Урок-соревнование по теме "Многообразие земноводных. Общие признаки земноводных"

Разделы: Биология


Цели:

  • раскрыть многообразие земноводных в связи с условиями жизни; определить общие признаки земноводных;
  • развивать умение сравнивать, оценивать, составлять общую характеристику класса земноводных;
  • осуществить эстетическое воспитание, воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов.

Тип урока: по дидактическим целям – обобщающий, по методам обучения – урок соревнование.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: рисунки земноводных выполненные учащимися (жерлянка, летающая лягушка, Голиаф, лягушка, жаба, Суринамская пипа, саламандра, тритон). Таблицы «Найди ошибки». Карточки-задания. Плакат «Фантастическое животное». Кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Приветствие.

II. Сообщение цели урока

– Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Многообразие земноводных. Общие признаки земноводных». Какое бы задание вы не выполняли, все думаем: по каким общим признакам объединили всех земноводных в один систематический класс – Земноводные? Работаем соревнуясь. Ваши ответы оценивает жюри. Желаю всем удачи.

III. Соревнование

– Вы самостоятельно разделились на две команды, начнём работу. Итак, первое задание.

1 задание.  «Приветствие» (название команды, девиз, пожелания команде сопернице, эмблема)

2 задание. «Домашнее задание»

– Перейдём к домашнему заданию. Выступающие будут рассказывать об особенностях земноводных, которых они выбрали. Мы, внимательно слушаем, смотрим рисунки и выделяем общие признаки внешней организации земноводных.

Команда «Саламандры»                            Команда «Жерлянки»

– Жерлянки.                                                 –  Жабы.
– Летающие лягушки.                                 – Суринамская пипа.
– Голиаф.                                                      – Саламандра.
– Лягушки.                                                    – Тритон.

Жерлянки

Краснобрюхая жерлянка распространена в Центральной и Восточной Европе, на востоке до Урала. Спинка у краснобрюхой жерлянки окрашена в светло-серый или бурый оттенок. Брюшко ярко-оранжевое с синевато-чёрными пятнами неправильной формы. Длина до 60 мм. Вне периода размножения предпочитает очень влажные места. На севере ареала весь весеннее-летний период проводит в воде. Икрометание происходит в течение всего лета. Развитие головастиков заканчивается через три месяца. Зиму переживают только не более 2-6% жерлянок. Но роль хищников в этом невелика, так как ядовитые железы хорошо защищают жерлянок. При опасности жерлянка принимает характерную позу, опрокидываясь на спину, выпячивая брюшко и выворачивая конечности так, что становится хорошо заметной яркая окраска нижней части тела. При этом жерлянка выделяет пену, обладающей едкими свойствами. Питаются жерлянки в основном водными беспозвоночными, но в отдельных частях своих ареалов поедают и наземных (жуки, двукрылые, дождевые черви).

Летающие лягушки

Одним из самых редких и замечательных земноводных, найденных на острове Борнео, была большая древесная лягушка. Лягушка спускается по косой линии дерева, точно её поддерживают в воздухе крылья. Пальцы задних конечностей её отличаются очень большой длиной и до самых концов соединенных кожей, так что поверхность, образуемая растопыренными пальцами, оказывается гораздо больше поверхности туловища. Пальцы передних конечностей  связаны между собой перепонками. Туловище может значительно раздуваться. Спина и конечности окрашены в блестящий интенсивно-зелёный цвет. Ноги в тёмных поперечных полосах. Нижняя сторона тела и внутренняя поверхность пальцев задних конечностей имеет жёлтую окраску. Плавательные перепонки между пальцами покрыты жёлтыми полосами на чёрном фоне. На концах пальцев лягушки имеются большие пластинки, служащие для прикрепления и придающие ей вид настоящей древесной лягушки. Это первый пример лягушки. Он заслуживает самого широкого внимания, так как указывает на то обстоятельство, что изменчивость пальцев, которые уже приспособились к плаванию и к лазанию может приносить пользу земноводному ещё и в том отношении, что даёт ему возможность переноситься по воздуху наподобие летяги или «летающей ящерицы».

Лягушка-голиаф

Самая крупная и, наверняка, самая таинственная по своему образу жизни лягушка-голиаф встречается в Камеруне, Анголе и экваториальной Гвинее. Только около 80 лет назад учёные узнали об её существовании, Лягушка-голиаф имеет тело длиной 25 см. масса тела до 3,25кг. Однажды в Анголе была поймана лягушка длиной почти 40см. Лягушка – голиаф обитает в труднодоступных местах. В июле-августе лягушка-голиаф мечет икру. обладая хорошим слухом, она очень осторожна, охотится днём на разных животных-тритонов, лягушек, их головастиков, а так же на мелких рыб.

Лягушки

Лягушки — общее название для многих видов бесхвостых земноводных, в широком смысле лягушками называют всех бесхвостых земноводных. К семейству настоящих лягушек относят более пятисот видов, но лягушками называют и многих представителей других семейств (например, когтистые лягушки, древесные лягушки, шпорцевые лягушки).

Жабы

Люди малосведущее часто путают лягушек и жаб. А отличить их легко. Сидящую жабу можно отличить «по посадке» – голова её всегда ближе к земле, чем у лягушки. Так как большинство насекомых, на которых охотится жаба, бегает или ползает, то она и смотрит в землю. А лягушка охотится в основном за летающими насекомыми. И её голова поднята вверх. У лягушек передние ноги гораздо меньше задних. У жаб разница между передними и задними ногами не такая большая: передние подлиннее, а задние покороче, чем у лягушек. Это сказывается на «походке»: лягушки двигаются быстро, прыгают, отталкиваясь длинными и сильными ногами, а жабы делают короткие неуклюжие прыжочки. Но и то редко. Обычно они медленно ходят. В воде жабы относятся без особого энтузиазма. Весной они, конечно, устремляются к водоёмам, причём проявляют завидное постоянство: в течение многих лет откладывают икру в родном пруду. Выполнив свой долг, жабы снова возвращаются в те места, откуда пришли в воду. У жаб имеются ядовитые железы. Если взять жабу в руки, можно увидеть беловатую маслянистую жидкость, – выделение этих желез. Наверное, отсюда и возникла легенда о страшном жабьем яде, а потом появилось поверье, будто от этой жидкости на руках появляются бородавки. Бородавки, конечно, появляются не от этого. Яд жабы совершенно безопасен для человека. Жабы никогда не пользуются им для нападения. Да и при всём желании не смогли бы его применить, потому что у них нет ни зубов, ни жала, ни каких-то иных приспособлений, с помощью которых яд можно было бы ввести в организм других животных.  Жаба – животное ночное. Целыми днями сидит она где-нибудь под кустом или в неглубокой ямке, а в сумраках выползает на охоту. И будет охотиться до утра. Жаба уничтожает мух, комаров, гусениц, слизней.    

Суринамская пипа

Суринамская пипа обитатель Южной Америки. Суринамская пипа активна в тёмное время суток, а днём она прячется в различные убежища. Задние конечности у неё короче, чем у лягушки. В связи с этим суринамские пипы хуже прыгают. Благодаря хорошо развитым лёгким и сухой коже они могут жить вдали от водоёмов. Самка мечет икру прямо на землю. Складки на спине у суринамской пипы образуют ячейки, напоминающие пчелиные соты. В каждую ячейку самец заталкивает одну икринку. Влагу для развития икринок даёт материнское тело. Через 80-82 дня в ячейках появляются жабята. Подрастая, они открывают крышки ячеек, прыгают со спины жабы с стараются скрыться, чтобы их не увидела и не съела собственная мать. Питаются суринамские пипы мелкими животными и насекомыми.

Саламандра

В предгорных районах Карпат встречается пятнистая или огненная саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20-25 сантиметров (иногда до 28сантиметров). Окраска блестяще-чёрная с ярко-жёлтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не тронь меня это для тебя опасно!». Днём саламандра изрывается от прямых солнечных лучей в кучах листьев, глинных пнях, в норах. Она предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду. В такую погоду оставляет убежища и днём, за что в Карпатах её прозвали «дождевой ящерицей». Кормится пятнистая саламандра насекомыми, мокрицами, слизнями. Зимует в трухлявых пнях, под кучами листьев, в небольших пещерах и других укрытиях. 

Гребенчатый тритон

У тритона кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский, на передних ногах, как и у остальных земноводных, четыре, а на задних пять пальцев. Образ жизни тритонов различен.  Частыми обитателями водоёмов являются обыкновенный и гребенчатый тритон. Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче, от затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и глубокой линией, гребани. Обыкновенный тритон обитает в балках, прудах, ямах, канавах, озёрах лесной зоны. Гребенчатый тритон встречается намного реже. Как указывает его название, он отличается зубчатым и у основания хвоста прерывистым гребнем. Размножение тритона, подобно лягушкам в воде.  Самка обыкновенного тритона завёртывает по одному яйцу в листьях, склеивая их слизистой жидкостью так, что икринка оказывается спрятанная между складками листа. Тритон, особенно гребенчатые, относятся к числу наиболее полезных земноводных, поскольку они уничтожают большое количество личинок комаров, в том числе и малярийных. Кроме того, гребенчатый тритон питается водными клопами и низшими ракообразными. Враги обыкновенного тритона-хищные рыбы, ужи, цапли, аисты. У гребенчатого тритона врагов меньше в связи с тем, что выделения его кожных желез едкие и жгучие.

Вопрос учителя:
– Какие общие признаки во внешней организации характерны для земноводных?

Ответы учащихся:
1. Тело состоит из двух частей (голова, туловище),
2.Органы движения – передние и задние конечности.
3. Кожа – увлажнённая.
4. Глаза защищены верхними и нижними веками.
5. Наличие барабанной перепонки.

3 задание. «Найди ошибки»

(По одному ученику из команды работают у доски по таблицам, находят ошибки и обосновывают свой ответ).

Команда «Саламандры»

Команда «Жерлянки»

4 задание: «Вопрос – ответ»

В этом конкурсе оцениванием умение задавать вопросы и обоснованность ответа. Вы заранее подготовили по одному вопросу друг для друга. Пожалуйста, задайте их.

Вопрос команде «Саламандры»:

– К какой группе животных относят земноводных и почему?

Вопрос команде «Жерлянки»:

– В связи с наземным образом жизни, какие органы дыхания имеют земноводные? Как осуществляется вдох и выдох у земноводных?

5 задание: «Работа по карточкам»

На столах лежат карточки с заданием. Необходимо под изображением определённого вида земноводных вписать в кружок цифру, стоящую перед соответствующим названием земноводного. Оценивается правильность и быстрота ответа.

1. Озёрная лягушка.
2. Рогатая жаба.
3. Летающая лягушка.
4. Саламандра.
5. Жаба-повитуха.
6. Квакша.
7. Серая жаба.
8. Гребенчатый тритон.

6 задание: «Фантастическое животное»

Определить из частей, каких животных составлено «Фантастическое животное», оценивается быстрота и точность ответа.
На плакате изображение «Фантастическое животное». Голова – озёрная лягушка. Туловище – жерлянка. Передние конечности – летающая лягушка. Задние конечности – жаба. Гребень на спине – тритон. Хвост – саламандра. Икринки на задней части спины – жаба-повитуха.

7 задание: «Кто точнее?»

Оценивается, чья команда правильно и быстро выберет карточки с  признаками внутренней организации земноводных из предложенных признаков и прикрепит их к магнитной доске (выходят выполнять задание по два представителя от команд).

легкие увлажнённая кожа два круга кровообращения клоака
пять отделов головного мозга хладнокровность почки голова
передние конечности барабанная перепонка глаза трёхкамерное сердце

Общие признаки земноводных (учащиеся записывают в тетрадь):

– хладнокровность
– легкие
– трёхкамерное сердце
– два круга кровообращения
– пять отделов головного мозга
– почки
– клоака

8 задание: «Конкурс кроссвордов»

Оценивается, чья команда правильно и быстро заполнит кроссворд.

Вопросы:

1. Чем защищены глаза лягушки? (Веки)
2. Особое расширение в задней кишке  пищеварительной системы? (Клоака)
3. Особые мешки, способствующие усилению звуков, находящиеся по бокам головы самца? (Резонаторы)
4. Орган обоняния? (Ноздри)
5. Представитель бурых лягушек? (Травяная лягушка)
6. Личинка лягушки? (Головастик)
7. Отдел мозга, отвечающий за координацию движения и равновесия? (Мозжечок)
8. Какая кровь находится в правом предсердии? (Венозная)
9. Чем сочленены отделы конечностей? (Сустав)
10. Для дыхания служат лёгкие и … (кожа).

9 задание: Викторина: «Схожие – непохожие»

В этом задании оценивается правильность ответа на вопрос. Вопросы задаются по очереди. Начинаем с команды, у которой меньше очков. Если команда затрудняется с ответом или отвечает не правильно, то на этот вопрос отвечает другая команда.

1. Маленький охотник, промышляет в воде и на суше червяков, улиток, насекомых. Спинным гребнем и хвостом напоминает грозного крокодила. (Гребнистый тритон)
2. Пёстро-зелёный пловец с перепончатыми задними лапками. Высоко прыгает за насекомыми и ловко ловит добычу липким языком. (Озёрная лягушка)
3. Защитница огорода от слизней и гусениц. Бугристая серая кожа маскирует её, пухлые ядовитые железы обжигают врагу рот. (Серая жаба)
4. Почти всё время обитает на деревьях, цепляясь за ветки ловкими липкими лапками, меняя цвет кожи в тон окружающей листве. (Обыкновенная квакша)
5. Маленькое четвероногое существо подставляет врагу свой животик – мягкий, оранжевый, в тёмных пятнах. И хищник отступает. Пятна сигналят: «Это – яд!». (Жерлянка)

После окончания конкурсов жюри подводит итог и определяет команду – победительницу.

IV. Подведение итогов урока

– Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Надеюсь, что те знания, которые вы продемонстрировали сегодня на уроке, на долго сохранятся в вашей памяти и пригодятся вам в жизни. Спасибо вам за интересную игру и находчивость, проявленную на этом нетрадиционном уроке. До свидания.