Тип урока: урок - исследование
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо (Стратегия: "Знаем - хотим узнать - узнали")
Класс: 3, возраст учащихся 9-10 лет
Программа: "Гармония"
Учебник: Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. " К тайнам нашего языка. Русский язык 3 класс" и "Тетрадь-задачник № 2. 3 класс"
Цель: познакомить с понятием "неопределённая форма глагола", с её опознавательными признаками и смысловыми различиями видовых пар (без определения, на уровне понимания и различения).
Задачи:
- Учить морфемному анализу слова на основе размышлений о его значении и образовании
- Продолжать формирование навыка орфографической зоркости
- Формировать навык осознанного грамотного письма на основе изученных орфограмм
- Развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление
- Развивать языковое чутье, чувство красоты языка, умение строить устные высказывания
- Формировать навык работы с учебным текстом
- Воспитывать уважительное отношение к иному мнению, поддерживать дух толерантности, умение аргументированно защитить свою точку зрения. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
- Развивать умение работать в команде
- Воспитывать интерес к изучению родного языка
Ход урока
Стадия вызова:
Время: 8 - 10 минут
Цель: актуализировать знания учащихся по теме
Приём: постановка проблемного вопроса
Форма работы: групповая
Запись темы на доске:
Начальная форма глагола, неопределённая форма глагола
Учитель: Определите тему нашего урока. Послушайте стихотворение и запишите глаголы, которые встретятся в нём. (1 ученик делает записи за доской.)
- Маленькая-маленькая речка, куда бежишь?
- Далечко!
- Страшно бежать далечко, маленькая речка!
(Дети выписывают слова: "бежишь" и "бежать")
Учитель: Обозначьте время, число, лицо первого глагола. (Проверка с помощью сигнального блокнота.) попробуем выполнить такое же задание с другой формой этого же глагола, которую также записали в тетрадь.) ( возникшие затруднения определяют проблемную ситуацию.)
Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор о начальной форме глагола. Давайте сначала попробуем собрать всё, что мы знаем об этом, и записать в таблицу: (таблица на доске)
Знаем: | Хотим узнать: | Узнали: |
Детям даётся 3 минуты на подготовку ответов по группам.
Возможные ответы:
У глаголов есть начальная форма
В начальной форме глаголы отвечают на вопросы: что делать? или что сделать?
Учитель: Заполним вторую колонку, в ней напишем, что хотим сегодня на уроке ещё узнать.
Предполагаемые ответы:
- Что такое неопределённая форма глагола?
- Как её найти?
- Почему она так называется?
Учитель: В ходе урока мы попробуем ответить на вопросы и тогда сможем заполнить и третью колонку.
Стадия осмысления:
Время: 25 - 30 минут
Цель: получение новой информации и первичная систематизация
Приём: чтение текста с пометами, выполнение тренировочных упражнений
Форма работы: индивидуальная, групповая
Учитель: Возьмите на столах листы с текстом и, читая его, сделайте обозначения для каждого предложения условными значками:
V это я уже знаю
+ это я узнал(а) сейчас
? это мне непонятно, хочу спросить
! это интересно
Все обозначения записаны на доске.
Текст для чтения:
Неопределённая форма глагола
Начальная форма глагола всегда отвечает на один из двух вопросов:
что делать? или что сделать?
Её особенность в том, что ни время, ни число, ни род, ни лицо у неё
не определяются. Вот учёные и дали ей название - неопределённая форма глагола.
Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, - это разные слова, даже если они и однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.
Вот почему при поиске неопределённой формы, при образовании от неё других форм важно не ошибиться, не перейти с одного глагола на другой. Для этого нужно следить за приставкой в вопросе.
Для чтения с пометами даётся 6-7 минут.
Первичная рефлексия:
Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось "V" (из того, что знали ранее). То, что хотели узнать и узнали, отмечаем "+", то, что пока не узнали - отметим "-".
Учащиеся дают индивидуальные ответы.
Вторичная рефлексия:
Учитель: Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая кратко уже известные сведения, вопросы и новые знания. Работайте вместе с членами своей группы.
На заполнение маркировочной таблицы даётся 5-6 минут.
Маркировочная таблица:
Неопределённая форма глагола
V | + |
У глаголов есть : Вопросы начальной формы:
|
начальная форма глагола называется: У неё не определяются ни : При поиске неопределённой формы, при образовании от неё других форм нужно следить за : |
Обсуждение заполнения таблицы.
Физминутка
Учитель: Приготовьтесь в группах ответить на вопросы и выполнить задания. Для этого достаньте из конвертов листочки с вопросами. Обсудите ответы и определите, кто будет отвечать.
На подготовку ответов даётся 5 минут.
Вопросы:
1 группа:
Как называют начальную форму глагола? Почему?
2 группа:
На какие вопросы может отвечать начальная или неопределённая форма глагола?
3 группа:
Как правильно находить неопределённую форму глагола? За чем важно следить? Почему?
4 группа:
Как, зная неопределённую форму глагола, находить другие его формы?
5 группа:
По каким приметам в самом слове можно отличить начальную форму глагола от других?
6 группа:
Как вы думаете, а зачем надо уметь ставить слова в начальную форму?
Учитель организует обсуждение выполненных заданий. Ответы даются по группам. Ученики сигнализируют о правильности ответа с помощью сигнального блокнота.
Физминутка
Стадия рефлексии:
Время: 10 минут
Цель: систематизация информации
Приём: постановка проблемного вопроса, составление кластера
Форма работы: групповая
Учитель: Давайте наши новые знания попробуем показать на схеме. На обороте таблицы расположите все этапы действий, чтобы найти неопределённую форму глагола.
Кластер дети составляют на листах, а затем на доске вместе с учителем.
Итог урока: учитель отмечает группы, которые наиболее успешно работали, поощряя всех учащихся класса.