“Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая… Дети проводят в школах большую часть дня, и заниматься их здоровьем должны и учителя. Необходимо уйти от усредненного подхода к ученикам. К ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья”.
(Президент Российской Федерации Д.А. Медведев).
Правильное и гармоничное физическое развитие детей в современной школе является залогом здоровья будущих поколений граждан, тесно связано с вопросами перспектив государственного строительства Российской Федерации.
В настоящее время, под влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья учащихся. Результаты углубленных профилактических осмотров школьников свидетельствуют об уменьшении численности здоровых детей, увеличении количества лиц с функциональными расстройствами и хроническими заболеваниями.
В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает укрепление физического здоровья обучающихся.
В структуре функциональных отклонений, выявляемых у школьников, первое ранговое место принадлежит нарушениям осанки. Их наличие, которое обычно замечают родители или педагоги, не должно расцениваться как безобидная, не требующая коррекции, ситуация. Почти всегда это первый звонок к развитию более серьезных отклонений в здоровье ребенка.
Одним из актуальных и эффективных методов профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата детей, использующим средства физической культуры, является корригирующая гимнастика. Применение корригирующей гимнастики не только оказывает благотворное воздействие на здоровье школьника, но и воспитывает у ребенка сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений.
Корригирующая гимнастика — метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма — движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма, активной деятельности всех систем жизнедеятельности ребенка. При реализации этого метода учитываются способности различных физических упражнений избирательно влиять на разные функции организма, что очень важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах.
Вашему вниманию предлагается вариант занятий по корригирующей гимнастике.
КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1–2-х КЛАССОВ
Методические требования:
Число детей в группе – 10-12 чел.
Продолжительность занятия – 45мин.
Задачи:
Закрепление навыка правильной осанки.
Формирование мышечного корсета.
Повышение тонуса, укрепление мышц голени и мышц свода стопы.
Вводная часть -
7 мин.1) Дети посажены на гимнастическую скамейку вплотную к стенке
Привлечение внимания детей к актуальности задач проводимого занятия:
“Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мишки.И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка”.
(К. И. Чуковский “Жил на свете человек”)
Краткий рассказ об осанке, о значении правильной осанки для здоровья и физического развития.
2) Построение у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодичные и лопаточные области и затылок касаются стоек стенки) – проверка осанки.
3). Исходное положение (далее – и.п.) – сесть в обручи, ноги скрестно (“по-восточному”), руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч (“крылышки”).
На счет 1-2 – руками потянуться вверх (“к солнышку”) – вдох, на 3-4 – и.п.– выдох (4 раза).
Встать, проверить осанку.
4) Ходьба, в руках обручи: на четыре счета обруч вертикально перед грудью, на следующие четыре счета – обруч вертикально полу над головой.
5). Построение в круг.
Основная часть
– 35 мин.1). И. п.– лежа на животе руки вытянуты вперед с обручем.
1-2 – обруч поставить вертикально, поднять голову и плечи на 10-15 см., держать 3сек.
3-4 – и. п. (6-раз).
2) И. п. – лежа на животе, руки вверх, обруч на полу (от пола не отделять, туловище и голову не поднимать).
1-2– поднять правую прямую ногу вверх (высота10-15см), держать 3сек.
3-4 – и.п.
То же другой ногой (4-6 раз каждой ногой).
3) Упражнение на дыхание: и.п.– сидя по “восточному”. Вдох через нос (“ежик нюхает цветочек”), выдох через рот (сжимаем губы и выталкиваем воздух со звуком: “Пх-пх-пх” (“ежик пыхтит”)(4-6 раз).
4) И. п.– стоя на обруче, пальцы ног сжимают обруч.
Скользить ногами по обручу, не разжимая пальцев (1-2 круга).
5) И. п. то – же. Ходить “по канату” (1-2 круга).
6) И. п. – сидя в обруче, стопы соединить. Движение пальцами ног в стороны (“уточка крякает”), пятки не отрывать (8-10 раз).
7) И. п. – лежа на спине, обруч в руках горизонтально вверху (за головой).
1-2 – махом рук с обручем сесть и продеть согнутые ноги в обруч (спина прямая), выпрямить ноги.
3-4 – ноги согнуть, продеть в обруч – и. п. (6-8 раз).
8) И. п.– то же. 1-4– махом рук, сесть по “восточному”.
5-8– медленно вернуться в и.п.(4-6 раз).
9) Перестроиться по 4-5 человек в кругу.
И. п.– лежа на животе. Один обруч в средине круга, каждый держится за обруч.
1-2– приподнять туловище и руки на 10-15 см – вдох (смотреть на обруч, держать 3 сек.).
3-4– и. п. – выдох (6 раз).
10) И. п.– лежа на животе, руки вдоль туловища, в руках обруч (обруч лежит на спине и ногах).
1-4 – поднять туловище и ноги (голову не опрокидывать назад) – вдох.
4-8– и. п. – выдох(6 раз).
11) Упражнение на дыхание (“ежик нюхает цветочек и пыхтит”).
12) Пролезть в обруч (“зайка прячется в норку”).
Держать обруч рукой, просовывать в него сначала голову и одну ногу, поворачиваться, подтягивает другую ногу. Вылезать с другой стороны (4-6 раз).
13) Проползти сквозь ряд обручей (“большая норка”), поставленных на ребро (вертикально).
Одна половина детей держит обручи, другая половина, передвигается на четвереньках в обручи (4 раза каждая группа детей, темп средний, соблюдать дистанцию).
14) Ходьба:
а) переходить из одного лежащего обруча в другой, не задевая их;
б) проходя мимо педагога, который держит высоко обруч, поднимаясь на носки, коснуться обруча пальцами обеих рук.
в) стоя в обручах, поднять руки вверх, потряхивание кистями (“как листья на деревьях”) – вдох, опустить руки вниз – выдох (4-6 раз).
15) Игра “Бездомный заяц” (обручи означают дом).
На одной стороне зала “зайцы” устраивают себе “норы” (кладут обручи). В начале игры “зайцы” стоят в своих “норах” (в обручах). А “лиса” находится на противоположном конце зала (в “овраге”). Ведущий говорит: “Зайцы скачут: скок – скок – скок, на зеленый на лужок”. “Зайцы” выпрыгивают из “нор” и разбегаются по залу. Они то прыгают, то приседают и все время оглядываются, не идет ли “лиса”. Неожиданно выбегает “лиса” и старается поймать “зайца”.
“Зайцы” спасаются в любую “нору” (в обруч). “Лиса” также старается стать в любую “нору”, т. е. в обруч, тогда один из “зайцев” остается бездомным и становится “лисой”.
Заключительная часть – 3 мин.
1) Ходьба обычным шагом с мешочком – “шляпой” на голове с замедлением (следить за осанкой).
2) Проверка осанки детей дежурным.
3) Подведение итогов. Задание на дом.