Урок литературного чтения в 3-м классе по теме: «В.Бианки. “Неслышимка”»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством В. Бианки;
  • обобщить знания о произведениях писателя;
  • развивать навыки осознанного, беглого чтения;
  • совершенствовать навыки составления плана и умения работать с иллюстрацией;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование: запись "Голоса птиц", игра "Натуралист", рисунки птиц, учебник Р.Н. Бунеева "Литературное чтение".

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

  • Выразительное чтение 2 части рассказа А. Бианки "Неслышимка".
  • Пересказ отрывка.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим чтение рассказа В. Бианки "Неслышимка" и отметим особенности его творчества. А также мы вспомним произведения этого писателя и поиграем в игру.

4. Изучение нового материала.

Речевая минутка.

Прочитай скороговорку быстро и чётко.

Под деревом тетерев тетерева встретил:
"Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?"
Тетерев тетереву в ответ:
"Мои тетеревята - здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!"

О каких птицах вы прочитали?

А какую же тайну раскрыл старый учёный с помощью внучки в рассказе "Неслышимка"?

Выборочное чтение 2 и 3 частей.

  1. В чём особенность 2 части?
  2. Зачем автор включает в свой рассказ описание луга, леса и их обитателей, ведь он же изучает только птиц?
  3. Прочитай описание леса перед дождём.
  4. Какие звуки учёный услышал в тишине луга?
  5. Что вы можете сказать о человеке, который может столько услышать и увидеть? (Он любит природу.)
  6. Прочитай описание тишины на лугу.
  7. Прочитай строчки, где описывается поведение этой птички.
  8. В чём же заключается её оригинальность?
  9. Прочитай последнее предложение рассказа.
  10. В чём же оказалась права девочка?

Работа над образом птички.

Выпиши названия птички этой птички в порядке их употребления в тексте.

Неслышимка - горбатенькая птичка - немой певец - обыкновенный сверчок - камышовка-сверчок.

Что же это за таинственная птичка?

Чтение текста о камышовке в энциклопедии.

Физкультминутка.

Игра "Прилетели птицы"

Я буду называть только названия птиц. Если вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби и синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!

Беседа о творчестве В. Бианки.

  1. Как вы думаете, чему нас учат произведения В. Бианки?
  2. К чему он нас призывает? (Любить природу, быть внимательными, заботливыми.)
  3. Кто же герои его произведений?

Но самые любимые персонажи - это птицы.

Звучит запись "Голоса птиц".

Игра "Натуралист".

В этом тексте затаилось семь птиц.

СЕМЬ ПТИЦ.

Девочка устроила столовые для птиц. Во дВОР ОНА вышла, убрала в углу муСОР. ОКАзалось, тут удобнее, вообЩЕ ГОЛое место.Кормила здесь крупных птиц колбаСОЙ, КАшей. Другая столовая - выСОКО, Лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать К ЛЕСТнице, инаЧЕ ЧЕТКАя подкормка не получится, кормушку не достать.

5. Викторина по произведениям В. Бианки.

Теперь наступил викторины черёд,
Ребят на страницах давно она ждёт.
Скорей на вопросы, друзья, отвечайте,
Произведения все вспоминайте!

  1. Кто подумал, что удивит щенка, героя рассказа "Первая охота"? (улитка, удод, утка).
  2. Почему кукушка подкинула своё яйцо в гнездо мухоловки-пеструшки? (оно было первым встретившимся, ей было всё равно, это место показалось ей надёжным).
  3. Под каким деревом стоял муравейник, в котором проживал муравьишка? (под сосной, под дубом, под берёзой).
  4. Чем поёт бекас? (крыльями, хвостом, хохолком на голове).
  5. У какой птицы нос похож на долото? (дятел, тукан, цапля).
  6. Кто рассказал Зинке про календарь и месяца года? (старый воробей, сорока, подружка синичка).
  7. Почему мышонок осмелился и решил вылезти из-за сундука днём? (захотел есть, стало скучно, услышал игру мальчика на дудочке).
  8. Кого первым встретил мышонок Пик, когда ночью после кораблекрушения искал пищу на берегу? (лису, лягушат, белку).

Итог урока.

  • О какой птице вы узнали из рассказа В. Бианки?
  • Чему учит нас это произведение?
  • Что нового узнали о писателе-натуралисте В. Бианки?

Д/З. Выучить описание тишины, подобрать загадки, пословицы, поговорки о природе.