День открытых дверей в НИИ водных ресурсов России

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели и задачи урока:

Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах внутренних вод России, их зависимости от других компонентов природы.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы, коммуникативные умения в процессе совместной деятельности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • И.И.Баринова. География России. Природа. 8 класс. (Учебник – М.: Дрофа, 2009).
  • Атлас по географии. 8 класс.

Карты:

  • Физическая карта России.
  • Презентация Power Point.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Инструктивные карты для учащихся.
  • На столах: конверты с карточками, кроссворды.

Конспект урока

I. Организационный момент. Постановка учебных задач.

Слайд № 1

– Сегодня у нас необычный урок географии. Я вас приглашаю на День открытых дверей в институт водных ресурсов России. Мы совершим экскурсию по кафедрам этого института. Каждая кафедра представляет науку, изучающую ту или иную область гидрологии. Нам необходимо будет вспомнить всё, что изучали о внутренних водах в 6-х и 7-х классах, и разобраться как же обстоят дела с внутренними водами в России, оценить их роль в жизни человека и природы. По ходу работы мы будем заполнять инструктивные карты. (Приложение 1)

II. Актуализация знаний, изучение нового материала

КАФЕДРА ПОТАМОЛОГИИ

Слайд № 2

– Первая кафедра, которую мы посетим – кафедра потамологии. Предметом её изучения являются реки. Здесь рассматриваются вопросы зависимости рек от климата, рельефа, географических особенностей.

Слайд № 3 (Приложение 2)

– Прошу вас разгадать кроссворд, который содержит понятия по теме “Реки”, которую изучали на предыдущем уроке. Работать будете в парах.

Карточка

  1. Граница между бассейнами двух рек (водораздел)
  2. Ложе, по которому течет река (долина)
  3. Изменение состояния стока реки в течение года (режим)
  4. Наиболее низкий уровень воды в реке (межень)
  5. Величина падения воды в реке на 1 км русла (уклон)
  6. Расход воды в реке за год (сток)
  7. Время, которое река находится подо льдом (ледостав)
  8. Часть реки (приток)

Слайд № 4

– Проверяем. По цепочке зачитываем вопрос и называем ответ.

Слайд № 5

– Показать на карте крупные реки России. (Волга, Амур, Обь, Енисей Ангара, Лена)

ВЫВОД: Россия богата речными ресурсами. Большая их часть располагается на азиатской территории.

КАФЕДРА ЛИМНОЛОГИИ

Слайд № 6

– На кафедре лимнологии изучают физические, химические, и биологические аспекты озер и других пресных водоемов, в том числе и водохранилищ.

Слайд № 7

– Велик и разнообразен мир озер. Есть водоемы, огромные, как моря, и есть столь малые, что измеряются квадратными метрами. В нашей стране находится около 3 млн. озер. Такого количества и разнообразия нет ни в одной стране мира.

Слайд № 8

– Что же такое озеро? Выберите правильное определение:

  • Избыточно увлажненный участок суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
  • Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
  • Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Слайд № 9

– Озеро занимает природное углубление, образованное на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Наша задача установить соответствие: происхождение котловин – озеро – географическое положение.

Слайды № 10,11 (Приложение 4)

Работа с карточками (карточки имеют разные цвета, по категориям)

Работа в парах, с помощью учителя, с комментирование учащихся.

Слайд № 12

Происхождение озерных котловин

Озеро

Географическое положение

Тектоническое Байкал Горные районы юга Сибири
Вулканическое Кроноцкое Полуостров Камчатка
Термокарстовое Неджели Республика Саха (Якутия)
Ледниковое Ладожское Северо-запад европейской части России
Путем образования естественных плотин (завалов) Мультинское Кавказ и другие горные районы
Путем отсечения части акватории морей (лиманы) Ейский лиман Берега Азовского и Черного морей
Искусственные (водохранилища) Рыбинское На крупных реках: Волге, Каме, Енисее

– Мы установили соответствие между озерами, их котловинами и районами распространения.

Слайд № 13

– Озера распространены не повсеместно.

Причины, влияющие на размещение озер

Работа в инструктивной карте

Слайд № 14

Озера по приходу и расходу воды

Работа в инструктивной карте

Слайд № 15

Озера по минеральному составу

Работа в инструктивной карте

Слайд № 16

Просмотр фильма о Байкале

Слайд № 17

– Озерные края России: северо-запад Русской равнины, Западная Сибирь, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская , Колымская, Лено –Вилюйская низменности.

(Показ по карте)

– Используя описание озера и его контур, определите, о каком озере идет речь:

Слайд № 18

  • Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское)

Слайд № 19

  • Это озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера героическая история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)

Слайд № 20

  • Еще при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)

Слайд № 21

  • Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно не глубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб. (Таймыр)

Слайд № 22

  • Это озеро самое глубокое в мире , самое старое – ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ? из них эндемичны. (Байкал)

Слайд № 23

  • Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка)

Слайд № 24

– Водохранилище – искусственный водоём, созданный на реке, путем сооружения плотины. Самое большое число водохранилищ создано на реке Волге. Назовите некоторые из них.

Работа с картами атласа

ВЫВОД: Россия – страна озер. Происхождение озер разнообразно. История страны и русского народа тесно связана с озерами. В настоящее время ухудшается состояние вод во многих озерах. Уже сейчас необходимо предпринимать меры по сохранению их.

КАФЕДРА БОЛОТОВЕДЕНИЯ

Слайд № 25

Звучит песня Водяного из м/ф “Летучий корабль”

Слайд № 26

– Как вы догадались, мы с вами находимся на кафедре болотоведения.

– Представление о болоте как неприглядном, бесполезном и опасном месте сложилось у людей давно. В мифологии многих культур болото ассоциируется с плохим, гиблым, нечистым местом.

Слайд № 27

– Согласно славянской мифологии на болотах обитают кикиморы болотные. Болота – это добро или зло?

Слайд № 28

– Какое значение имеют болота?

  • источник питания рек и озёр;
  • регулятор грунтовых вод;
  • ценные ягоды – клюква, морошка, брусника;
  • места обитания водоплавающих птиц;
  • образование торфа.

Слайд № 29

– Могут ли болота образоваться в любом месте?

– Каковы условия образования болот?

  • избыточное увлажнение (kу>1);
  • плоский рельеф, замедленный сток;
  • близость к поверхности водоупорного слоя;
  • близость грунтовых вод;
  • зарастание озёр.

Слайд № 30

– В России сильно заболочены Северо-запад Русской равнины, Васюганье на Западно-Сибирской равнине, бассейн реки Амур. Самое большое болото в мире – Васюганское, его площадь – 55 тыс. км?. Площадь болот в России составляет около 2 млн. км? – 10% территории.

Слайд № 31

Типы болот в зависимости от водно-минерального режима:

Работа в инструктивной карте

Слайд № 32

Болота по преобладающей растительности

Работа в инструктивной карте

Слайд № 33

По микрорельефу

Работа в инструктивной карте

Слайд № 34

По макрорельефу

Работа в инструктивной карте

Слайд № 35

ВЫВОД: – Что же такое болото?

Болото – это участок суши с избыточным увлажнением, образуется в районах с влажным климатом. Характерная особенность – наличие слоя торфа.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Закройте, пожалуйста, глаза, опустите голову и на минутку представьте себя на берегу реки жарким летним днем.

Откройте глаза и посмотрите в окно. Что увидели?

КАФЕДРА ГИДРОГЕОЛОГИИ

Слайд № 36

– Мы с вами добрались до кафедры гидрогеологии. Здесь изучают подземные воды: их происхождение, условия залегания, состав и закономерности движения. Подземные воды скрыты от глаз, но их роль в жизни человека и природы очень велика.

Слайд № 37

– Какова же роль подземных вод?

  • Питание рек
  • Бытовые нужды людей
  • Хозяйственное использование (сельское хозяйство, промышленность)

Слайд № 38

Подземные воды по происхождению

Работа в инструктивной карте

Слайд № 39

По составу и качеству

Работа в инструктивной карте

Слайд № 40

ВЫВОД: Запасы подземных вод в России велики, но расходовать их нужно разумно. Нуждаются в защите от загрязнения.

КАФЕДРА ГЛЯЦИОЛОГИИ

Слайд № 41

– На кафедре гляциологии изучают природные льды во всех их разновидностях.

Слайд № 42

– Откройте учебники на странице 87, найдите раздел “Ледники” и прочтите первые два абзаца.

Слайд № 43

– Какое влияние оказывают ледники на природу?

  • Запасники влаги
  • Питание рек
  • Изменение рельефа

Слайд № 44

– Какие типы оледенения вы знаете?

Типы оледенения

Работа в инструктивной карте

– Где распространены горные ледники в России? (Показ по карте)

Слайд № 45

– Самые крупные ледники России:

Ледник Безенги (Кавказ) – 12 км

Слайд № 46

Ледник Сапожникова (Алтае) – 10 км

Работа в инструктивной карте

– Какова общая площадь ледников? (3 тыс. км?)

Слайд № 47

– Нижняя граница ледника – снеговая линия, выше которой выпавший снег не успевает растаять и превращается в лед.

– Условия образования ледников:

  • Температура воздуха должна быть ниже 0?С в течение всего года
  • Снега должно выпадать больше, чем может растаять.

СНЕГ – ФИРН(слежавшийся многолетний снег) – ГЛЕТЧЕР (от нем. “ледник”)

Работа в инструктивной карте

Слайд № 48

ВЫВОД: Есть определенные закономерности образования ледников:

  • чем южнее будем двигаться, тем снеговая линия будет выше
  • чем больше осадков, тем снеговая линия ниже

КАФЕДРА ГЕОКРИОЛОГИИ

Слайд № 49

– Мы на кафедре геокриологии, изучающей мерзлые горные породы, почвы, грунты.

Слайд № 50

– Криолитозона (зона вечной мерзлоты) составляет в России около 70% её территории.

Работа в инструктивной карте

– Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение долгого периода времени (десятки и сотни лет).

Слайд № 51

– В условиях сурового климата с холодной и длинной зимой, с маломощным снежным покровом произошло глубокое промерзание поверхностных слоев. Вечная мерзлота– реликт прошлого, она образовалась многие тысячелетия назад.

Слайд № 52

– Области распространения вечной мерзлоты: на Кольском полуострове, практически вся Сибирь и Приморье.

Слайд № 53

– На Енисее в городе Игарке располагается единственный в мире музей вечной мерзлоты, созданный на основе Игарской мерзлотной станции, с 1930-х годов изучающей вечную мерзлоту и ее свойства.

Слайд № 54

Самая глубокая точка шахты находится на глубине 14 метров от поверхности.

Слайд № 55

ВЫВОД: – Как вечная мерзлота влияет на хозяйственную деятельность людей?

– Вечная мерзлота образует водопроницаемый слой, что осложняет хозяйственную деятельность людей. Сложно строить дороги, здания, вести добычу полезных ископаемых.

III. Итог урока

Слайд № 56

– Наша экскурсия подходит к концу.

Слайд № 57 (Приложение 3)

– Подвести итог предлагаю творчески, в виде синквейна. Его название “Внутренние воды России”

  1. Название
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. Цитата или яркая, красивая фраза на данную тему.

Оценки за урок

IV. Домашнее задание

Слайд № 58

§ 13

Творческое задание: подобрать интересные факты о гидрологических объектах России.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОТАМОЛОГИЯ – наука о реках. Предмет изучения гидрологические процессы рек.

ЛИМНОЛОГИЯ (озероведение) – наука о физических, химических и биологических аспектах озер и других пресных водоемов, в том числе и водохранилищ.

БОЛОТОВЕДЕНИЕ – учение о болотах как участках земной поверхности или ландшафтах, с присущим им особенностям растительного покрова, гидрологического режима.

ГИДРОГЕОЛОГИЯ – наука о подземных водах, изучающая происхождение, условия залегания, состав и закономерности движений подземных вод.

ГЛЯЦИОЛОГИЯ – наука о природных льдах во всех его разновидностях на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере.

ГЕОКРИОЛОГИЯ – наука, изучающая мерзлые горные породы, почвы, грунты.