Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, нужно уметь управлять ими. Наша цель показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Для этого рассмотрим причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи:
- определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”.
- Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
- Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
- Самоанализ уч-ся “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.
Возрастная группа: 16-17 лет.
Эпиграф: “Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь”. Станислав Ежи Лец (слайд 3)
Ход урока
1. Приветствие.
2. Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук – философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
3. Основная часть.
Учащиеся садятся по группам.
– Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.
Положительно не знаю отрицательно
Психолог. Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. (слайд 4) Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.(слайд 6).
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап– это спад конфликта и его разрешение (слайд 7). В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.(слайд 8)
Разрешение конфликта.
- конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
- деструктивное ( угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд 9)
Психолог.
-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.
Причины конфликтов в подростковой среде (слайд 13): борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.
Правила предупреждения конфликтов: (слайд 14)
- Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
- Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать” на его место.
- Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
- Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
А сейчас каждый из вас выполнит тест “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации” (слайд 15)
- Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?” Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа. Приложение.
4. Подведение итогов.
Беседа:
– Что нового вы узнали для себя сегодня?
– Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
Список использованной литературы: