Интеграция предметов: окружающий мир и физкультура.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с причинами возникновения болезней, способами и методами их профилактики;
- познакомить с практическими приёмами укрепления здоровья;
- познакомить с понятиями “иммунитет”, “иммунная система”;
- развивать внимание, логическое и творческое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
- научить работать с научным текстом;
- научить находить нужную информацию, умение делать связные высказывания;
- воспитывать аккуратность, стремление вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем.
Оборудование: таблицы, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо – не лениться
И старательно трудиться.
II. Объявление темы урока.
– Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную и важную для всех людей тему. О чём пойдёт речь, вы догадаетесь, выполнив в паре задания. На выполнение задания отводится 4 минуты.
Задания |
Ответы |
Порядковый номер буквы |
1.Эти широкие трубки ведут воздух в главный орган дыхания. | Бронхи |
1 |
2. Что мы называем “пограничником” организма или нашей “природной одеждой”? | Кожа |
2 |
3. Главный орган пищеварения? | Желудок |
3 |
4. Как называются передние зубы человека? | Резцы |
2 |
5. Как называется прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус, в которой есть почти все вещества, содержащиеся в организме? | Плазма |
4 |
6. Согревает вдыхаемый воздух, очищает от пыли, микробов, чувствует запахи. | Нос |
1 |
7. Несёт легким углекислый газ и в них обогащается кислородом. | Кровь |
5 |
Запиши слово: | Ответ: болезнь |
Проверка выполнения, самооценка учащихся своей работы.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим важную тему: отчего мы иногда болеем?
– Кто является причиной того, что человек болеет?
(Микробы, вирусы)
– Микробы – это болезнетворные микроорганизмы.
– Где их можно встретить?
(Их много повсюду: в воде, в пище, в воздухе)
III. Постановка проблемы и актуализация знаний.
– Откройте учебник на с. 43 и прочитайте диалог между Леной и Мишей о микробах.
– Почему Лене приснился такой сон?
– Как Миша успокоил Лену? Но он не сказал, как это сделать?
Перед нами проблемный вопрос: как помочь организму выздороветь?
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала вспомним, умеет ли наш организм защищаться от микробов? Какие органы выполняют защитную функцию?
(Ответы детей: кожа, нос, глаз, кровь)
– Но если организм умеет себя защищать, то почему же мы всё-таки иногда болеем?
(предположения детей)
Если дети затрудняются, учитель предлагает прочитать 1 и 2 абзац в учебнике на стр. 55.
(После чтения дети отвечают на вопрос)
– По каким признакам можно определить, что человек болен?
(Ответы детей: насморк, кашель, повышенная температура, слабость, вялость, кожа либо излишне бледная, либо излишне красная, болит голова, боль в горле, иногда трудно дышать )
Болезнь – всякое нарушение функций живого организма.
– Есть болезни, которые не переходят на окружающих. Например, вы порезались, ударились, и у вас синяк или шишка, немного повредили кожу, болезни сердца, нервной и выделительной систем и т.д. А есть такие, которыми можно заразиться, находясь рядом с больным человеком. Такие болезни называются инфекционные. Например, грипп, ангина, бронхит, и др.
– Каким правилам гигиены надо придерживаться, чтобы не заболеть от больного?
Правила:
- Нельзя находиться рядом с больным.
- Нельзя есть и пить из посуды больного.
- Чаще мыть руки.
- Нужно носить марлевую повязку.
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа.
– В организм человека проникли микробы. Что же происходит внутри этого организма, узнаем из учебника (стр. 55, 3 абзац).
(После чтения дети отвечают на вопрос)
– Организму самому трудно бороться. Его нужно лечить. Что же делать?
Г.Остер советует:
Никогда не разрешайте
Ставить градусник себе,
И таблеток не глотайте,
И не ешьте порошков.
Пусть болят живот и зубы,
Горло, уши, голова,
Всё равно лекарств не пейте
И не слушайте врача.
Перестанет биться сердце,
Но зато наверняка
Не прилепят вам горчичник
И не сделают укол?
– Вы будете выполнять эти советы?
– Как мы ему можем помочь организму выздороветь?
В результате беседы формулируется памятка:
- Соблюдать постельный режим.
- Больше пить. Это ускорит выделение вредных отходов и вызовет потоотделение.
- Принимать витамин С, который повышает сопротивляемость организма болезни.
- Вызвать врача, который поставит диагноз: определит, чем болен человек.
- Следовать советам врача, пить лекарства, которые помогут человеку бороться с инфекцией.
- Проветривать комнату, в которой находится больной.
– Ответили мы с вами на проблемный вопрос?
2. Анализ ситуации.
Оля учится в 4 классе. Она уже совсем большая. Сегодня её отпустили с урока, потому что у неё поднялась температура. Оля пришла домой. Дома никого не было. Она достала аптечку, которая хранилась в шкафу, нашла вкусные таблетки, которые ей даёт мама. Девочка запомнила их по красивой упаковке. Голова не переставала болеть. Оля взяла ещё 2 таблетки для лучшего эффекта, запила их тёплым молоком и легла спать.
– За что можно похвалить Олю?
(Олю можно похвалить только за то, что она сразу пошла домой)
– Что Оля сделала неправильно?
( Сама взяла лекарство, выпила больше, чем всегда давала мама, запила молоком)
– Этого нельзя делать. Если заболел, сообщи взрослым и жди их прихода.
3. Ознакомление с новыми понятиями.
– Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, а, например, ветрянкой, корью? Почему так бывает?
Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на с. 56.
(После чтения дети отвечают на вопрос)
Знакомство с понятиями “иммунитет”, “иммунология”, “иммунолог”.
Иммунитет – невосприимчивость организма к какому-нибудь инфекционному заболеванию. Слайд 12
Иммунология – раздел медицины, наука о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, о его защитных реакциях.
Слайд 13
Иммунолог – врач, специалист по иммунологии.
Слайд 14
– Сейчас учитель физической культуры раскроет вам секреты здоровья.
Учитель ф.к. Ребята, как вы думаете у вас хорошее здоровье? Почему вы так думаете? Для того чтобы быть здоровым, нужно заботиться о своем здоровье, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Мне хотелось бы сегодня, чтобы вы узнали о правилах здоровьесбережения, и не только о них узнали, но и научились их применять в своей жизни. Давайте посмотрим на эти правила:
- Соблюдайте режим дня.
- Обращайте больше внимание на правильное питание.
- Больше двигайтесь.
- Спите в прохладной комнате.
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
- Желайте себе и окружающим только добра.
А что делаете вы в нашей школе, чтобы сберечь и укрепить свое здоровье?
Дети отвечают: зарядка, подвижные перемены, уроки на свежем воздухе, соревнования по различным видам спорта, физкультминутки во время уроков, упражнения для глаз, для профилактики плоскостопия и нарушения осанки и.т.д.
Сегодня я вам покажу простые секреты здоровья, которые вы могли бы выполнять на таких предметах как математика, чтение, русский язык и.т.д. Эти упражнения можно выполнять не только в школе, но и дома с родителями.
ИГРА “СКУЛЬПТОР” В этой игре мы используем прием массажа. Именно массаж помогает снять напряжение мышц, снимает усталость, вызывает чувство бодрости.
- Игра “СКУЛЬПТОР”
(Звучит тихая спокойная музыка)
- “Слепим ладошки”: трем ладошки до ощущения тепла, лепим пальчики, вытягиваем каждый пальчик.
- “Лепим руки”: поглаживаем, руки до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья.
- “Лепим ноги”: поглаживаем, пощипываем, сильно растираем голени и бедра.
- “Лепит туловище”: ставим 8 пальцев рук в одну линию на середину грудины и делаем вращательные движения по часовой стрелке и против часовой стрелки, поглаживаем живот по часовой стрелки.
- “Лепим шею”: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку тыльной стороной кисти рук; круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки, повороты и наклоны головы.
- “Лепим голову”: от затылка, висков лба к середине головы, проводим пальцами и спиралевидными движениями от висков к затылку, расчесываем волосы гребешком, делаем прическу.
- “Лепим уши”: поглаживаем ушные раковины по краям, за ушами, ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны, нажимаем на мочки ушей.
- “Лепим красивое лицо”: поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, мягко постукиваем по коже, рисуем брови, с усилием надавливая, Мягко и нежно лепим глаза.
Любуемся своим отражением как в зеркале.
Ваше здоровье зависит еще и от правильного дыхания. Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы главного органа – сердца. Укрепить дыхательную систему поможет дыхательная гимнастика.
- ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
- “Свеча” – ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть так, чтобы пламя “легло”, и удерживать его в таком положении до конца выдоха.
- “Погаси свечу” – вдох полной грудью, резкий выдох.
- “Ритмическое дыхание” – вдох 4 порциями – пауза – выдох 4 порциями.
- “Ладошки” согнуть руки в локтях – поза “экстрасенса”. Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулак.
- “Чем пахнет” Повернуть голову вправо – сделать шумный короткий вдох носом с правой стороны, затем с левой.
- “Ушки” – наклон головы вправо вдох – и.п. – выдох, затем в другую сторону.
Вы очень много пишите, читаете, долгое время проводите за компьютером. И снять утомление зрительного аппарата вам поможет гимнастика для глаз. Давайте, выполним несколько игровых упражнений для тренировки мышц глаза.
- УПРАЖНЕНИЯ для глаз.
- “Круг” Представьте себе большой круг. Обвести его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
- “Верх-вниз, влево-вправо”. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо.
- “Буратино” Детям нужно посмотреть на экран и запомнить слово “ЗДОРОВЬЕ”. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до экрана. Нужно написать это слово своим носом. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
- “Часики” Развести пальчики и начать вращать, левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
- “ЖМУРКИ” Закрыть глаза и быстро 10 раз зажмуриться, не открывая век.
- И.п. – сидя. Сделать медленный вдох через нос и закройте глаза. Во время медленного выдоха (тоже через нос) массируйте веки подушечками ладоней. Затем при вдохе закрыть глаза ладошками, при выдохи тихонько открыть.
Зажмурившись, снять напряжение, считая до 10.
Когда вы устали, очень важно уметь отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами и светлой головой снова приступить к занятиям. Именно здесь нам помогут упражнения на расслабление. Сейчас применение этих упражнений называется РЕЛАКСАЦИЕЙ. Сейчас вы попробуете мысленно при помощи образного представления отключить свои мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга.
- Под музыку дети выполняют упражнения на релаксацию.
- Роняем руки;
- Трясем кистями;
- Стряхиваем воду с пальцев;
- Поднимаем и опускаем плечи
- “Лимон” сжать правый кулак – расслабить, затем повторить упражнение левой рукой.
А теперь давайте вернемся к правилу № 7. Я думаю, что самое главное в жизни дарить тепло и доброту окружающим и родным людям.
Я предлагаю вам сыграть в игру “Подари тепло друг другу”. Я, согрею этот шарик своим теплом и передам это тепло каждому из вас. Передавая этот шарик, скажите друг другу ласковые и добрые пожелания. Давая друг другу добро, оно обязательно вернется к вам.
Я думаю, что эти упражнения вам обязательно помогут укрепить ваш иммунитет и здоровье в целом. Больше двигайтесь, находитесь на свежем воздухе, будьте добрее друг к другу и вы обязательно будете здоровы!
V. Итог урока.
Учитель: В конце урока мне хотелось бы вам напомнить:
Получен от природы дар,
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус, не арбуз –
Здоровье! Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить!