Урок русского языка на тему "Улица гобеленов"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • знакомство с историей гобелена;
  • развитие навыков сжатого изложения и анализа текста с целью подготовки к НОКО;
  • воспитание любви к прекрасному и профориентация школьников.

Оборудование:

  • выставка гобеленов разного функционального назначения (салфетка, подушки, картины);
  • раздаточный материал (тексты и задания);
  • компьютер.

Форма урока: комбинированный личностно-ориентированный урок развития речи с межпредметными связями.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Звучит музыка А.Вивальди из цикла "Времена года"(№2, "Лето") (ИКТ)

Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы постараемся прикоснуться к прекрасному миру декоративно-прикладного искусства, в частности гобеленов, история которых восходит к далекому Средневековью, о котором мы говорили на уроках по Всемирной литературе.

Наша задача не только расширить свой кругозор, но и постараться на интересном материале продолжить работу над развитием речи, способами сжатого изложения текста, навыками, необходимыми для выполнения заданий НОКО, экзамена, который вы, я надеюсь, успешно сдадите в этом учебном году.

II. Словарная работа.

- Что такое "гобелен"? Какие определения вы нашли в толковых словарях или Интернете?

Гобелен (фр.gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).В словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как "тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника".

- Есть ли синоним этому слову? А что называют шпалерами?

Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.

Дополнение учителя. В Интернете есть и такие понятия:

Арраци или аррас (по названию города Арраса, где в XIV веке производились яркие шпалеры с использованием золотой и серебряной нити)

Вердюра (слово возникло в XVI веке, образовано от фр.Verdure - зелень, трава, листва. Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это название закрепилось за самими произведениями.

В XX веке появились новые названия: текстильное панно, таписсерия.

III. Презентация выставки "Улица гобеленов".

Наш урок мы назвали "Улица гобеленов", по названию торговой марки "Гобелен клуба", представляющего свои изделия на ВВЦ (Всероссийском выставочном центре) в Москве (бывшая ВДНХ). Демонстрация рекламного буклета.

Давайте пройдемся по залам павильона № 67, рассмотрим картины, большинство из которых - пейзажи и натюрморты. А сопровождает нас музыка Антонио Вивальди и строки стихотворения Ани Мокиной. Под музыку чтениестихотворения "Давай помолчим:".

Давай помолчим: В тишине мы услышим,
Как ветер легонько качает листву.
А осень пришла к нам тихонько, неслышно,
Свою обретая вокруг красоту.

Вот первая прядь пожелтела березы,
Покроются все позолотой леса,
Уже наступили холодные ночи,
А утром опять ледяная роса.

Смотря на природы родной увяданье,
Так хочется мне в оправданье сказать:
"Пройдет это славное, грустное время
И снова начнем все сначала опять".

Виток по спирали - мы движемся дальше,
А время сменяет сезоном сезон.
Вчера ты младенец, а завтра уж мальчик,
Немного прошло - уже юноша он.

Но главная мысль, что должны мы усвоить:
Пусть время летит и меняет года,
Друг к другу должны относиться мы лучше,
Нам вместе всем жить на планете Земля.

IV. Работа над названиями картин.

Мы увидели различные работы. Посмотрите, какой уют создают они. Это и салфетка "Провансаль", передающая чудесный уголок Франции, и декоративные чехлы на подушки, и картины художников. Вот это небольшое панно называется "Тихий Дунай".

Давайте проведем небольшой конкурс на лучшее название.

  1. Задание группе учащихся (по рядам): придумать лучшее название гобелену. ("Сосновый бор").
  2. Задание группе учителей (гостей): процитировать строки А.С.Пушкина, которые помогут выбрать название к этой картине. ("Летний сад") (":и в Летний сад гулять водил").
  3. Сопоставление названий гобеленов (для всех) (декоративные чехлы) с фабричным наименованием. ("Рябина") (обратить внимание на интересное обрамление картины).

V. Работа над текстами различной стилистической принадлежности. Инструкция.

Большинство представленных работ привезены из столицы, а вот эти замечательные чехлы приобретены в Черемхово, хотя и представляют московскую текстильную фирму "Купавна".

Сегодня мы работаем над различными текстами, так или иначе связанными с темой урока. Давайте прочитаем инструкцию, сопровождавшую изделие.

Задание: определите, к какому стилю относится данный текст?

- "Торговая фирма "Купавна" предлагает модный качественный текстиль для дома, произведенный при помощи современных технологий. Стильный жаккардовый рисунок создаст уют и настроение в любом интерьере. Масло-, водо-, грязеотталкивающее покрытие типа "Тефлон" обеспечивает максимальную защиту изделий от влажных, масляных и других загрязнений, намного продлевает срок службы изделий, упрощает процесс ухода за ними. Советы по уходу: регулярно чистите изделия щёткой; не допускайте, чтобы грязь впитывалась; немедленно промокните пролитую на ткань жидкость".

Ответ: официально-деловой стиль (инструкция).(Сравни: прозвучавшее в начале урока стихотворение - художественный, т.е. стиль художественной литературы)

VI. Определение темы и микротем текста. Проверка группового домашнего задания.

Интернет помогает найти материал практически по любому вопросу. Вы получили по группам 3 разные публикации, связанные с общей (широкой) темой "Гобелен".

Вопрос: Какова тема полученного вашей группой текста?

Ответ:

1. (для слабых) История гобелена.

2. (для сильных) Техника создания шпалеры.

3. Коллекционирование гобеленов (интервью с известным коллекционером).

VII. Сжатое изложение текста.

Вы должны были подготовить сжатое изложение текста. О приёмах сжатого изложения мы говорили на одном из уроков. Давайте повторим основные правила:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Составьте его развернутый план.
  3. Сократите наименее значимые части плана.
  4. Определите главное и второстепенное.
  5. Выделите ключевые слова.
  6. Передайте содержание текста в соответствии с планом.
  7. Старайтесь сложные синтаксические конструкции заменять простыми.

VIII. Выступления учащихся (1-2 человека от группы).

Сжатый пересказ "История гобелена".

План текста "Техника создания шпалеры" и его защита (выборочный пересказ).

Выборочное чтение интервью с коллекционером гобеленов ДидьеМарьяном (работа в парах).

(- Какой вопрос и ответ вам показались наиболее интересными?)

IX. Домашнее задание. Сочинение - миниатюра "Расскажите об одном из известных вам видов декоративно-прикладного искусства, озаглавьте работу". Индивидуальное задание:

1. Написать рецензию на рассказ Андрея Жигановского "Гобелен" (о рецензии - с.34 учебника Бархударова) (ГаранинС.).

2. Создать рекламный буклет по продаже ковровых изделий магазина "Скорпион" (Зубарев С.).

3. Написать стихотворное или прозаическое произведение об искусстве (по желанию).

IX. Итог урока.

Сегодня на уроке развития речи мы обратились к одной из множества сторон нашей жизни. На одной из тем постарались показать стремление человека к красоте в искусстве, быту, затронули вопросы технологии и промышленного производства, коллекционирования и продажи гобеленов,. При этом приобретали практические навыки работы с разными видами текстов, необходимые для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Вам выбирать род занятий и будущую профессию, которым хочется посвятить свою жизнь: стать преподавателем или коммерсантом, инженером в одном из видов промышленности или коллекционером. И в любой области необходимы грамотные специалисты, обладающие не только специальными знаниями, но и хорошо владеющие речью. А те, кого особенно увлекла сегодняшняя тема, могут продолжить ее изучение в кружке по декоративно-прикладному искусству в лицее или подготовить исследовательскую работу для НПК или научной и инженерной выставки.