Цели и задачи урока:
Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах внутренних вод России, их зависимости от других компонентов природы.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы, коммуникативные умения в процессе совместной деятельности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, уважительное отношение друг к другу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- И.И.Баринова. География России. Природа. 8 класс. (Учебник – М.: Дрофа, 2009).
- Атлас по географии. 8 класс.
Карты:
- Физическая карта России.
- Презентация Power Point.
- Мультимедийное оборудование.
- Инструктивные карты для учащихся.
- На столах: конверты с карточками, кроссворды.
I. Организационный момент. Постановка учебных задач.
Слайд № 1
– Сегодня у нас необычный урок географии. Я вас приглашаю на День открытых дверей в институт водных ресурсов России. Мы совершим экскурсию по кафедрам этого института. Каждая кафедра представляет науку, изучающую ту или иную область гидрологии. Нам необходимо будет вспомнить всё, что изучали о внутренних водах в 6-х и 7-х классах, и разобраться как же обстоят дела с внутренними водами в России, оценить их роль в жизни человека и природы. По ходу работы мы будем заполнять инструктивные карты. (Приложение 1)
II. Актуализация знаний, изучение нового материала
КАФЕДРА ПОТАМОЛОГИИ
Слайд № 2
– Первая кафедра, которую мы посетим – кафедра потамологии. Предметом её изучения являются реки. Здесь рассматриваются вопросы зависимости рек от климата, рельефа, географических особенностей.
Слайд № 3 (Приложение 2)
– Прошу вас разгадать кроссворд, который содержит понятия по теме “Реки”, которую изучали на предыдущем уроке. Работать будете в парах.
Карточка
- Граница между бассейнами двух рек (водораздел)
- Ложе, по которому течет река (долина)
- Изменение состояния стока реки в течение года (режим)
- Наиболее низкий уровень воды в реке (межень)
- Величина падения воды в реке на 1 км русла (уклон)
- Расход воды в реке за год (сток)
- Время, которое река находится подо льдом (ледостав)
- Часть реки (приток)
Слайд № 4
– Проверяем. По цепочке зачитываем вопрос и называем ответ.
Слайд № 5
– Показать на карте крупные реки России. (Волга, Амур, Обь, Енисей Ангара, Лена)
ВЫВОД: Россия богата речными ресурсами. Большая их часть располагается на азиатской территории.
КАФЕДРА ЛИМНОЛОГИИ
Слайд № 6
– На кафедре лимнологии изучают физические, химические, и биологические аспекты озер и других пресных водоемов, в том числе и водохранилищ.
Слайд № 7
– Велик и разнообразен мир озер. Есть водоемы, огромные, как моря, и есть столь малые, что измеряются квадратными метрами. В нашей стране находится около 3 млн. озер. Такого количества и разнообразия нет ни в одной стране мира.
Слайд № 8
– Что же такое озеро? Выберите правильное определение:
- Избыточно увлажненный участок суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
- Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
- Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.
Слайд № 9
– Озеро занимает природное углубление, образованное на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Наша задача установить соответствие: происхождение котловин – озеро – географическое положение.
Слайды № 10,11 (Приложение 4)
Работа с карточками (карточки имеют разные цвета, по категориям)
Работа в парах, с помощью учителя, с комментирование учащихся.
Слайд № 12
Происхождение озерных котловин |
Озеро |
Географическое положение |
Тектоническое | Байкал | Горные районы юга Сибири |
Вулканическое | Кроноцкое | Полуостров Камчатка |
Термокарстовое | Неджели | Республика Саха (Якутия) |
Ледниковое | Ладожское | Северо-запад европейской части России |
Путем образования естественных плотин (завалов) | Мультинское | Кавказ и другие горные районы |
Путем отсечения части акватории морей (лиманы) | Ейский лиман | Берега Азовского и Черного морей |
Искусственные (водохранилища) | Рыбинское | На крупных реках: Волге, Каме, Енисее |
– Мы установили соответствие между озерами, их котловинами и районами распространения.
Слайд № 13
– Озера распространены не повсеместно.
Причины, влияющие на размещение озер
Работа в инструктивной карте
Слайд № 14
Озера по приходу и расходу воды
Работа в инструктивной карте
Слайд № 15
Озера по минеральному составу
Работа в инструктивной карте
Слайд № 16
Просмотр фильма о Байкале
Слайд № 17
– Озерные края России: северо-запад Русской равнины, Западная Сибирь, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская , Колымская, Лено –Вилюйская низменности.
(Показ по карте)
– Используя описание озера и его контур, определите, о каком озере идет речь:
Слайд № 18
- Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское)
Слайд № 19
- Это озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера героическая история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)
Слайд № 20
- Еще при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)
Слайд № 21
- Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно не глубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб. (Таймыр)
Слайд № 22
- Это озеро самое глубокое в мире , самое старое – ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ? из них эндемичны. (Байкал)
Слайд № 23
- Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка)
Слайд № 24
– Водохранилище – искусственный водоём, созданный на реке, путем сооружения плотины. Самое большое число водохранилищ создано на реке Волге. Назовите некоторые из них.
Работа с картами атласа
ВЫВОД: Россия – страна озер. Происхождение озер разнообразно. История страны и русского народа тесно связана с озерами. В настоящее время ухудшается состояние вод во многих озерах. Уже сейчас необходимо предпринимать меры по сохранению их.
КАФЕДРА БОЛОТОВЕДЕНИЯ
Слайд № 25
Звучит песня Водяного из м/ф “Летучий корабль”
Слайд № 26
– Как вы догадались, мы с вами находимся на кафедре болотоведения.
– Представление о болоте как неприглядном, бесполезном и опасном месте сложилось у людей давно. В мифологии многих культур болото ассоциируется с плохим, гиблым, нечистым местом.
Слайд № 27
– Согласно славянской мифологии на болотах обитают кикиморы болотные. Болота – это добро или зло?
Слайд № 28
– Какое значение имеют болота?
- источник питания рек и озёр;
- регулятор грунтовых вод;
- ценные ягоды – клюква, морошка, брусника;
- места обитания водоплавающих птиц;
- образование торфа.
Слайд № 29
– Могут ли болота образоваться в любом месте?
– Каковы условия образования болот?
- избыточное увлажнение (kу>1);
- плоский рельеф, замедленный сток;
- близость к поверхности водоупорного слоя;
- близость грунтовых вод;
- зарастание озёр.
Слайд № 30
– В России сильно заболочены Северо-запад Русской равнины, Васюганье на Западно-Сибирской равнине, бассейн реки Амур. Самое большое болото в мире – Васюганское, его площадь – 55 тыс. км?. Площадь болот в России составляет около 2 млн. км? – 10% территории.
Слайд № 31
Типы болот в зависимости от водно-минерального режима:
Работа в инструктивной карте
Слайд № 32
Болота по преобладающей растительности
Работа в инструктивной карте
Слайд № 33
По микрорельефу
Работа в инструктивной карте
Слайд № 34
По макрорельефу
Работа в инструктивной карте
Слайд № 35
ВЫВОД: – Что же такое болото?
Болото – это участок суши с избыточным увлажнением, образуется в районах с влажным климатом. Характерная особенность – наличие слоя торфа.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Закройте, пожалуйста, глаза, опустите голову и на минутку представьте себя на берегу реки жарким летним днем.
Откройте глаза и посмотрите в окно. Что увидели?
КАФЕДРА ГИДРОГЕОЛОГИИ
Слайд № 36
– Мы с вами добрались до кафедры гидрогеологии. Здесь изучают подземные воды: их происхождение, условия залегания, состав и закономерности движения. Подземные воды скрыты от глаз, но их роль в жизни человека и природы очень велика.
Слайд № 37
– Какова же роль подземных вод?
- Питание рек
- Бытовые нужды людей
- Хозяйственное использование (сельское хозяйство, промышленность)
Слайд № 38
Подземные воды по происхождению
Работа в инструктивной карте
Слайд № 39
По составу и качеству
Работа в инструктивной карте
Слайд № 40
ВЫВОД: Запасы подземных вод в России велики, но расходовать их нужно разумно. Нуждаются в защите от загрязнения.
КАФЕДРА ГЛЯЦИОЛОГИИ
Слайд № 41
– На кафедре гляциологии изучают природные льды во всех их разновидностях.
Слайд № 42
– Откройте учебники на странице 87, найдите раздел “Ледники” и прочтите первые два абзаца.
Слайд № 43
– Какое влияние оказывают ледники на природу?
- Запасники влаги
- Питание рек
- Изменение рельефа
Слайд № 44
– Какие типы оледенения вы знаете?
Типы оледенения
Работа в инструктивной карте
– Где распространены горные ледники в России? (Показ по карте)
Слайд № 45
– Самые крупные ледники России:
Ледник Безенги (Кавказ) – 12 км
Слайд № 46
Ледник Сапожникова (Алтае) – 10 км
Работа в инструктивной карте
– Какова общая площадь ледников? (3 тыс. км?)
Слайд № 47
– Нижняя граница ледника – снеговая линия, выше которой выпавший снег не успевает растаять и превращается в лед.
– Условия образования ледников:
- Температура воздуха должна быть ниже 0?С в течение всего года
- Снега должно выпадать больше, чем может растаять.
СНЕГ – ФИРН(слежавшийся многолетний снег) – ГЛЕТЧЕР (от нем. “ледник”)
Работа в инструктивной карте
Слайд № 48
ВЫВОД: Есть определенные закономерности образования ледников:
- чем южнее будем двигаться, тем снеговая линия будет выше
- чем больше осадков, тем снеговая линия ниже
КАФЕДРА ГЕОКРИОЛОГИИ
Слайд № 49
– Мы на кафедре геокриологии, изучающей мерзлые горные породы, почвы, грунты.
Слайд № 50
– Криолитозона (зона вечной мерзлоты) составляет в России около 70% её территории.
Работа в инструктивной карте
– Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение долгого периода времени (десятки и сотни лет).
Слайд № 51
– В условиях сурового климата с холодной и длинной зимой, с маломощным снежным покровом произошло глубокое промерзание поверхностных слоев. Вечная мерзлота– реликт прошлого, она образовалась многие тысячелетия назад.
Слайд № 52
– Области распространения вечной мерзлоты: на Кольском полуострове, практически вся Сибирь и Приморье.
Слайд № 53
– На Енисее в городе Игарке располагается единственный в мире музей вечной мерзлоты, созданный на основе Игарской мерзлотной станции, с 1930-х годов изучающей вечную мерзлоту и ее свойства.
Слайд № 54
Самая глубокая точка шахты находится на глубине 14 метров от поверхности.
Слайд № 55
ВЫВОД: – Как вечная мерзлота влияет на хозяйственную деятельность людей?
– Вечная мерзлота образует водопроницаемый слой, что осложняет хозяйственную деятельность людей. Сложно строить дороги, здания, вести добычу полезных ископаемых.
III. Итог урока
Слайд № 56
– Наша экскурсия подходит к концу.
Слайд № 57 (Приложение 3)
– Подвести итог предлагаю творчески, в виде синквейна. Его название “Внутренние воды России”
- Название
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- Цитата или яркая, красивая фраза на данную тему.
Оценки за урок
IV. Домашнее задание
Слайд № 58
§ 13
Творческое задание: подобрать интересные факты о гидрологических объектах России.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОТАМОЛОГИЯ – наука о реках. Предмет изучения гидрологические процессы рек.
ЛИМНОЛОГИЯ (озероведение) – наука о физических, химических и биологических аспектах озер и других пресных водоемов, в том числе и водохранилищ.
БОЛОТОВЕДЕНИЕ – учение о болотах как участках земной поверхности или ландшафтах, с присущим им особенностям растительного покрова, гидрологического режима.
ГИДРОГЕОЛОГИЯ – наука о подземных водах, изучающая происхождение, условия залегания, состав и закономерности движений подземных вод.
ГЛЯЦИОЛОГИЯ – наука о природных льдах во всех его разновидностях на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере.
ГЕОКРИОЛОГИЯ – наука, изучающая мерзлые горные породы, почвы, грунты.