Цели:
- познакомить учащихся со строением растительной клетки;
- развивать способности быстро отвечать на вопросы, самостоятельно проводить небольшие исследования и делать выводы;
- воспитывать интерес к биологии и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов и правилами работы с ними;
- закрепить умение пользоваться микроскопом;
- показать технику приготовления микропрепаратов.
- сформировать у учащихся знания о частях растительной клетки;
- показать значение каждой части клетки.
Оборудование: мультимедийный проектор, таблица «Строение растительной клетки», микроскопы, микропрепараты растительных клеток.
Тип урока: с применением ИКТ
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (2 мин.)
2. Контроль знаний (8 мин.)
А) Активная беседа
– По какому признаку различают жизненные формы
растений?
– В чем сходство и различие деревьев,
кустарников и трав?
– Как условия обитания влияют на внешний облик
растений?
– Какова особенность жизни озимых однолетников?
Творческое задание по желанию: найдите сообщения о растениях, которые у себя на родине были многолетними, а в умеренных широтах выращиваются как однолетние. Используйте справочную биологическую литературу.
Б) Коллективное заполнение таблицы (на доске нарисовать таблицу) [3]
Заполните таблицу: приведите по несколько примеров многолетних, двулетних и однолетних растений.
Однолетники | Двулетники | Многолетники |
Астра, календула | Маргаритка, Анютины глазки | Тюльпаны, ирис |
3. Изучение нового материала. (20 мин.)
Учитель ставит вопрос и строит свой ответ как объяснение.
[1] ? Почему клетку называют основной единицей живого?
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии клеток или множества клеток. Вне зависимости от этого в клетке происходят все жизненно важные процессы, связанные с поступлением питательных веществ, их расщеплением, превращением энергии, образованием различных органических соединений, делением и др. Поэтому клетку считают основной структурной и функциональной единицей живого организма.
[1] ? Одинаковы ли растительные клетки по форме и размеру?
По форме и размерам клетки растений значительно различаются.
Одни по форме близки к шару, к кубу, цилиндру – их называют паренхимными, т.е. равносторонними. Другие клетки, сильно вытянутые в длину, называют прозенхимными, т.е. неравносторонними.
[1] ? Какое строение имеет растительная клетка?
При рассмотрении растительной клетки в световой микроскоп можно увидеть оболочку и живое содержимое, которое состоит из цитоплазмы и ядра с ядрышком. Оболочка клетки состоит из целлюлозных волокон. Оболочка придает клетке форму и жесткость и предохраняет ее от внешних воздействий. В оболочке имеются поры, через которые проходят вещества, необходимые клетке. Под оболочкой расположена клеточная мембрана.
[5] Цитоплазма – бесцветное, вязкое, полупрозрачное вещество, составляющее основную часть живой клетки. Цитоплазма находится в постоянном движении, что обеспечивает перемещение питательных веществ. Скорость ее движения зависит от температуры, освещения и других факторов. Цитоплазма имеет сложное строение. Она состоит из водянистого основного вещества и находящихся в нем разнообразных органоидов. Цитоплазма соседних клеток соединены тонкими цитоплазматическими нитями, проходящими через поры оболочек. Вследствие этого между клетками в организме растения происходит постоянный обмен веществами. (Схему растительной клетки зарисовываем в тетрадь)
[1] ? Почему ядро является важнейшей частью клетки?
Ядро – обязательная структура клеток всех многоклеточных организмов. Оно имеет сложное строение. В ядре находится ядрышко (одно или несколько). Через поры ядерной оболочки осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Ядро регулирует все процессы жизнедеятельности клетки, так как в нем хранится и воспроизводится наследственная информация. Без ядра клетка не может расти, делиться и через некоторое время погибает.
? От чего зависит зеленая окраска растений?
Пластиды – клеточные органоиды, которые имеются только в клетках растений. Они разнообразны по форме, цвету, размерам и функциям.
? Какие функции выполняют включения и вакуоли в клетке?
В составе
клеток имеются разные включения – это временные
образования, например крахмальные и белковые
зерна, капли жира и др. Они выступают в качестве
запасных веществ, затем используются в процессе
жизнедеятельности организма.
С возрастом в клетках заметно выделяются
образования – полости, содержащие клеточный сок
– вакуоли. В молодых клетках они мелкие и их мало.
В зрелой клетке образуется одна большая вакуоль,
которая может занимать до 90 % объема.
Живое содержимое клетки (цитоплазма, ядро, пластиды) называют протопластом.
4. Закрепление изученного материала (15 мин.)
Выполнения практических работ:
[2] «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами».
[2] «Приготовление микропрепарата клеток сочной чешуи луковицы лука»
5. Домашнее задание: § 7 стр. 21-24
Источники информации:
- Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 7-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 224 с.: ил.
- Рабочая тетрадь (Трайтак Н.Д.)
- Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников 6-7 класс». Пособие для учащихся (Трайтак Д.И.).
- Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс.
- Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. С.Н. Лебедев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011.– 108 с. – (Современная школа).