Важность и необходимость формирования у учащихся умения эффективного и продуктивного чтения никогда не вызывали сомнений и неизменно находились во главе угла педагогической науки и практики на протяжении всего её развития. Это обусловлено тем, что чтение - базовое умение, позволяющее человеку самостоятельно учиться.
В современном мире его значимость непрерывно возрастает, так как в век компьютеризации умение грамотного чтения и письма является необходимым: речь компьютера - это письменная речь. Повышается роль умения работать самостоятельно, свободно ориентируясь в информационном поле. Вот почему на современном этапе так велико значение читательской культуры учащихся. Формируясь как читатель, человек проходит в своем развитии несколько стадий, постепенно овладевая умениями осознанного, самостоятельного чтения.
Эти этапы можно условно обозначить так:
- "Учусь читать"
- "Учусь понимать"
и, наконец,
- "Я - читатель".
Отсюда вытекают три составляющие , которые необходимо учитывать при обучении чтению. Их выделил ещё в 1839 году американский ученый Дэвис в своей книге "Методика обучения чтению". Вот эти аспекты:
- Механический - овладение техникой чтения.
- Интеллектуальный - усвоение учащимися приемов понимания текста.
- Риторический - проникновение в дух, cтиль автора, умение составлять собственные суждения.
В этой статье мне хотелось бы остановиться на 2-й составляющей обучения чтению, а именно на природе понимания текста учениками.
На сегодняшний день в педагогической науке "сформировался стратегиальный подход к обучению чтению, где под стратегией понимаем систематический план действий, необходимый ученикам для достижения ими определенной цели, запланированного результата." (Н.Н.Сметанникова. "Чтение в современной парадигме науки".)
В своей педагогической практике я применяю ряд стратегий, получивших широкое распространение в последние годы. Среди них ЗХУ, стратегия сжатия текста, стратегия соотношения вопроса и ответа, стратегия составления информационной карточки и др.
На своем опыте по обучению школьников составлению информационной карточки мне хотелось бы остановиться подробнее.
Эта стратегия удачно ложится на тексты, которые носят информационный характер.
Например, тексты ,предлагаемые в разделе "Cultural Studies". Они обычно хорошо структурированы и содержат в себе много фактического материала об истории и традициях стран изучаемого языка. Такие тексты , с одной стороны, интересны для детей, но , одновременно, трудны для запоминания и пересказа. Составление информационной карточки помогает ребенку анализировать содержание и структуру текста, а составленная самостоятельно, она служит прекрасной опорой для дальнейшего воспроизведения в речи.
Что же такое информационная карточка? Примером может служить анкета, которую вы заполняете при поступлении на работу. В ней содержится вся основная информация о вас, распределенная по определенным пунктам, разделам. Мы, по сути, заполняем с ребятами такую же "анкету", структурируя и анализируя содержание текста.
На начальном этапе работы "анкеты", содержащие в себе основные аспекты, по которым необходимо вычленить информацию из текста, составляются учителем. Учащимся остается выписать лишь фактический материал из текста.
Britain.
Traditional Britain Modern Britain British Culture
После того как ребята освоились с этим видом заданий, работа по определению пунктов информационной карточки проводится коллективно в классе. Это помогает учащимся видеть структуру текста, вычленять основную информацию по различным аспектам.
На заключительном этапе освоения учащимися этой стратегии, дети составляют информационную карточку уже самостоятельно. Следует отметить, что составление информационной карточки требует хорошего развития мыслительных операций анализа и синтеза, поэтому переход к самостоятельной деятельности учащихся является длительным и зависит от индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому здесь необходима дифференциация заданий по уровню сложности. Когда одни ученики уже могут справляться с работой самостоятельно, определенная часть учащихся все ещё нуждается в помощи учителя. Им может быть предложена , например, не полностью составленная "анкета" текста. Учитель может указать лишь количество пунктов, в соответствии с которыми необходимо вычленить информацию; может быть указан просто аналогичный текст, по которому уже была проведена подобная работа по составлению информационной карточки. Пустые "анкеты" сохраняются в коллекторе "Портфеля" учащихся, являясь образцами для последующей работы. Заполненные информационные карточки собираются в разделе "Рабочие материалы". Они служат копилкой информации, изученной школьниками за определенный период времени.
Иногда в тексте содержится информация одновременно по нескольким объектам или явлениям. В данной ситуации Содержание информационной карточки и работа по её составлению усложняется, т.к., помимо пунктов для структурного анализа текста, появляются ещё и дополнительные графы с названиями различных объектов, явлений.
Houses.
Name of a student Country Number of rooms Family
Music.
Name of a singer or a group When What music
Здесь, помимо анализа содержания и структуры текста, школьники учатся сравнивать различные объекты и явления.
После завершения работы по составлению информационной карточки проводится коллективная проверка качества и полноты информации. Ученики, забывшие вписать какие-либо факты, в ходе проверки имеют возможность дополнить и скорректировать свою работу. Таким образом, содержание и структура текста анализируются учащимися ещё раз.
Одной из целей работы по составлению школьниками информационной карточки является помощь при пересказе текста. Опираясь на составленную "анкету", ученики будут успешно говорить. При этом текст не "зазубривается" , так как информационная карточка отражает лишь фактическое содержание текста, вычлененное только в виде отдельных слов, словосочетаний или цифр. Структура речи выстраивается учащимися самостоятельно, речь является спонтанной. Мои наблюдения показывают, что, опираясь на материал карточки, ученики лучше понимают текст и успешнее пересказывают его. Таким образом, использование данной стратегии развивает мыслительные операции и устную речь учащихся.
Ещё одна важная и полезная сторона этой стратегии состоит в том, что она даёт возможность учащимся впоследствии выйти на создание собственного письменного высказывания. Используя "анкету" проработанного текста, ученики уже могут составлять собственные подобные карточки о других объектах и явлениях, с которыми они сталкивались в жизни. Имея на руках фактический материал, план рассказа(которым, по сути, являются пункты информационной карточки) и образец в виде изученного ранее текста, ученик может рассказать или описать в форме развернутого высказывания новое явление или объект. Это задание не представляет для учащихся особенных трудностей, т.к. они точно представляют какой текст нужно создать.
Хорошим завершением деятельности может служить взаимное чтение работ детей друг у друга или чтение вслух своих сочинений для всего класса. Сознание того, что твою работу будут читать одноклассники, а не только учитель, является мощной мотивировкой для учащихся в процессе написания текста. Они обычно очень стараются и переживают за то, как их работа будет воспринята "читателями".
Сравнивая итоги мониторинга успешности в работе с информационными текстами до и после начала использования стратегии работы с информационной карточкой, я пришла к выводу, что результаты, показанные школьниками, значительно повысился. Учащиеся лучше овладевают фактическим материалом, легче пересказывают, повысилось качество письменных работ. Особенно ярко это проявилось в работе со слабыми учащимися, которым нелегко запомнить информацию и воссоздать её в логической последовательности. Информационная карточка приходит им на помощь, если какой-либо факт оказывается забыт. "Сильные" дети обычно запоминают материал уже при составлении карточки и не пользуются ею в устных ответах.
Исходя из вышесказанного, стратегия составления информационной карточки является, по моему мнению, очень эффективной и интересной, доступной для учащихся разных возрастов, начиная с начальной школы. Она помогает структурировать и запоминать материал, что является очень важным в процессе обучения по всем предметам. Так же она помогает развитию устной речи учащихся, являясь опорой. В ряде случаев работа с этой стратегией дает возможность логично и плавно перейти к творческой деятельности - к созданию собственного текста.