Введение
Формирование личности начинается с детства. Как указывают отечественные психологи: (Л.И.Божович, А.В.Вологодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев) старший дошкольный возраст - это особо ответственный период в психическом развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы деятельности и поведения, характерологические особенности человека: у ребенка возникают первые представления об окружающей действительности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, (потребность в признании сверстников, в уважении взрослого). Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.
Как воспитать ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями? Несомненно, этот вопрос волнует всех педагогов. Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности.
Психическое развитие ребенка начинается с общения, оно формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем "я", что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона.
Для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) эта проблема особо актуальна, так как они будущие первоклассники, и им нужно будет адаптироваться в реальных условиях современной школы: заводить новых друзей, выступать публично. Задача педагогов - вооружить дошкольников необходимыми приемами общения, отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном "Я", от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.
ЦЕЛЬ: воспитание ребёнка компетентного в общении.
ЗАДАЧИ:
- Учить детей взаимодействовать с окружающими с учетом своих интересов и интересов партнеров по общению.
- Развивать диалогическую речь у детей, как средство общения.
- Воспитывать этически ценные способы общения.
- Проект состоит из 4 блоков. Первый год обучения -
Блок "Это - Я". Положительный образ "Я".
Блок "Я и другие". "Развитие эмоциональной сферы". Способность к восприятию другого человека.
Второй год обучения -
Блок "Один и вместе". Умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях.
Блок "Я и моя семья". Анализ положительных и отрицательных сторон поведения.
На каждый блок разрабатывается учебно-тематический план.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Сочетание обучения с развитием навыков общения.
- Проект рассчитан на два года, на две возрастные группы: старшую и подготовительную.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Для реализации проекта использовались следующие методы обучения:
Наглядный метод: наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, демонстрация видеофильмов, спектаклей.
Словесный метод: беседы с элементами диалога, составление рассказов, разбор житейских ситуаций, чтение художественных произведений.
Практический метод: разные виды игр, трудовая деятельность, моделирование.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
Принцип нравственного воспитания - построение жизни на основе нравственного воспитания.
Гуманистическая направленность - реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром. (Отношение педагогов к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).
Природосообразность - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Культуросообразность - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами общества.
Принцип отбора содержания образования - научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии).
Многоуровневость - учет возрастных особенностей детей.
Принципы организации занятий - наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, направленная на развитие эмоциональной сферы, на обучение эффективным способам общения, на развитие нравственных качеств, на развитие произвольности поведения.
- Чтение и обсуждение художественной литературы;
- Беседы;
- Игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-импровизации);
- Мини-этюды;
- Праздники и развлечения;
- Театрализованная деятельность;
- Выполнение коллективных работ;
- Трудовая деятельность.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (индивидуальные и коллективные):
- Родительские собрания, проводимые в дискуссионной форме;
- Дни открытых дверей;
- Вечера вопросов и ответов;
- Индивидуальные поручения;
- Беседы "задушевный разговор";
- Консультации - размышления;
- Индивидуальные консультации специалистов;
- Обмен опытом семейного воспитания;
- Анкетирование.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:
- Интегрированное занятие.
- Групповое родительское собрание.
- Педагогическая мастерская.
- Методический материал (конспекты занятий, игр, бесед, родительских собраний; тематические планы, консультации, памятки, рекомендации, анкеты).
- Аналитические материалы.
СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ:
- Наблюдение.
- Моделирование проблемных ситуаций.
- Анализ игровой деятельности.
- Тестирование.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформировать у дошкольников необходимые навыки общения для успешной адаптации в школе.