Сценарий праздничного развлечения "Весна-красна пришла, добро и радость принесла" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


:истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский

В него включены упражнения и игры, активизирующие слуховое внимание, воображение, двигательную активность, отрабатывающие ритмическую структуру слов. Уделили внимание обогащению словарного запаса через использование в своей речи выразительных средств устного народного творчества. Мы вовлекали детей в сюжетно-ролевую игру, используя атрибуты, изготовленные ими на занятиях по ручному труду. Это развлечение стало итогом циклов занятий по ручному труду "Ознакомление с историей русской народной игрушки. Куклы из бабушкиного сундука" и серии логоритмических занятий.

Цели: продолжать формировать и развивать правильное произношение, фонематический слух и восприятие у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста; развивать детское творчество и эмоциональный мир ребенка через познание радости труда и ознакомление с историей народной игрушки - тряпичной куклы.

Оборудование: стилизованная обстановка крестьянского дома, декорации, сделанные детьми на занятиях; русские народные костюмы для детей и взрослых; куклы, изготовленные детьми, аудиозаписи русских народных песен, магнитофон, лоскуты ткани 7*7, клей, салфетки, мольберт, кисточки, заготовка "солнышко", кукла-перевертыш Снегурочка-Веснянка <Рисунок1>, <Рисунок2>.

 

I. Дети входят в зал под русскую народную музыку. В центре зала перед занавесом - две ведущие: Красны Девицы (К.Д.)

К.Д.1. - Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!

К.Д.2. - Здравствуйте, гости дорогие!

(кланяются в пояс)

Дети отвечают.

К.Д. 1. - Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, Зиму провожаем, Весну закликаем!

К.Д. 2. - Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!

К.Д. 1. - Сам не займешь - соседу достанется!

(дети рассаживаются на стульчики)

К.Д. 2.

- Посидите, не шумите,
Сказку слушать вы хотите?

(раздвигают занавес)

К.Д. 1.

- А было это, детушки, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на Луну,
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в городе, а на селе
Жили Дед да Баба...

К.Д. 2. - Жили-были Дед да Баба (Д. и Б.)

(встают два ребенка - актера, обходят зал, оглядываются вокруг).

Всего у них было вдоволь: и корова, и овечка, и кот на печке, а детей у них не было. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как из снега комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

Д.: - А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая?

К.Д.: - Старуха на комочек посмотрела, головой покачала, да и говорит:

Б.: - Что же будешь делать - нет, да и взять негде.

К.Д. 1: - Однако старик принес комочек в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на печку. Разогрелся горшочек, и стал снег таять. Вот и слышат старики, пищит что-то у печки. Они к горшочку, а там девочка: белая, как снег, глаза, словно голубенькие бусины, на щеках ямочки, роток у нее улыбается, волосок завивается!

(дети-актеры действуют по тексту)

Куда как хороша дочка - Снегурочка! Смотрят на нее Дед с Бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются!

(пронести по залу куклу "Снегурочка", рассмотреть ее)

К.Д. 2: - Да и Снегурочка диву дивится. Все для нее ново и незнакомо. Подскажем Снегурочке, что да где находится? Вот послушайте, что видит Снегурочка.

(усадить куклу).

II. Загадывание загадок.

1. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

2. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (печь)

3.

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдает,
Сам в угол идет. (ухват)

4.

На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается. (полотенце)

5.

У бабушки Матрены
Живет зверек мудреный,
Возле печки греется,
Без водички моется. (кошка)

6.

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (собака)

7.

Живет в норке,
Грызет корки,
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышка)

III.

К.Д. 1:

- Вот спасибо, детушки!
Все загадки разгадали! Не устали?
Может нам теперь пора
Поскорее со двора?!

К.Д. 2: - Собирайтесь, дедушка, бабушка!

Д.: - Я бы рад, да запамятовал, где мой поясок. А без него не могу на улицу выйти, люди засмеют.

К.Д.: - Не беспокойся, дедушка. Наши красны девицы такие рукодельницы, быстро тебе новый поясок сплетут.

Игра "Заплетем поясок" (5 девочек плетут из 5 лент поясок: взрослый держит все ленты в поднятой в верх руке за один конец, другой конец ленты - в руках у детей; крайние девочки поочередно проходят под лентами и становятся в середину, таким образом заплетая поясок). Звучит народная музыка.

К.Д.: - Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Постарались наши рукодельницы, вот тебе, дедушка, новый поясок.

(завязывает готовый пояс)

IV.

Б.

- Сам-то ты пригож.
И поясок у тебя хорош!
А плетень-то твой прохудился,
За зиму совсем развалился!

Д.

- Эй, народ, тень-тень, скорей,
Заплетай-ка плетень!

(Перенести куклу "Снегурочка" в угол. Все дети играют в игру "Заплетем плетень". Четыре команды строятся по четырем сторонам лицом в круг, дети держатся за руки.)

Игра "Заплетем плетень".

1 команда:

- Заплетися, плетень, заплетися,
Завяжися, узелок, Завяжися!

2 команда:

- Как заплелся, плетень, как заплелся,
Завязался узелок, завязался.

3 команда:

- Расплетися, плетень, расплетися,
Развяжися, узелок, развяжися.

4 команда:

- Как расплелся плетень, как расплелся,
Развязался узелок, развязался.

(первая строчка текста - команда идет вперед, соблюдая ритм, вторая строчка - назад)

К.Д. 1: - Расплетися, плетень, расплетися!

(дети разбегаются врассыпную)

К.Д. 2: - Заплетися, плетень, заплетися!

(дети встают на свои места; чья команда быстрее соберется)

Игру повторить 2-3 раза.

К.Д. 1: - Какой хороший плетень у нас получился!

К.Д. 2:

- Холод да метелицу прочь прогоним мы,
Встретим-ка с веселием проводы зимы!

V.

"Вот уж зимушка проходит" Хоровод.

Слова и музыка народные

VI.

К.Д. 1:

- Весело зимушку провожаем,
Да масленицу зазываем!
Ой, Масленица - Прасковея,
Приходи к нам поскорее!
Ой, Масленица - кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
С вареником, с блинами,
С мягкими пирогами,
С сыром, с маслом, с калачом
И печеным яйцом.

К.Д. 2: - А вы, ребята, умеете Масленицу зазывать?

Дети:

Широкая масленица!
Мы тобою хвалимся;
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица - добродейка,
Покатай нас хорошенько!

К.Д. 1:

- Ай, люли-люли-люли,
Карусель видна вдали,
Лодка к берегу плывет,
И в ней Фома с медведем.
Мишка лапой в бубен бьет,

Все: Мы сейчас подъедем!

К.Д. 2:

- Идут кататься нянюшки, и Ванюшки, и Танюшки.
Хотят повеселиться и братцы, и сестрицы.
Барыни - сударыни, вы куда шагаете?
Шли бы вы на карусель - место прозеваете!
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело!

В центре зала ставят карусель. Дети и взрослые берут по одной ленте, встают по кругу друг за другом.

Хором:

- Еле-еле, еле-еле завертели карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом,
Весело, весело, всем нам ехать весело.
Тише - тише, не спешите, карусель остановите,
Раз - два, раз - два, вот и кончилась игра.

К.Д. 1: - Еще покатаемся?

(повторить игру. бежать в другую сторону)

К.Д. 1:

- Много мест на карусели,
Накатались, подустали!
А теперь вы посидите
И немного отдохните.

(дети садятся на стулья)

VII.

К.Д. 2:

- Масленица, Масленица
Блинов выпеканщица,
Мы тебя встречаем,
Теперь провожаем,
Встречаем блинами,
Провожаем сухарями.
В кустах у реки
Кричали кулики:
- Масленка, откатись!
Весна - красна, подкатись!

К.Д. 1: - Давайте вместе Весну позовем!

Дети:

- Скворцы - молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!

(можно повторить)

К.Д. 2:

- Ребятушки, смотрите,
Чудо случается,
Снегурочка в Веснянку
Вдруг превращается!

Кукла Снегурочка на глазах детей превращается в Веснянку (перевернуть куклу).

К.Д. 2:

- Вот она, Веснянка наша.
Румяное личико,
Щечки, что яблочки,
Губки, что ягодки,
Носик-курносик пуговкой,
Глазки - серенькие, зубки - беленькие,
Ай, да красавица!

Дети рассматривают куклу.

Дети:

- Весна-красна!
Ты с чем пришла?

К.Д. 1:

- С сохой, бороной,
С лошадкой вороной,
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С травой шелковою,
С водой ключевою,
С калиной - малиной,
С красной рябиной!

К.Д. 2: - Красива наша Веснянка! (усадить куклу)

К.Д. 1:

- Теперь игра не развлечение,
А с большим, большим значением,
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок,
Прыгайте, как можно выше -
Можно прыгать выше крыши!

Дети встают, прыгают под музыку.

VIII.

К.Д. 2:

- Чтобы снег растаял поскорее,
Стало на земле теплее,
Давайте на помощь Весне
Солнышко позовем!

Пока дети проговаривают заклички, готовится стол со скатертью, клей ПВА в плоской емкости, салфетки, квадратные лоскуты ткани желтых оттенков 7х7 см, картонная основа "Солнышко", заготовка лица.

а)

Солнышко - ядрышко.
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают
Весну - красну кликают!

б)

Солнышко - ведрышко,
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зеленую,
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!

в)

Солнышко - ведрышко!
Взойди скорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят!

IX.

К.Д. 2: - Давайте сами солнышко сделаем. Проходите в светелку-рукодельницу. Отдавая Солнышку свой лучик, пожалуйста, не забудьте сказать ему добрые, лаковые слова.

Дети по одному подходят к столу. выбирают квадратный лоскут, складывают его в треугольник, обмакивают срезы в клей и приклеивают по кругу на картонную основу таким образом, чтобы каждый следующий ряд перекрывал начало предыдущего. Приклеивая лучик, ребенок произносит:

"- Ой, ты, солнышко,

- Ой, ты доброе,

- Ой, ты красное,

- Ой, ты ласковое,

- Ты и кормишь,

- Ты и греешь... и т.д." ,- и возвращается на свое место.

X.

К.Д. 2:

- Ай, да Солнышко получилось!
Засияло, засветило!
Снег растопило, и побежал ручеек.

Хоровод с перестроениями "Ручеек"

Дети остались в кругу.

К.Д. 1: - Посмотрите, какой большой круг получился, будто солнышко! А оно круглое, желтое и румяное, как блины на Масленицу.

К.Д. 2: - Любите блины? Знаете песни про них?

Песня "Ой, блины, блины..."

Музыка и слова народные

К.Д. : - Гости дорогие, попробуйте наше угощение!

(угощение детей и гостей блинами)

К.Д.: Вот и закончился праздник, а мы прощаемся с вами до следующей Масленицы.

Список использованной литературы

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высших учеб. заведений. - М. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: практическое пособие. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
  3. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М.: Сфера, 2006.- 320 с.
  4. Народное искусство в воспитании дошкольников: книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / под ред. Комаровой Т.С. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 256 с.
  5. Одоевский В., Михайлов М. Новогодние сказки М.: Росмэн, 2010. - 64 с.
  6. Российский этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. - СПб: "Детство - пресс", 2001. - 192 с.