакомого.
Вопрос: Что ответил Пушкин?
(Ответ: – Козырная шестёрка и туза бьёт… – преспокойно ответил он и продолжил путь дальше).
3. Кто-то желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
– Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашёлся:
Вопрос: Каков был ответ Пушкина?
(Ответ: – Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись).
4. Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал про себя какую-то книгу.
Сам граф лежал на диване. На полу около письменного стола играли его двое детишек.
– Саша, скажи что-нибудь экспромтом… – обратился граф к Пушкину. Пушкин мигом, ничуть не задумываясь, скороговоркой отвечает:
– Детина полоумный лежит на диване.
– Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич, – строго проговорил он.
– Ничуть… Но вы, кажется, не поняли меня… Я сказал…
Вопрос: Что сказал Пушкин?
(Ответ: – Дети на полу, умный лежит на диване).
5. Спросили у Пушкина про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?
Пушкин отвечал строго и без желания поострить.
Вопрос: Что ответил Пушкин?
(Ответ: – Не знаю, ведь я с ней разговаривал по-французски).
6. Пушкин говаривал про Д.В. Давыдова: “Военные уверены, что он отличный писатель, а писатели про него думают…”
Вопрос: Что же думают про Давыдова писатели?
(Ответ: – Писатели про него думают, что он отличный генерал).
4 тур. “Что за прелесть эти сказки!”
Блиц-турнир для капитанов
- За ней гонялся поп в сказке “О Балде” (Дешевизна).
- Она ложь, да в ней намёк (Сказка).
- Кто под старость захотел отдохнуть от ратных дел? (Царь Додон).
- Она не рукавица:
- Его обязались платить черти попу (Оброк).
- Им была отравлена царевна в “Сказке о семи богатырях” (Яблочко).
- … Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч (Ветер). Не хочу быть чёрною крестьянкой,
Хочу быть … (столбовою дворянкой).
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь (Жена).
Охранять от нападений,
Должен был он содержать… (Многочисленную рать).
За столом сидит она… (Царицей).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- А.С. Пушкин. Избранное. Серия: Всемирная детская библиотека. Издательства: АСТ, Астрель, 2002 г.
- Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века. М., 1990.
- Волков Г.Н. История народа принадлежит поэту // Преподавание истории в школе. – 1998. - № 8. с. 18
- Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XX вв. CD-ROM for Windows. 2004 год.
- Библиотека (интернет – издательство) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов: А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений, биографические материалы, художественное творчество Пушкина и имеющее отношение к Пушкину. www.magister.msk.ru