Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности – такова задача развивающего обучения. Эта системообразующая задача определяет обучение математике в системе развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
В настоящее время идёт внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения, где приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности. В проекте этих стандартов одним из результатов образования на выходе из начальной школы является определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление.
Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Поэтому обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой период, используя шаги соответствующих алгоритмов при изучении той или иной темы.
Части и целое
Шаги |
Содержание |
| Установление отношений величин | |
| Название целого и частей | |
| Показ способа на модели | |
| Запись способа на формуле | |
| Проверка |
Алгоритм моделирования отношений равенства и неравенства
Шаги |
Содержание |
| Выделение величин | |
| Обозначение величин | |
| Сравнение величин (с помощью посредника) | |
| Моделирование отношений | |
| Запись формул | |
| Проверка |
Построение величины
Шаги |
Содержание |
| Начерти прямую | |
| Отметь начало и направление | |
| Отложи количество мерок | |
| Обозначь мерки знаками – цифрами | |
| Проверка |
Понятие числа. Измерение
Шаги |
Содержание |
| Определение величины | |
| Выбор мерки | |
| Измерение мерки данной величины | |
| Обозначение меток значками | |
| Число, как результат измерения |
Сложение и вычитание величин
Шаги |
Содержание |
| Выделение величин | |
| Обозначение величин | |
| Установление отношений величин | |
| Уравнивание величин (+?-) | |
| Моделирование | |
| Перенос на формулу | |
| Проверка |
Алгоритм решения задачи
Шаги |
Содержание |
| Чтение текста задачи | |
| Выделение цели задачи (вопрос) | |
| Выделение величин | |
| Моделирование | |
| Выбор действия на модели | |
| Запись решения | |
| Проверка | |
| Запись ответа (смотри цель) |
Алгоритм решения уравнений
Шаги |
Содержание |
| Запиши формулу | |
| Определи целое и части. Подчеркни | |
| Перенеси данные на схему | |
| Определи на схеме целое и части. Что неизвестно? | |
| Найди способ решения на схеме | |
| Перенеси способ на формулу | |
| Найди результат | |
| Выполни проверку | |
| Запиши ответ |
Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел в столбик
Шаги |
Содержание |
| Правильно запиши разряд под разрядом | |
| Определи переполнение (+) или разбиение (-) разрядов | |
| Определи количество знаков в результате (поставь точки) | |
| Произведи сложение (вычитание) поразрядно, начиная с разряда единиц | |
| Прочитай результат | |
| Проверь себя (обратным действием) |
Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное
Шаги |
Содержание |
| Правильно запиши разряд под разрядом | |
| Определи разряды, которые переполняются | |
| Определи количество знаков в результате (поставь точки) | |
| Умножай поразрядно, начиная с разряда единиц | |
| Прочитай результат | |
| Проверь себя (обратным действием) |
Алгоритм деления многозначных чисел
Шаги |
Содержание |
| Правильно запиши делимое и делитель | |
| Определи первое неполное делимое | |
| Определи количество знаков в частном (поставь точки) | |
| Дели, начиная со старшего разряда | |
| Прочитай результат | |
| Проверь себя (обратным действием) |
Использованная литература:
- “Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе” ? под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой; М.– “Просвещение”, 2010 г.
- “Программы для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова” ?М. – “Рассказов”, 2000 г.