Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени существительном.
Задачи урока:
Образовательные
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать навыки связной речи.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий;
- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах, группах;
- учить адекватно оценивать себя и других.
Развивающие
- развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;
- учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- учить эстетически воспринимать слово, речь;
- развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные.
Общеучебные умения и навыки, отрабатываемые на данном уроке:
- умение планировать свои действия при выполнении разбора имени существительного как части речи, опираясь на алгоритм разбора;
- умение организовывать самостоятельную работу на этапах отработки постоянных и непостоянных признаков имени существительного;
- умение оценивать свою работу на основе критериев в “ Карте успеха”.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная (самостоятельная), фронтальная, групповая, в парах.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Приемы реализации методов: беседа, анализ, самостоятельная работа, работа с творческим заданием, дифференциация задания по степени самостоятельности учащихся и по объему задания.
Оборудование:
- компьютер, экран;
- карточки с заданиями, “Карта успеха”;
- презентация (среда POWER POINT);
- учебник русского языка Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова /М. “ Дрофа”, 2008 год;
- программно – методический комплекс “ Русский язык. Начальная школа. 4 класс”.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Чистописание (2 мин).
- Изучение нового материала (15 мин).
- Проверка усвоения и закрепление (13 мин).
- Самостоятельная работа (5 мин).
- Итог урока (2 мин).
- Домашнее задание (2 мин).
Конспект урока по русскому языку
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Ситуация успеха
Учитель: (в дальнейшем УЧ:)
- Для чего, ребята, мы изучаем русский язык?
- Хотите ли вы узнать еще больше сведений о русском языке?
- А кто и что вам будут помогать в постижении знаний русского языка?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Верно, тема нашего урока сегодня: “ Имя существительное” (Слайд №1)
- Мы уже говорили об этой части речи и во 2 , и 3 классе. Как вы, думаете, какова же цель сегодняшнего урока? (обобщить наши знания об имени существительном)
Слайд №2 (На экране картина с изображением осеннего пейзажа. На доске записан отрывок из стихотворения А. С. Пушкина “ Уж небо осенью дышало…”)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
Короче становился день,
…
Приближалась довольно скучная пора
(А.С. Пушкин)
Уч: – На дворе осень. И даже на уроках мы чувствуем ее присутствие; в словах, предложениях, поэтических строках.
– Сегодня на уроке русского языка мы будем не только выполнять задания, но и вспоминать признаки осени, ее приметы.
– А осенние листы помогут нам в оценивании своей работы по “ Карте успеха”.
Карта успеха
Выполнил без ошибок | Допустил 1-2 ошибки | Допустил более 2 ошибок | |
1. Тест | |||
2. Минутка чистописания | |||
3. Словарная работа | |||
4. Повторение постоянных признаков им. сущ. | |||
5. Повторение непостоянных признаков им. сущ. | |||
6. Самостоятельная работа |
2. Чистописание
А) – Мы подготовим наши руки к работе (пальчиковая гимнастика).
– Возьмите ручку и прокатите ее между ладошек. Катаем медленно, а теперь быстрее (повторяем несколько раз). Отложите ручку. Хорошенько разотрите ладошки. Приложите ладони к лицу. Если вы ощущаете тепло, значит, ваши руки готовы к работе.
– Запишите число, классная работа.
Б) – Выполним тест.
– Если утверждение является правильным, записываем строчную букву “ п”, если неправильным, строчную букву “н”.
– Итак:
* прямая речь заключается в кавычки;
* первое слово прямой речи пишется с маленькой
буквы;
* прямая речь может стоять только после слов
автора;
* если прямая речь стоит перед словами автора, то
после нее обязательно ставится тире.
– Проверьте себя. Слайд №3 (п н н п)
– Оцените свою работу на карте успеха.
– Продолжите до конца строки не нарушая закономерность.
– Какие каллиграфические навыки нужно соблюдать при выполнении записи?
– Подчеркните самую удавшуюся букву.
– Оцените свою работу на карте успеха.
3. Словарная работа
– Осень – пора урожая. Давайте и мы соберем урожай из словарных слов.
(На доске записи словарных слов)
вет…р | …гурец |
к…рзина | пр…рода |
обл…ко | ябл…ко |
…г…род | п…м…дор |
– Выпишите только те слова, которые относятся к теме “ Урожай”.
(1 учащийся выписывает у доски)
– Проверьте себя. Оцените свою работу на карте успеха.
4. Тема урока
– Посмотрите на словарные слова.
– К какой части речи они относятся?
– А сейчас поработаем в группах.
Мозговой штурм: (работа в группах) (Слайд №4)
(Каждой группе дается ряд вопросов для обсуждения. После общего обсуждения представитель группы отвечает на вопрос учителя)
- Что такое имя существительное?
- Какие признаки мы знаем?
- Назовите постоянные признаки.
- Назовите непостоянные признаки.
– Молодцы. Свои теоретические знания отработаем на практических упражнениях.
5. Отработка постоянных признаков имен существительных
Слайд №5
– На слайде вы видите слова – перевертыши. Сейчас вы должны подумать и записать названия нужных слов. Я, небольшой аннотацией к слову, помогу вам.
* Садовый и полевой цветок
* Явление осени
* Осенью он моросящий, холодный, грибной
* Тут и плод и растение
* Золотые колосья и место их произрастания
(1. Рлоазндыш 2. Илстопад 3. Джодь 4. Шишакоснас 5. Оржьлепо Ответы: 1. Роза, ландыш 2. Листопад 3. Дождь 4. Шишка, сосна 5. Рожь, поле)
– Проверьте себя. Слайд №6
– Назовите имена существительные женского рода., мужского .рода., среднего рода
– Найдите сложное слово. (листопад)
– Из каких корней оно образовалось?
– Помните: – В русском языке только имена существительные могут быть сложными словами
Работа в парах
– Осень, особенно золотая, приносила с собой вдохновение для многих поэтов. Так, в ноябре 1834 года А. С. Пушкин пишет одну из своих известных сказок.
– У вас на парте карточка с записанным отрывком произведения А. С. Пушкина.
Старший молвил: “ Что за диво!
Все так чисто и красиво,
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
– Прочитайте в парах.
– Из какой он сказки?
(“ Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
– 1. Задание. Прочитайте, подчеркните в данном отрывке только одушевленные имена существительные.
– 2. Задание. Выпишите только те существительные, в которых есть суффиксы, придающие ласковое значение.
– Проверьте себя. Слайд №7.
– Оцените свою работу на карте успеха.
6. Физминутка. Отработка непостоянных признаков имен существительных
А) Зрительная гимнастика
Б) – Если назову имена существительные в единственном числе нужно делать наклоны, если во множественном числе – присесть.
(Слова: гаражи, карандаш, ландыши, мороз, дома, инженеры, пейзаж, водопады)
– Прочитайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина “ Евгений Онегин”.
Слайд №8
– Чему посвящен этот отрывок?
– Какие имена существительные использовал поэт?
А) – Найдите им. существительное, употребляемое только в единственном числе. (погода, природа)
Б) – Найдите и объясните все имеющиеся орфограммы.
В) – Найдите грамматическую основу предложения.
Г) – Объясните постановку знаков препинания.
Д) – Запишите отрывок в тетради по памяти.
– Проверьте себя. Оцените работу на карте успеха.
7. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 66. Выполним устно упражнение №1.
8. Контрольный вопрос (Слайд №9)
– Составьте научный рассказ об имени существительном, опираясь на схему.
9. Рефлексия
– Посчитайте группы листьев.
– Каких листьев ты выбрал больше?
– Этим последним листопадом простимся с осенью и приготовимся к встрече зимы.
10. Домашнее задание. (Слайд №10)
– Напишите рассказ по теме: “ Осень”. Используй слова: осень, отлет, дожди, шелест, ветер.
11. Слайд №11
– МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!