Проект учебного занятия по русскому языку по теме "Имя существительное. Общие сведения об имени существительном". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени существительном.

Задачи урока:

Образовательные

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • формировать навыки связной речи.

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий;
  • воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах, группах;
  • учить адекватно оценивать себя и других.

Развивающие

  • развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;
  • учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
  • учить эстетически воспринимать слово, речь;
  • развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные.

Общеучебные умения и навыки, отрабатываемые на данном уроке:

  • умение планировать свои действия при выполнении разбора имени существительного как части речи, опираясь на алгоритм разбора;
  • умение организовывать самостоятельную работу на этапах отработки постоянных и непостоянных признаков имени существительного;
  • умение оценивать свою работу на основе критериев в “ Карте успеха”.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная (самостоятельная), фронтальная, групповая, в парах.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Приемы реализации методов: беседа, анализ, самостоятельная работа, работа с творческим заданием, дифференциация задания по степени самостоятельности учащихся и по объему задания.

Оборудование:

  • компьютер, экран;
  • карточки с заданиями, “Карта успеха”;
  • презентация (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова /М. “ Дрофа”, 2008 год;
  • программно – методический комплекс “ Русский язык. Начальная школа. 4 класс”.

План урока:

  • Организационный момент (1 мин).
  • Чистописание (2 мин).
  • Изучение нового материала (15 мин).
  • Проверка усвоения и закрепление (13 мин).
  • Самостоятельная работа (5 мин).
  • Итог урока (2 мин).
  • Домашнее задание (2 мин).

Конспект урока по русскому языку

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Ситуация успеха

Учитель: (в дальнейшем УЧ:)

  • Для чего, ребята, мы изучаем русский язык?
  • Хотите ли вы узнать еще больше сведений о русском языке?
  • А кто и что вам будут помогать в постижении знаний русского языка?
  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
  • Верно, тема нашего урока сегодня: “ Имя существительное” (Слайд №1)
  • Мы уже говорили об этой части речи и во 2 , и 3 классе. Как вы, думаете, какова же цель сегодняшнего урока? (обобщить наши знания об имени существительном)

Слайд №2 (На экране картина с изображением осеннего пейзажа. На доске записан отрывок из стихотворения А. С. Пушкина “ Уж небо осенью дышало…”)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
Короче становился день,

Приближалась довольно скучная пора

(А.С. Пушкин)

Уч: – На дворе осень. И даже на уроках мы чувствуем ее присутствие; в словах, предложениях, поэтических строках.

– Сегодня на уроке русского языка мы будем не только выполнять задания, но и вспоминать признаки осени, ее приметы.

– А осенние листы помогут нам в оценивании своей работы по “ Карте успеха”.

Карта успеха

  Выполнил без ошибок Допустил 1-2 ошибки Допустил более 2 ошибок
1. Тест

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа

4. Повторение постоянных признаков им. сущ.

5. Повторение непостоянных признаков им. сущ.

6. Самостоятельная работа

2. Чистописание

А) – Мы подготовим наши руки к работе (пальчиковая гимнастика).

– Возьмите ручку и прокатите ее между ладошек. Катаем медленно, а теперь быстрее (повторяем несколько раз). Отложите ручку. Хорошенько разотрите ладошки. Приложите ладони к лицу. Если вы ощущаете тепло, значит, ваши руки готовы к работе.

– Запишите число, классная работа.

Б) – Выполним тест.

– Если утверждение является правильным, записываем строчную букву “ п”, если неправильным, строчную букву “н”.

– Итак:

* прямая речь заключается в кавычки;
* первое слово прямой речи пишется с маленькой буквы;
* прямая речь может стоять только после слов автора;
* если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее обязательно ставится тире.

– Проверьте себя. Слайд №3 (п н н п)

– Оцените свою работу на карте успеха.

– Продолжите до конца строки не нарушая закономерность.

– Какие каллиграфические навыки нужно соблюдать при выполнении записи?

– Подчеркните самую удавшуюся букву.

– Оцените свою работу на карте успеха.

3. Словарная работа

– Осень – пора урожая. Давайте и мы соберем урожай из словарных слов.

(На доске записи словарных слов)

вет…р …гурец
к…рзина пр…рода
обл…ко ябл…ко
…г…род п…м…дор

– Выпишите только те слова, которые относятся к теме “ Урожай”.

(1 учащийся выписывает у доски)

– Проверьте себя. Оцените свою работу на карте успеха.

4. Тема урока

– Посмотрите на словарные слова.

– К какой части речи они относятся?

– А сейчас поработаем в группах.

Мозговой штурм: (работа в группах) (Слайд №4)

(Каждой группе дается ряд вопросов для обсуждения. После общего обсуждения представитель группы отвечает на вопрос учителя)

  • Что такое имя существительное?
  • Какие признаки мы знаем?
  • Назовите постоянные признаки.
  • Назовите непостоянные признаки.

– Молодцы. Свои теоретические знания отработаем на практических упражнениях.

5. Отработка постоянных признаков имен существительных

Слайд №5

– На слайде вы видите слова – перевертыши. Сейчас вы должны подумать и записать названия нужных слов. Я, небольшой аннотацией к слову, помогу вам.

* Садовый и полевой цветок
* Явление осени
* Осенью он моросящий, холодный, грибной
* Тут и плод и растение
* Золотые колосья и место их произрастания

(1. Рлоазндыш 2. Илстопад 3. Джодь 4. Шишакоснас 5. Оржьлепо Ответы: 1. Роза, ландыш 2. Листопад 3. Дождь 4. Шишка, сосна 5. Рожь, поле)

– Проверьте себя. Слайд №6

– Назовите имена существительные женского рода., мужского .рода., среднего рода

– Найдите сложное слово. (листопад)

– Из каких корней оно образовалось?

Помните: – В русском языке только имена существительные могут быть сложными словами

Работа в парах

– Осень, особенно золотая, приносила с собой вдохновение для многих поэтов. Так, в ноябре 1834 года А. С. Пушкин пишет одну из своих известных сказок.

– У вас на парте карточка с записанным отрывком произведения А. С. Пушкина.

Старший молвил: “ Что за диво!
Все так чисто и красиво,
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей
будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.

– Прочитайте в парах.

– Из какой он сказки?

(“ Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

– 1. Задание. Прочитайте, подчеркните в данном отрывке только одушевленные имена существительные.

– 2. Задание. Выпишите только те существительные, в которых есть суффиксы, придающие ласковое значение.

– Проверьте себя. Слайд №7.

– Оцените свою работу на карте успеха.

6. Физминутка. Отработка непостоянных признаков имен существительных

А) Зрительная гимнастика

Б) – Если назову имена существительные в единственном числе нужно делать наклоны, если во множественном числе – присесть.

(Слова: гаражи, карандаш, ландыши, мороз, дома, инженеры, пейзаж, водопады)

– Прочитайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина “ Евгений Онегин”.

Слайд №8

– Чему посвящен этот отрывок?

– Какие имена существительные использовал поэт?

А) – Найдите им. существительное, употребляемое только в единственном числе. (погода, природа)

Б) – Найдите и объясните все имеющиеся орфограммы.

В) – Найдите грамматическую основу предложения.

Г) – Объясните постановку знаков препинания.

Д) – Запишите отрывок в тетради по памяти.

– Проверьте себя. Оцените работу на карте успеха.

7. Работа по учебнику.

– Откройте учебник на с. 66. Выполним устно упражнение №1.

8. Контрольный вопрос (Слайд №9)

– Составьте научный рассказ об имени существительном, опираясь на схему.

9. Рефлексия

Посчитайте группы листьев.

Каких листьев ты выбрал больше?

Этим последним листопадом простимся с осенью и приготовимся к встрече зимы.

10. Домашнее задание. (Слайд №10)

– Напишите рассказ по теме: “ Осень”. Используй слова: осень, отлет, дожди, шелест, ветер.

11. Слайд №11

– МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!

Презентация