Цель: совершенствование лексико-грамматической стороны речи у детей имеющих общее недоразвитие речи.
Задачи
Обучающие:
- учить детей дифференцировать предлоги "К" и "ОТ";
- учить правильно, употреблять их с существительными в дательном падеже;
- учить выполнять анализ предложения, используя карточки - схемы;
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление;
- развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;
- развивать координацию движений;
- развивать правильное дыхание;
Воспитательные:
- воспитывать инициативность, умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;
- воспитывать организационные навыки.
Словарный материал:
- Активизировать словарь по темам: "Перелетные птицы", "Осень".
- Ввести в активный словарь детей глаголы: отлетел(а), подлетел(а); охрипла, беззвучно.
- Закреплять понятия - предлог.
Предварительная работа:
- Отработка словарного материала по теме: "Осень".
- Рассматривание и заучивание названий перелетных птиц, примет осени.
- Разучивание упражнения: "Ворона".
Материал:
Наборное полотно; карточки перелетных птиц; мяч; карточки со схемами предлогов (2 демонстрационных и раздаточных по количеству детей); схемы предложений по количеству детей; сюжетные картинки с действиями приближения и удаления; картинки с изображением: гор, леса, цветка, облаков, реки, поля, солнца; наборное полотно.
Ход занятия
1. Организационный момент (введение в тему)
Логопед рассказывает детям о том, что в гости прилетела птичка-ворона. Она принесла в клюве письмо от перелетных птиц. Предлагает посмотреть, что в нем. (зачитывает содержание)
Здравствуйте, ребята!
- Вы знаете, какое сейчас время года? (приблизительные ответы детей: осень)
- А кто из вас может назвать приметы осени? (приблизительные ответы детей: стало холоднее, идут холодные дожди, урожай собирают, люди одеты тепло и т.д.)
- А что происходит с птицами осенью? (приблизительные ответы детей: птицы улетают в теплые края)
- Мы, перелетные птицы, улетаем надолго в теплые края, и вернемся только весной. А чтобы вы про нас не забыли, мы очень хотим, чтобы вы вспомнили о нас на этом занятии.
- Да! Посылаем вам наши любимые карточки-схемы маленьких слов. Они такие маленькие, что их и словами то не назовешь, это слова - предлоги. Надеемся, вы знаете, что они обозначают.
До свидания.
Перелетные птицы.
Педагог еще раз разъясняет, что обозначают предлоги.
Предлог "К" мы говорим, когда кто-то (что - то) к кому-то или чему-то движется.
Предлог "ОТ" мы говорим, когда кто-то (что-то) отчего-то или от кого-то отдаляется. Отодвигается.
Дети повторяют данные понятия.
2. Этап обучения на фронтальном наглядном материале. Объяснение нового материала
1) Игра " Превращения"
Логопед предлагает детям "превратиться" в перелетных птиц. (для этого дети должны одеть маски.)
До пяти я посчитаю
Ребяток в птиц я превращаю.
2) Игра "Назови себя"
Дети встают в круг и по кругу, начиная с логопеда, называют себя, а затем указывают на стоящего, слева ребенка и спрашивают. Кто он (она). (Я цапля, а ты кто? Я аист, а ты кто? И т.д.)
3) Игра "Найди местечко"
Педагог обращает внимание детей на то, что по группе расставлены ориентиры - картинки с изображением гор, реки, облаков, солнца, моря, леса, поля. Объясняет: птичка, про которую скажут, должна подлететь к определенному месту и громко сказать к чему она подлетела.
Примерный лексический материал
1. Журавль полетит к горе. | Я подлетел к горе. |
2. Кукушка полетит к ручью. | Я подлетел к ручью. И т.д. |
3. Утка полетит к лесу.
4. Скворец полетит к цветку.
5. Аист полетит к облакам
6. Грач полетит к полю.
7.Лебедь полетит к солнцу.
Далее птенец полетит к своему родителю.
1. Журавленок полетит к журавлю
2. Кукушонок полетит к кукушке.
3. Утенок полетит к утке.
4. Скворчонок полетит к скворцу.
5. Аистенок полетит к аисту.
6. Грачонок полетит к грачу.
4). Динамическая пауза "Хлопни, присядь"
Детям необходимо внимательно слушать, какой предлог будет находиться в предложении, которое назовет педагог. Если в предложении есть предлог "К", необходимо хлопнуть в ладоши, если предлог "ОТ", то присесть.
Примерный лексический материал
- Птицы улетели от воды.
- Птицы подлетели к лесу.
- Птицы подлетели к березе.
- Спрятались от дождя.
- Полетели обратно к дому.
5) Игра "Назови, откуда вернулся"
Дети поочередно, должны возвратиться на свои места, и озвучить, откуда они отлетели.
Примерный лексический материал.
Аистенок отлетел от аиста. | Я отлетел от аиста. |
Журавленок отлетел от журавля. | Я отлетел от журавля. И т.д. |
6) Упражнение на дыхание "Ворона"
Обрадовалась ворона прилету птиц и стала громко каркать.
(Дети делают вдох носом, а на выдохе произносят протяжно "Кар"). Упражнение выполняется 4 раза (по одному разу влево, вправо, вверх и вниз.)
Ворона так громко каркала, что охрипла. Осталась без голоса.
(Дети выполняют упражнение по аналогии с предыдущим, только беззвучно)
3. Этап закрепления полученных навыков, в процессе составления предложений с использованием схем.
1) Упражнение "Составь схему предложения"
Дети садятся за столы, на которых у каждого стоят контейнеры со схемами предложений.
Логопед выставляет на наборном полотне две предметные картинки и просит детей, составить по ней предложение, чтобы в нем было маленькое словечко - предлог "К". (приблизительные ответы детей: Цапля подошла к болоту. Ласточка подлетела к гнезду.)
После каждого составления предложения. Педагог просит детей рассказать, какое количество слов получилось в данном предложении. Каким, по счету, находится предлог "К".
По аналогии выполняется работа с предлогом "От".
4. Подведение итога занятия.
Педагог активизирует детей на то, чтобы дети смогли сделать определенные выводы, высказать свои впечатления, мнения по проведенному занятию.