Использование алгоритмов на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности – такова задача развивающего обучения. Эта системообразующая задача определяет обучение математике в системе развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В настоящее время идёт внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения, где приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности. В проекте этих стандартов одним из результатов образования на выходе из начальной школы является определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление.

Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном  предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Поэтому обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой период, используя шаги соответствующих алгоритмов при изучении той или иной темы.

Части и целое

Шаги

Содержание

  Установление отношений величин
  Название целого и частей
  Показ способа на модели
  Запись способа на формуле
  Проверка

Алгоритм моделирования отношений равенства и неравенства

Шаги

Содержание

  Выделение величин
  Обозначение величин
  Сравнение величин (с помощью посредника)
  Моделирование отношений
  Запись формул
  Проверка

Построение величины

Шаги

Содержание

  Начерти прямую
  Отметь начало и направление
  Отложи количество мерок
  Обозначь мерки знаками – цифрами
  Проверка

Понятие числа. Измерение

Шаги

Содержание

  Определение величины
  Выбор мерки
  Измерение мерки данной величины
  Обозначение меток значками
  Число, как результат измерения

Сложение и вычитание величин

Шаги

Содержание

  Выделение величин
  Обозначение величин
  Установление отношений величин
  Уравнивание величин (+?-)
  Моделирование
  Перенос на формулу
  Проверка

Алгоритм решения задачи

Шаги

Содержание

  Чтение текста задачи
  Выделение цели задачи (вопрос)
  Выделение величин
  Моделирование
  Выбор действия на модели
  Запись решения
  Проверка
  Запись ответа (смотри цель)

Алгоритм решения уравнений

Шаги

Содержание

  Запиши формулу
  Определи целое и части. Подчеркни
  Перенеси данные на схему
  Определи на схеме целое и части. Что неизвестно?
  Найди способ решения на схеме
  Перенеси способ на формулу
  Найди результат
  Выполни проверку
  Запиши ответ

Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел в столбик

Шаги

Содержание

  Правильно запиши разряд под разрядом
  Определи переполнение (+) или разбиение (-) разрядов
  Определи количество знаков в результате (поставь точки)
  Произведи сложение (вычитание) поразрядно, начиная с разряда единиц
  Прочитай результат
  Проверь себя (обратным действием)

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное

Шаги

Содержание

  Правильно запиши разряд под разрядом
  Определи разряды, которые переполняются
  Определи количество знаков в результате (поставь точки)
  Умножай поразрядно, начиная с разряда единиц
  Прочитай результат
  Проверь себя (обратным действием)

Алгоритм деления многозначных чисел

Шаги

Содержание

  Правильно запиши делимое и делитель
  Определи первое неполное делимое
  Определи количество знаков в частном (поставь точки)
  Дели, начиная со старшего разряда
  Прочитай результат
  Проверь себя (обратным действием)

Использованная литература:

  1. “Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе” ? под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой; М.– “Просвещение”, 2010 г.
  2. “Программы для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова” ?М. – “Рассказов”, 2000 г.