"Предложение и текст". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Формировать умение строить предложение,
  • Устанавливать связь между словами и предложениями.

Оборудование: мел, доска, орфографические словари

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

На доске:

ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ

- Из данных слогов составьте слово.

- Тема нашего урока "ПРЕДЛОЖЕНИЕ". На уроке будем составлять предложения из слов и составлять текст из предложений.

На доске:

 

- Составьте предложения по данным схемам.

2. Чистописание

1.

Буква Б проснётся рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
(В. Степанов)

- Сегодня на чистописании пишем слова с буквой Б.

2. Игра "Собери слова"

- Если правильно расставишь буквы, получите название животных, каждое из которых содержит буквы Б.

На доске:

  • БРУСКА
  • ВЮРДЛЕБ
  • АБЛЕК
  • ОБКАСА
  • БЕРЗАЁ

(барсук, верблюд, белка, собака, зебра)

3. Ознакомление со словом из словаря

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарным словом. Учебник

- Что такое учебник? (Книга для обучения какому - нибудь отдельному предмету.)

- Прочитайте его с ударением.

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Найди опасное место в этом слове.

- Составь предложение с этим словом.

- Запиши слово учебник в свои словарники.

4. Работа по теме урока

1. Работа над текстом.

С. 8, упражнение 10

- Прочитайте текст.

- Докажите что это текст, а не отдельные предложения.

- Сколько предложений в тексте? Какой знак стоит в конце последнего предложения?

- Как оформлять текст? (Первое предложение записано с красной строки)

Красная строка

Книги на Руси начали печатать немногим более четырёх веков назад, а до этого их переписывали от руки.

Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной. Замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с большим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало красивый) и дала жизнь выражению "писать с красной строки".

- Что ещё заметили? (Есть заголовок)

Спишите текст, диктуя по слогам.

Проверка.

- Проверьте свою запись по учебнику.

- Какие знаки вы поставили в конце каждого предложения?

- Чем отличается предложение от текста?

- Из чего состоит предложение? А текст?

2. Работа над правилом.

Страница 8

- Прочитайте правило.

- Из чего состоит текст и предложения?

- Любые слова называются предложением?

- Прочитайте ещё раз правило. Закройте учебники. Перескажите правило своему соседу. Дома повторите его.

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложила назад

6. Закрепление

Работа над предложением

На доске:

кот, у, Тишка, жил, Миши

душистая, лугу, на, трава

Веры, карандаши, у, новые

 - Это предложения? Почему?

- Составьте предложения из данных слов.

- Как оформляем данные слова?

- Запиши схемы к данным предложениям.

7. Итог урока.

- Что такое текст?

- Что такое предложение?

- С каким словом из словаря познакомились?