Урок русского языка "Поговорим о начальной форме глагола"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок - исследование

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо (Стратегия: "Знаем - хотим узнать - узнали")

Класс: 3, возраст учащихся 9-10 лет

Программа: "Гармония"

Учебник: Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. " К тайнам нашего языка. Русский язык 3 класс" и "Тетрадь-задачник № 2. 3 класс"

Цель: познакомить с понятием "неопределённая форма глагола", с её опознавательными признаками и смысловыми различиями видовых пар (без определения, на уровне понимания и различения).

Задачи:

  • Учить морфемному анализу слова на основе размышлений о его значении и образовании
  • Продолжать формирование навыка орфографической зоркости
  • Формировать навык осознанного грамотного письма на основе изученных орфограмм
  • Развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление
  • Развивать языковое чутье, чувство красоты языка, умение строить устные высказывания
  • Формировать навык работы с учебным текстом
  • Воспитывать уважительное отношение к иному мнению, поддерживать дух толерантности, умение аргументированно защитить свою точку зрения. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
  • Развивать умение работать в команде
  • Воспитывать интерес к изучению родного языка

Ход урока

Стадия вызова:

Время: 8 - 10 минут

Цель: актуализировать знания учащихся по теме

Приём: постановка проблемного вопроса

Форма работы: групповая

Запись темы на доске:

Начальная форма глагола, неопределённая форма глагола

Учитель: Определите тему нашего урока. Послушайте стихотворение и запишите глаголы, которые встретятся в нём. (1 ученик делает записи за доской.)

- Маленькая-маленькая речка, куда бежишь?

- Далечко!

- Страшно бежать далечко, маленькая речка!

(Дети выписывают слова: "бежишь" и "бежать")

Учитель: Обозначьте время, число, лицо первого глагола. (Проверка с помощью сигнального блокнота.) попробуем выполнить такое же задание с другой формой этого же глагола, которую также записали в тетрадь.) ( возникшие затруднения определяют проблемную ситуацию.)

Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор о начальной форме глагола. Давайте сначала попробуем собрать всё, что мы знаем об этом, и записать в таблицу: (таблица на доске)

Знаем: Хотим узнать: Узнали:
     

Детям даётся 3 минуты на подготовку ответов по группам.

Возможные ответы:

У глаголов есть начальная форма

В начальной форме глаголы отвечают на вопросы: что делать? или что сделать?

Учитель: Заполним вторую колонку, в ней напишем, что хотим сегодня на уроке ещё узнать.

Предполагаемые ответы:

  • Что такое неопределённая форма глагола?
  • Как её найти?
  • Почему она так называется?

Учитель: В ходе урока мы попробуем ответить на вопросы и тогда сможем заполнить и третью колонку.

Стадия осмысления:

Время: 25 - 30 минут

Цель: получение новой информации и первичная систематизация

Приём: чтение текста с пометами, выполнение тренировочных упражнений

Форма работы: индивидуальная, групповая

Учитель: Возьмите на столах листы с текстом и, читая его, сделайте обозначения для каждого предложения условными значками:

V это я уже знаю

+ это я узнал(а) сейчас

? это мне непонятно, хочу спросить

! это интересно

Все обозначения записаны на доске.

Текст для чтения:

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола всегда отвечает на один из двух вопросов:

что делать? или что сделать?

Её особенность в том, что ни время, ни число, ни род, ни лицо у неё

не определяются. Вот учёные и дали ей название - неопределённая форма глагола.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, - это разные слова, даже если они и однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Вот почему при поиске неопределённой формы, при образовании от неё других форм важно не ошибиться, не перейти с одного глагола на другой. Для этого нужно следить за приставкой в вопросе.

 Для чтения с пометами даётся 6-7 минут.

Первичная рефлексия:

Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось "V" (из того, что знали ранее). То, что хотели узнать и узнали, отмечаем "+", то, что пока не узнали - отметим "-".

Учащиеся дают индивидуальные ответы.

Вторичная рефлексия:

Учитель: Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая кратко уже известные сведения, вопросы и новые знания. Работайте вместе с членами своей группы.

На заполнение маркировочной таблицы даётся 5-6 минут.

Маркировочная таблица:

Неопределённая форма глагола

V +
У глаголов есть :

Вопросы начальной формы:

 

начальная форма глагола называется:

У неё не определяются ни :

При поиске неопределённой формы, при образовании от неё других форм нужно следить за :

Обсуждение заполнения таблицы.

Физминутка

Учитель: Приготовьтесь в группах ответить на вопросы и выполнить задания. Для этого достаньте из конвертов листочки с вопросами. Обсудите ответы и определите, кто будет отвечать.

На подготовку ответов даётся 5 минут.

Вопросы:

1 группа:

Как называют начальную форму глагола? Почему?

2 группа:

На какие вопросы может отвечать начальная или неопределённая форма глагола?

3 группа:

Как правильно находить неопределённую форму глагола? За чем важно следить? Почему?

4 группа:

Как, зная неопределённую форму глагола, находить другие его формы?

5 группа:

По каким приметам в самом слове можно отличить начальную форму глагола от других?

6 группа:

Как вы думаете, а зачем надо уметь ставить слова в начальную форму?

Учитель организует обсуждение выполненных заданий. Ответы даются по группам. Ученики сигнализируют о правильности ответа с помощью сигнального блокнота.

Физминутка

Стадия рефлексии:

Время: 10 минут

Цель: систематизация информации

Приём: постановка проблемного вопроса, составление кластера

Форма работы: групповая

Учитель: Давайте наши новые знания попробуем показать на схеме. На обороте таблицы расположите все этапы действий, чтобы найти неопределённую форму глагола.

Кластер дети составляют на листах, а затем на доске вместе с учителем.

Итог урока: учитель отмечает группы, которые наиболее успешно работали, поощряя всех учащихся класса.