Цель занятия: Познакомить детей с наземным пассажирским транспортом.
Задачи:
Обучающая: Обобщить и систематизировать представления детей о наземном пассажирском транспорте. Познакомить с назначением пассажирского транспорта, с составными частями машины. Формировать обобщающее понятие "Транспорт".
Коррекционно-развивающая: Развивать у детей логическое мышление, внимание, память.
Воспитывающая: Воспитывать уважительное отношение к герою-рассказчику, интерес к познанию окружающего мира, интерес к обучению и игре.
Оборудование: Магнитофон, магнитная доска, магниты.
Для воспитателя: Магнитофон, магнитная доска, магниты. Картинки с изображением транспорта: легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, поезд. Кукла Мастер-Самоделкин, игрушки-машинки.
Для детей: Листок с заданием, цветные карандаши.
Воспитатель: - Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях необыкновенный человечек, хочет с вами познакомиться и рассказать много интересного.
/Воспитатель держит в одной руке куклу/
Самоделкин:
- Здравствуйте, ребята!
Я мастер, зовусь Самоделкин,
Мне по плечу любые поделки,
Машины чиню, изобретаю,
И, конечно, все о них знаю.
Вам расскажу, не поленюсь,
Знаниями поделюсь.
(В.Евдокимова)
Самоделкин: - Много знаю я загадок про разные машины, ребята, отгадаете их? Слушайте внимательно, думайте хорошенько! Первая загадка:
Я машина, Жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.
/Легковой автомобиль/
Самоделкин: - Как вы считаете, ребята, про какой автомобиль загадка? Правильно, про легковой.
- Посмотрите, на доске картинки, на которых нарисованы машины, давайте поиграем, я буду показывать на автомобиль, если автомобиль легковой - хлопайте в ладошки, если покажу на другую машину - сидите тихонько. Хорошо?
Игра "Посмотри-угадай".
Самоделкин: - Молодцы, ребята, угадали легковой автомобиль. Как вы считаете, для чего нужен легковой автомобиль? (Ответы детей) На легковом автомобиле люди ездят на работу, за покупками, на отдых или в гости в другие города. Для того, что бы автомобиль мог ехать, его заправляют бензином. Что есть у автомобиля? /показывает на картинки, дети отвечают/
У автомобиля есть руль, колеса, фары и сердце машины - мотор.
- А теперь вторая моя загадка:
Точно, вовремя и ловко,
Подъезжаю к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, -
Пассажиры вы теперь.
/Автобус/
Самоделкин: - Подумайте, ребятки, какую машину я загадал? Вот молодцы, опять правильно ответили - это автобус. Давайте его угадаем среди картинок на доске. Смотрите внимательно и хлопайте в ладошки, если я покажу на картинке автобус.
Игра "Посмотри-угадай" (продолжение).
Самоделкин: - Правильно, ребята, вы угадали автобус, который перевозит людей - пассажиров. У автобуса есть несколько дверей, в которые входят и выходят пассажиры. А где люди ждут автобус? (Ответы детей) Люди ждут автобус на остановке. Чтобы автобус мог ехать, ему тоже необходим бензин. У автобуса есть руль, колеса, фары, мотор.
Самоделкин: - Послушайте, ребятки, мою третью загадку:
Я транспорт умный,
Быстрый и почти бесшумный.
Я по рельсам не стучу,
Я колесами кручу,
Без бензина обхожусь,
Я весь день для вас тружусь.
Вот беда! Отключен свет, -
Мне без света хода нет.
/Троллейбус/
Самоделкин: - Если кто-то из вас не знает, я подскажу, это - троллейбус. Ему не нужен бензин, у троллейбуса есть длинные штанги, которыми он цепляется к электрическим проводам, получает ток и может двигаться
Вот какие бывают машины,
Руль у них, колеса и шины.
Едут быстро и фарами светят,
Посмотрите, на них, дети!
(В. Евдокимова)
/показывает на картинки, на которых нарисованы автобус, легковой автомобиль и троллейбус/
Самоделкин: - Ребята, а кто управляет автомобилями, автобусами, троллейбусами? /Ответы детей: Водитель, шофер./ Правильно. Давайте с вами поиграем в игру, которая называется "Мы - шоферы".
Физкультминутка: "Мы - шоферы".
/все дети встают в круг/
Едем, едем на машине.
/имитируют движения рулем/
Нажимаем на педаль.
/ногу сгибают, вытягивают/
Газ включаем, выключаем,
/воображаемый рычаг поворачивают/
Смотрим пристально мы вдаль.
/приставляют ладонь ко лбу/
"Дворники" счищают капли,
/руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо/
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
/над головой пошевеливают пальцами рук/
Мы - шоферы хоть куда!
/поднимают вверх большие пальцы рук/
Самоделкин: - Поиграли, а теперь снова присядем. /Дети усаживаются за столики./ А еще загадочку отгадаете?
Впереди - электровоз,
Он вагончики повез,
Этот конь очень скор,
Мчит вперед во весь опор!
И свистит он, и стучит,
Нет, он вовсе не сердит!
У окошка пассажир -
Из окна глядит на мир.
/Поезд/
Самоделкин: - Конечно, ребята, это поезд! Я очень рад, что вы все знаете, вы очень умные ребята! Угадайте поезд на картинках.
Игра "Посмотри-угадай" (продолжение).
Самоделкин: - Молодцы! Поезд ездит по рельсам, поездом управляет машинист.
Воспитатель: - Самоделкин, я знаю игру, которая так и называется "Поезд", давай поиграем? Ребята, давайте, поиграем? Присаживайся, Самоделкин, на стульчик! Для игры нам нужны пальчики, вы уже знаете, что на одной ручке пять пальчиков и на другой - пять, мы с ними будем играть. Вытяните ладошки перед собой, выпрямите, раздвиньте пальчики. Покажите ваши ладошки с пальчиками, а теперь прижмите ладошки друг к другу. Большие пальчики соединяем, а остальные раздвигаем "лучиками".
Пальчиковая игра "Поезд"
Это наш веселый поезд,
Много в нем вагонов дружных,
Всем на свете очень нужных.
/быстро соединять пальцы в замок и разъединять/
Раз - вагончик,
/загнуть один пальчик вниз/
Два - вагончик,
/загнуть второй пальчик вниз/
Три, четыре, пять и шесть.
/загнуть по одному четыре пальчика/
Есть места, где можно сесть.
/загнуть мизинчики/
Проходите по порядку
/разгинать пальчики по одному/
И поехали, ребятки!
/потрясти всеми пальчиками/
(В. Евдокимова)
Самоделкин: - Есть у меня еще одна загадка:
Нет, не поезд я и все же,
Мы немного с ним похожи, -
Транспорт рельсовый, особый,
Мы по рельсам ездим оба.
Эй, на рельсах! Не зевай!
Видишь - катится :::.
/трамвай/
Самоделкин: - Ух, ты! Какие вы все грамотные! Все знаете! Посмотрите на картинки, укажу на трамвай - хлопайте в ладошки.
Игра "Посмотри-угадай" (продолжение).
Самоделкин: - Ребята, вы молодцы! Трамвай ездит по рельсам, водит трамвай вагоновожатый.
-А теперь, проверю-ка я, умеете ли вы внимательно слушать. Игра называется "Что лишнее?" я буду вам называть слова, а вы должны угадать какое слово лишнее.
Игра "Что лишнее?"
- Поезд, трамвай, кукла, автомобиль.
- Автомобиль, троллейбус, виноград, поезд.
- Трамвай, мячик, поезд, автобус.
- Шоколадка, автомобиль, автобус, трамвай.
Самоделкин: - Молодцы, ребята, догадались! Итак, мы сегодня с вами говорили о пассажирском наземном транспорте: автомобиле, автобусе, трамвае, троллейбусе, поезде /показывает на картинки/.
Вопросы Самоделкина:
- О чем мы сегодня говорили?
- Как можно назвать одним словом автобус, автомобиль, поезд, трамвай?
- Мы сегодня говорили о наземном пассажирском транспорте. А как вы думаете, почему транспорт называется наземным?
- Почему транспорт называется пассажирским?
- Куда едут люди на пассажирском транспорте?
- А где люди ожидают транспорт?
- А кто водит пассажирский транспорт?
Самоделкин: - У меня для вас есть одно очень интересное задание: я вам на память подарю нарисованный поезд, в вагончиках которого сидят разные зверюшки /воспитатель раздает рисунки/, нужно взглянуть на картинку, запомнить кто в каком вагончике сидит и ответить не подсматривая. Смотрите внимательно, запоминайте! /Самоделкин считает до пяти, потом выборочно спрашивает ребят/.
- Молодцы, хорошая у вас память! Мне очень с вами понравилось заниматься и играть. Мне пора домой, изобретать новые машины, а вы возьмите карандашики и раскрасьте веселый поезд. До свидания, ребята, до новых встреч!
/Дети раскрашивают поезд под тихую музыку/