Цели:
- Формировать умение строить предложение,
- Устанавливать связь между словами и предложениями.
Оборудование: мел, доска, орфографические словари
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока
На доске:
ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ
- Из данных слогов составьте слово.
- Тема нашего урока "ПРЕДЛОЖЕНИЕ". На уроке будем составлять предложения из слов и составлять текст из предложений.
На доске:
- Составьте предложения по данным схемам.
2. Чистописание
1.
Буква Б проснётся рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
(В. Степанов)
- Сегодня на чистописании пишем слова с буквой Б.
2. Игра "Собери слова"
- Если правильно расставишь буквы, получите название животных, каждое из которых содержит буквы Б.
На доске:
- БРУСКА
- ВЮРДЛЕБ
- АБЛЕК
- ОБКАСА
- БЕРЗАЁ
(барсук, верблюд, белка, собака, зебра)
3. Ознакомление со словом из словаря
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарным словом. Учебник
- Что такое учебник? (Книга для обучения какому - нибудь отдельному предмету.)
- Прочитайте его с ударением.
- Сколько слогов в этом слове?
- На какой слог падает ударение?
- Найди опасное место в этом слове.
- Составь предложение с этим словом.
- Запиши слово учебник в свои словарники.
4. Работа по теме урока
1. Работа над текстом.
С. 8, упражнение 10
- Прочитайте текст.
- Докажите что это текст, а не отдельные предложения.
- Сколько предложений в тексте? Какой знак стоит в конце последнего предложения?
- Как оформлять текст? (Первое предложение записано с красной строки)
Красная строка
Книги на Руси начали печатать немногим более четырёх веков назад, а до этого их переписывали от руки.
Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной. Замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с большим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало красивый) и дала жизнь выражению "писать с красной строки".
- Что ещё заметили? (Есть заголовок)
Спишите текст, диктуя по слогам.
Проверка.
- Проверьте свою запись по учебнику.
- Какие знаки вы поставили в конце каждого предложения?
- Чем отличается предложение от текста?
- Из чего состоит предложение? А текст?
2. Работа над правилом.
Страница 8
- Прочитайте правило.
- Из чего состоит текст и предложения?
- Любые слова называются предложением?
- Прочитайте ещё раз правило. Закройте учебники. Перескажите правило своему соседу. Дома повторите его.
5. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложила назад
6. Закрепление
Работа над предложением
На доске:
кот, у, Тишка, жил, Миши
душистая, лугу, на, трава
Веры, карандаши, у, новые
- Это предложения? Почему?
- Составьте предложения из данных слов.
- Как оформляем данные слова?
- Запиши схемы к данным предложениям.
7. Итог урока.
- Что такое текст?
- Что такое предложение?
- С каким словом из словаря познакомились?