Программное содержание
Образовательные задачи: закрепить понятия "общественно-городской транспорт". Виды и назначение городского транспорта, закрепить знания основных сигналов светофора (красный, зеленый). Познакомить со знаками, определяющими места нахождения остановок общественного транспорта.
Развивающие задачи: продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, умение слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь.
Воспитательные задачи: учить детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка, как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей, воспитывать чувство ответственности за ситуацию на дороге, как у полноправного участника дорожного движения (пешехода). Воспитывать чувство взаимопомощи, желание помочь Зайчонку не попасть в беду.
Словарная работа: продолжать вводить в активную речь понятия - "светофор", "пешеход", "дорожное движение", "машины", "транспорт", "общественный транспорт", "автобус", "трамвай", "троллейбус", "пассажир". Ввести новое понятие "остановка общественного транспорта"
Методические приемы: использование игровой ситуации, загадки, слайды, использование стихотворений. Дидактическая игра "Назови одним словом ", подвижная игра и "Займи свое место", использование наглядного материала.
Оборудование:
Наглядный материал: игрушка "Заяц", слайд или картинки с изображением трамвая, троллейбуса, автобуса, макет двухцветного светофора или слайд с его изображением, дорожные знаки определяющие места остановок автобуса и трамвая.
Предварительная работа: занятия проведенные согласно годовому плану работы, беседа о значении цветов светофора для пешеходов, чтение аппликация, наблюдение за движением транспорта.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей подойти к нему: "знаете, ребята, к нам сегодня в гости обещал придти лесной житель.
Отгадайте, кто это?
"Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы - уши больше головы". (Заяц)
Ответы детей:
Воспитатель: "Правильно! А вот и он, проходи Заинька, не стесняйся".
Заяц: "Здравствуйте, ребята! Как долго я к вам добирался. У нас в лесу хорошо, тихо, птички поют. А прибежал я в город, там все гудит, шумит, едет на колесах. Так испугался.
Чуть меня не задавили. Что же это такое было?"
Ответы детей: (машины, автомобили, транспорт).
В - ль: "Ребята, давайте расскажем Зайке, какие машины мы знаем".
Ответы детей: (трамвай, автобус, троллейбус).
В - ль: "А теперь, Зайка, я буду загадывать загадки, а ребята их будут отгадывать. А ты слушай внимательно и если сможешь, помогай. Игра с загадками называется "Если знаешь - отвечай".
1.
Если знаешь - отвечай
По рельсам движется:(трамвай)
2.
Любят ездить все, все, все,
На большом:(автобусе)
3.
Я мчусь, держась за провода,
Не заблужусь я никогда (троллейбус)
(на правильном ответе воспитатель показывает слайды или картинки)
В - ль: "Вот видишь, Заинька, какие наши дети молодцы! Они все знают. А теперь, скажите-ка Зайке, для чего нужны нам машины, транспорт"?
Ответы детей: (чтобы ездить в детский сад, в гости, чтобы быстрее передвигаться и т.д.)
Ребенок:
Он и вежливый и строгий
Он известен на весь мир
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Ребенок:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
Я всем людям помогаю,
И тебе хочу помочь.
(на груди у ребенка макет светофора или в - ль показывает слайд с изображением светофора)
В - ль: "Знаешь, Зайка, светофор подает нам разные световые сигналы, а наши ребята уже хорошо знают, что нужно делать на разные сигналы светофора".
Ребенок:
"Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
"Проходите, путь открыт!"
(показ слайдов с сигналами светофора или макет светофора).
В - ль: "А сейчас, чтобы Зайка лучше запомнил сигналы светофора, поиграем игру, которая называется "Займи своё место"
(Проводится игра) Приложение №2
В - ль: "Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня нового узнал. Расскажи всем лесным жителям о светофоре, о правилах дорожного движения, о городском транспорте, чтобы они знали и не боялись к нам в гости ходить.
Зайка:
"Вы знаете, я понял,
Правила движения, все без исключения
Знать должны зверята - зайцы и лисята,
Барсуки и мишки, умные детишки".
В - ль: "А на прощание дети приготовили тебе подарок. Дети дарят Зайчонку свои работы, выполненные накануне, на занятии по аппликации, по теме: "Автобус".
"МОЛОДЦЫ!"
Приложение № 1
Игра "Найди лишнее"
Цель: развитие внимания, памяти
Материал: атрибуты игры "Азбука дорожного движения", руль, жезл, свисток, накидка "ДПС", ножницы, весы, накидка "Автобус" и т.п.
Содержание игры: педагог сообщает, что необходимо помочь регулировщику. Среди необходимых для его работы предметов имеются "лишние", дети убирают ненужные для работы регулировщика предметы.
Приложение № 2
Подвижная игра "Займи свое место"
Цель: ориентировка в пространстве
Материал: цветные мелки или вырезанные круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание игры: игра проводится на любой открытой площадке. Каждый из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (сигналы светофора: красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий находится в центре площадки и говорит: "Раз, два, три! В светофор беги!".
Играющие стараются как можно быстрее занять своё место (кружок). Ведущий тоже старается занять какой-либо свободный кружок (место). Тот, кто успел занять своё место, становится ведущим.
Список использованной литературы
- Г.А. Галеева, С.М. Гафарова, З.Л. Ишниязова, Р.Ш. Ахмадиева, (под общ. ред. Д.М. Мустафина.) - Казань. ГУ " НЦ Б.Ж.Д. ", 2009г.
- Дорожные истории.Обучающая книга - раскраска по правилам дорожного движения.Альбина Абсалямова. Казань 2011.
- Собери знаки. Игра - головоломка. Фонд Б.Д.Д. ГИБДД г. Наб.Челны.
- Операция зебра. 2009г.