Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности – такова задача развивающего обучения. Эта системообразующая задача определяет обучение математике в системе развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
В настоящее время идёт внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения, где приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности. В проекте этих стандартов одним из результатов образования на выходе из начальной школы является определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление.
Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Поэтому обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой период, используя шаги соответствующих алгоритмов при изучении той или иной темы.
Части и целое
Шаги |
Содержание |
Установление отношений величин | |
Название целого и частей | |
Показ способа на модели | |
Запись способа на формуле | |
Проверка |
Алгоритм моделирования отношений равенства и неравенства
Шаги |
Содержание |
Выделение величин | |
Обозначение величин | |
Сравнение величин (с помощью посредника) | |
Моделирование отношений | |
Запись формул | |
Проверка |
Построение величины
Шаги |
Содержание |
Начерти прямую | |
Отметь начало и направление | |
Отложи количество мерок | |
Обозначь мерки знаками – цифрами | |
Проверка |
Понятие числа. Измерение
Шаги |
Содержание |
Определение величины | |
Выбор мерки | |
Измерение мерки данной величины | |
Обозначение меток значками | |
Число, как результат измерения |
Сложение и вычитание величин
Шаги |
Содержание |
Выделение величин | |
Обозначение величин | |
Установление отношений величин | |
Уравнивание величин (+?-) | |
Моделирование | |
Перенос на формулу | |
Проверка |
Алгоритм решения задачи
Шаги |
Содержание |
Чтение текста задачи | |
Выделение цели задачи (вопрос) | |
Выделение величин | |
Моделирование | |
Выбор действия на модели | |
Запись решения | |
Проверка | |
Запись ответа (смотри цель) |
Алгоритм решения уравнений
Шаги |
Содержание |
Запиши формулу | |
Определи целое и части. Подчеркни | |
Перенеси данные на схему | |
Определи на схеме целое и части. Что неизвестно? | |
Найди способ решения на схеме | |
Перенеси способ на формулу | |
Найди результат | |
Выполни проверку | |
Запиши ответ |
Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел в столбик
Шаги |
Содержание |
Правильно запиши разряд под разрядом | |
Определи переполнение (+) или разбиение (-) разрядов | |
Определи количество знаков в результате (поставь точки) | |
Произведи сложение (вычитание) поразрядно, начиная с разряда единиц | |
Прочитай результат | |
Проверь себя (обратным действием) |
Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное
Шаги |
Содержание |
Правильно запиши разряд под разрядом | |
Определи разряды, которые переполняются | |
Определи количество знаков в результате (поставь точки) | |
Умножай поразрядно, начиная с разряда единиц | |
Прочитай результат | |
Проверь себя (обратным действием) |
Алгоритм деления многозначных чисел
Шаги |
Содержание |
Правильно запиши делимое и делитель | |
Определи первое неполное делимое | |
Определи количество знаков в частном (поставь точки) | |
Дели, начиная со старшего разряда | |
Прочитай результат | |
Проверь себя (обратным действием) |
Использованная литература:
- “Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе” ? под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой; М.– “Просвещение”, 2010 г.
- “Программы для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова” ?М. – “Рассказов”, 2000 г.