Цели урока:
- Пробуждение интереса к культуре своего народа.
- Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.
- Формирование понимания истоков декоративно-прикладного искусства.
Задачи урока:
- Закрепление трудовых навыков.
- Развитие художественной деятельности и творческой фантазии.
Оборудование:
Кисти, гуашь, трафареты матрёшек, заготовки для прихваток-матрёшек, рабочие коробки, альбомы.
Демонстрационный материал:
“Книжная полка”, самовар, оренбургский платок, деревянные матрёшки, цветные изображения различных матрёшек: семёновская, полхов-майданская, загорская; образец прихватки-матрёшки, дымковская игрушка, ростовская финифть, вологодское кружево.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель музыки: Давайте, ребята, музыкально поздороваемся.
Учитель ИЗО: У нас на уроке присутствуют гости, поздороваемся и с ними.
2. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА
Учитель технологии:
Отгадайте-ка загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
/Матрёшка/
Правильно, молодцы. Сегодня мы на уроке будем говорить о матрёшках.
И тема нашего урока: “ Русская матрёшка”
На урок к вам пришли учителя 3-х предметов – изобразительного искусства, музыки, технологии, чтобы провести его в творческом содружестве.
На уроке вы узнаете историю появления матрёшки в России, технологию её изготовления, будете оформлять каждый свою матрёшку в разной технике.
Учитель ИЗО: Наша Россия богата народными промыслами, искусными мастерами, которые смогли изготовить такие чудесные вещи и сувениры, ставшие символами нашей России!
Давайте рассмотрим эти символы – это
Вологодское кружево,
Тульские самовары,
Оренбургский платок,
Дымковская игрушка,
Ростовская финифть.
К символам нашей необъятной России относится и матрёшка.
Учитель технологии: В конце 19 века в старинное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова попала необычная кукла-японец: а в нём мал мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звёздочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую. Взял Василий Звездочкин подходящий чурбачок из липы, вставил его в станок – и завертелась заготовка. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и снял заготовку со станка.
Учитель ИЗО: А расписал эту игрушку художник Сергей Малюткин. И назвал ее Матрёной, а ласково – Матрёшкой. Это имя в те времена было очень распространённым в России. Вот так и родилась первая матрешка-россияночка. В основе этого названия лежит латинское слово “Матер” – мать. Потому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей. Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. В руках других матрёшек были корзинки, букеты цветов, серпы. Внутри матрёшки скрывалось ещё 7 маленьких куколок.
Наряду с женскими образами часто встречались и мужские персонажи. Появлялись фигуры в виде древнерусского шлема, конусообразные, но они не прижились. Детям и взрослым по нраву были традиционные матрёшки, симпатичные, нарядные.
Учитель ИЗО:
Ребята, давайте дадим определение матрёшке. Опишем её.
Деревянная расписная кукла, полуовальной формы, полая внутри и вмещающая в себя поочерёдно другие такие же куклы меньшего размера.
ВЫХОДЯТ ДЕВОЧКИ-МАТРЁШКИ:
1-я матрешка: /семёновская/
Матрёшка появляется
На белый свет.
Одёжкой похваляется –
Ей сносу нет.
2-я матрешка: /загорская /
Хоть мала – как крошка,
Сама она –
В матрешке есть матрешка
Еще одна.
3-я матрешка: /полхов-майданская/
Сестра в сестренке тянется –
Какая стать!
От радости румянится –
Пошла плясать.
Пусть пляшется и скачется,
Пусть смех вокруг –
Одна в другую тянутся
Матрёшки вдруг.
Учитель технологии: И стали с тех пор на Руси делать веселых матрёшек в разных городах и сёлах. У каждого мастера своя сноровка, свои привычки.
И краски тоже свои, разные, особенные. Вот, например…
1-я матрешка. Я – семеновская матрешка. Фартук у меня с цветами и букет держу в руке.
2-я матрешка. Я – загорская матрешка. У меня сарафан, платочек, а в руках узелок или петушок, а то и гусочка.
3-я матрешка. Я полхов-майданская матрешка. Мой фартук с цветами яркими, кудри завитками да румянец во всю щёку.
Учитель технологии. Матрёшки известны не только в нашей стране. Давайте спросим их, где они побывали, в каких странах?
1-я матрешка: /семёновская./ Побывала я во Франции и Бельгии.
2-я матрешка: / загорская./ А я – в Канаде и Японии.
3-я матрешка: / полхов-майданская/. И я бывала на международных выставках, а всё краше и лучше нашей России нет.
Учитель музыки (представляет девочек-матрёшек, они поют частушки):
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём,
Мы втроём поём частушки
И танцуем мы втроём.
Мы матрёшки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдём плясать и петь –
Вам за нами не успеть.Если любите вы шутку,
То зажмурьтесь на минутку.
Сосчитайте до пяти –
Нас попробуйте найти!
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Учитель ИЗО: Матрёшка – собирательный образ женщин, берущий своё начало от древней Берегини. Матрёшку изготавливают в разных местах России. Но самыми распространёнными и популярными являются промыслы художественной обработки дерева в Загорске (Сергиев Посад ) Москвой обл., в г. Семёнове и Полхов – Майдане, Горьковской обл. Она украшала русский дом, её дарили как сувенир-подарок на любой праздник.
Загорская матрёшка: Но вот беда: надоел мне мой зелёный сарафан. Хочется новенького чего-нибудь.
Семёновская матрёшка: А мой фартучек выцвел, поизносился. Обновить бы его.
Полхов-Майданская матрёшка: А мои цветы завяли, того и гляди – лепестки опадут. Может, мне ребята помогут?
Учитель ИЗО: Что ж, наши мастера, ученики 6-го класса, согласны вам помочь. (Раздаются шаблоны матрёшек)
Ребята, давайте уточним: что же мы видим в наряде семёновской, загорской и полхов-майданской матрешках?
Загорская – фартук, платочек на голове, кофта, сарафан, узелок (корзина, петушок, гусочка)
Семёновская – большой букет цветов в руках
Полхов-Майданская – лицо в кудряшках волос, всё остальное – цветы.
Учитель технологии: А теперь настало время, ребята, показать свои трудовые навыки и умения, творческую фантазию, самостоятельность и умение работать в группе. Прежде чем вы приступите к практической работе, прослушайте инструктаж по выполнению задания.
Учитель ИЗО: Ребята, в быту существует много разных сюжетов оформления матрёшки росписью, /демонстрация образцов оформления матрёшек /, мы с вами тоже будем использовать разные технологии оформления наших матрёшек.
/Объясняет работу по группам/
Нужно изготовить по шаблону матрёшку и оформить её.
1-я группа – оформление в технике “коллаж”
/Краткое повторение /
2-я группа – оформление в технике “мозаика из манной крупы”
/Краткое повторение/
3-я группа – оформление в технике “ мозаика из цветной бумаги”.
4-я группа – оформит прихватку – матрёшку в технике “аппликация из ткани”
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, клеем, иголками.
Практическая работа проходит под русскую народную музыку. Работа в группах осуществляется под руководством девочек-матрёшек и педагогов.
4. ИТОГ-ОБСУЖДЕНИЕ
Выставка работ школьников. Обсуждение правильности выполненного задания, оценивание оригинальности и выдумки. Отмечается, что все успешно справились с работой, все виды оформления Матрёшки соответствуют полученному заданию.
Девочкам – Матрёшкам предлагается выбрать для себя новые наряды – как они и просили. Матрешки комментируют причину своего выбора: на Пасху, на Рождество, на Масленицу.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УРОКАФронтальный опрос:
– Давайте, ребята, вспомним: о какой игрушке вы узнали на уроке?
– Когда появилась первая матрёшка в России?
– О каких символах России вы узнали?
– Назовите самых известных матрёшек художественных промыслов?
А теперь, пожалуйста, тихонько встаньте, возьмите свою матрёшку и подарите гостям.
6. ОЦЕНКА РАБОТЫ, УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА.
ПОДАРОК ГОСТЮ (ПРИХВАТКА, РАСПИСАННАЯ МАТРЁШКА)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Оформление классной доски:
Отгадайте-ка загадку.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
2. Опорный конспект:
- Савва Тимофеевич Морозов – к. XIX в .
/ меценат, имение под Москвой, кукла-японец /
- Василий Звёздочкин
/мастер из Загорска, липовая заготовка матрёшки/
- Сергей Малюткин – конец XIX в.
/художник, расписавший Матрёшку/
- “Матер” – мать
/девочка в сарафане с петушком в руке, 7 куколок/
- Женские образы – корзины, цветы, шубы.
- Мужские образы – конусообразные, шлем.
- Форма матрёшки : полуовальная,
полая /внутри пустая/,
разнимающаяся посередине,
деревянная,
расписная кукла,
игрушка, в которую вставляются куклы меньшего размера.
- Берегиня – прообраз матрёшки.
/собирательный образ женщины/
- Загорск – Московская обл., /Сергиев Посад /
- г. Семёнов , г.Полхов-Майдан
/Нижегородская обл. – бывшая – Горьковская область/
3. Репродукции “Символы России”:
- Вологодское кружево
- Дымковская игрушка
- Ростовская финифть
- Тульские самовары
- Оренбургский платок
4. Использунмая литература:
- “Традиции русской народной культуры” – С.А.Лёвина, Е.А.Гурбина.
- “Технология 5-9 кл.” – В.Д.Симоненко.
- “Изобразительное искусство” – Б.М.Неменский.
- “Предметные недели в школе” (технология, изо) – О.В.Свиридова.
- “Школьные частушки” – С.В.Титов.
- “Занимательная технология” – И.П.Арефьев.
- “Приобщение учащихся к русской культуре” – Т.Т.Васильева.
- “Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры” – А.С.Метелягин.
- “Православные праздники” – П.П.Дзюба.
- “Наши любимые праздники” – С.А.Мирошниченко.
- Подборка журналов “Школа и производство” – 2004-2008 гг.
- “Песни и хороводы” – С.Ю.Залепин.
- “Русская матрёшка” – альманах.