Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие речи

Разделы: Логопедия


Цель: совершенствование лексико-грамматической стороны речи у детей имеющих общее недоразвитие речи.

Задачи

Обучающие:

  • учить детей дифференцировать предлоги "К" и "ОТ";
  • учить правильно, употреблять их с существительными в дательном падеже;
  • учить выполнять анализ предложения, используя карточки - схемы;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление;
  • развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать координацию движений;
  • развивать правильное дыхание;

Воспитательные:

  • воспитывать инициативность, умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;
  • воспитывать организационные навыки.

Словарный материал:

  • Активизировать словарь по темам: "Перелетные птицы", "Осень".
  • Ввести в активный словарь детей глаголы: отлетел(а), подлетел(а); охрипла, беззвучно.
  • Закреплять понятия - предлог.

Предварительная работа:

  • Отработка словарного материала по теме: "Осень".
  • Рассматривание и заучивание названий перелетных птиц, примет осени.
  • Разучивание упражнения: "Ворона".

Материал:

Наборное полотно; карточки перелетных птиц; мяч; карточки со схемами предлогов (2 демонстрационных и раздаточных по количеству детей); схемы предложений по количеству детей; сюжетные картинки с действиями приближения и удаления; картинки с изображением: гор, леса, цветка, облаков, реки, поля, солнца; наборное полотно.

Ход занятия

1. Организационный момент (введение в тему)

Логопед рассказывает детям о том, что в гости прилетела птичка-ворона. Она принесла в клюве письмо от перелетных птиц. Предлагает посмотреть, что в нем. (зачитывает содержание)

Здравствуйте, ребята!

- Вы знаете, какое сейчас время года? (приблизительные ответы детей: осень)

- А кто из вас может назвать приметы осени? (приблизительные ответы детей: стало холоднее, идут холодные дожди, урожай собирают, люди одеты тепло и т.д.)

- А что происходит с птицами осенью? (приблизительные ответы детей: птицы улетают в теплые края)

- Мы, перелетные птицы, улетаем надолго в теплые края, и вернемся только весной. А чтобы вы про нас не забыли, мы очень хотим, чтобы вы вспомнили о нас на этом занятии.

- Да! Посылаем вам наши любимые карточки-схемы маленьких слов. Они такие маленькие, что их и словами то не назовешь, это слова - предлоги. Надеемся, вы знаете, что они обозначают.

До свидания.
Перелетные птицы.

Педагог еще раз разъясняет, что обозначают предлоги.

Предлог "К" мы говорим, когда кто-то (что - то) к кому-то или чему-то движется.

Предлог "ОТ" мы говорим, когда кто-то (что-то) отчего-то или от кого-то отдаляется. Отодвигается.

Дети повторяют данные понятия.

2. Этап обучения на фронтальном наглядном материале. Объяснение нового материала

1) Игра " Превращения"

Логопед предлагает детям "превратиться" в перелетных птиц. (для этого дети должны одеть маски.)

До пяти я посчитаю

Ребяток в птиц я превращаю.

2) Игра "Назови себя"

Дети встают в круг и по кругу, начиная с логопеда, называют себя, а затем указывают на стоящего, слева ребенка и спрашивают. Кто он (она). (Я цапля, а ты кто? Я аист, а ты кто? И т.д.)

3) Игра "Найди местечко"

Педагог обращает внимание детей на то, что по группе расставлены ориентиры - картинки с изображением гор, реки, облаков, солнца, моря, леса, поля. Объясняет: птичка, про которую скажут, должна подлететь к определенному месту и громко сказать к чему она подлетела.

Примерный лексический материал

1. Журавль полетит к горе. Я подлетел к горе.
2. Кукушка полетит к ручью. Я подлетел к ручью. И т.д.

3. Утка полетит к лесу.

4. Скворец полетит к цветку.

5. Аист полетит к облакам

6. Грач полетит к полю.

7.Лебедь полетит к солнцу.

Далее птенец полетит к своему родителю.

1. Журавленок полетит к журавлю

2. Кукушонок полетит к кукушке.

3. Утенок полетит к утке.

4. Скворчонок полетит к скворцу.

5. Аистенок полетит к аисту.

6. Грачонок полетит к грачу.

4). Динамическая пауза "Хлопни, присядь"

Детям необходимо внимательно слушать, какой предлог будет находиться в предложении, которое назовет педагог. Если в предложении есть предлог "К", необходимо хлопнуть в ладоши, если предлог "ОТ", то присесть.

Примерный лексический материал

  • Птицы улетели от воды.
  • Птицы подлетели к лесу.
  • Птицы подлетели к березе.
  • Спрятались от дождя.
  • Полетели обратно к дому.

5) Игра "Назови, откуда вернулся"

Дети поочередно, должны возвратиться на свои места, и озвучить, откуда они отлетели.

Примерный лексический материал.

Аистенок отлетел от аиста. Я отлетел от аиста.
Журавленок отлетел от журавля. Я отлетел от журавля. И т.д.

6) Упражнение на дыхание "Ворона"

Обрадовалась ворона прилету птиц и стала громко каркать.

(Дети делают вдох носом, а на выдохе произносят протяжно "Кар"). Упражнение выполняется 4 раза (по одному разу влево, вправо, вверх и вниз.)

Ворона так громко каркала, что охрипла. Осталась без голоса.

(Дети выполняют упражнение по аналогии с предыдущим, только беззвучно)

3. Этап закрепления полученных навыков, в процессе составления предложений с использованием схем.

1) Упражнение "Составь схему предложения"

Дети садятся за столы, на которых у каждого стоят контейнеры со схемами предложений.

Логопед выставляет на наборном полотне две предметные картинки и просит детей, составить по ней предложение, чтобы в нем было маленькое словечко - предлог "К". (приблизительные ответы детей: Цапля подошла к болоту. Ласточка подлетела к гнезду.)

После каждого составления предложения. Педагог просит детей рассказать, какое количество слов получилось в данном предложении. Каким, по счету, находится предлог "К".

По аналогии выполняется работа с предлогом "От".

4. Подведение итога занятия.

Педагог активизирует детей на то, чтобы дети смогли сделать определенные выводы, высказать свои впечатления, мнения по проведенному занятию.