Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню 8 Марта и началу весны.
Цель урока: приобщение к миру прекрасного на примере произведений литературы и музыки.
Оборудование: презентация, на слайдах которой изображены цветы, парки, репродукции картин художников; грамзапись вокальных и инструментальных произведений в исполнении известных артистов, оркестров; зал украшен гирляндами цветов; участники вечера сидят за столиками, украшенными цветами(работы выполнены самими учащимися).
Ведущий. Мы рады вас приветствовать на литературно-музыкальной гостиной, посвященной началу весны. Мы почитаем стихи, послушаем музыку известных музыкантов и композиторов, так что устривайтесь поудобнее и получайте удовольствие.
Как много света и тепла
Они нам в жизни излучали –
Цветы любви, цветы добра,
Цветы восторга и печали.
Весны и осени цветы –
Мы с ними радость, грусть встречали –
Цветы любви, цветы мечты,
Цветы раздумий и печали.
(На фоне 1,2 слайда ведущий читает эти стихи и звучит в исполнении симфонического оркестра вальс Свиридова из к/ф “Метель”).
1 Чтец (читает стихотворение узбекского поэта Юсуфа Шамансура “Капля росы”).
Капельки росы издалека
На цветах видны в часы рассвета.
Я вдыхаю аромат цветка, –
Нет мгновенья лучшего, чем это.
Аромат – как голос красоты,
Пробужденной в тающем тумане.
На каких весах измеришь ты
Доброе его очарованье?
Родина! Пройду я сто дорог,
Жизни, коль велишь, не пожалею,
Чтоб лучился утренний цветок
Неизбывной красотой твоею.
Родина! Ты неба звездный свет,
Отчий край и щедрость урожая,
Ты от века истинный поэт.
Я тебе всего лишь подражаю.
День твой чист, и солнцем налиты
Братской дружбы яркие цветы.
(На фоне этого стихотворения идет 3 слайд и звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского).
2 Чтец.
Весенние ливни струятся по крышам,
Все льнет к освежающей силе воды,
В цветении яблонь, черешен и вишен,
Как в белой волне, утопают сады.
Льет ливень весенний, и вспыхнули маки
Огнем ослепительным в жарких степях,
Жемчужные брызги живительной влаги
Горят на пурпурных цветка лепестках.
Льет ливень – растут ароматные травы
И зреют хлеба высоки и густы,
Зеленой листвою оделись дубравы –
Весна – это радость, жизни цветы.
(На фоне этого стихотворения идет 4 слайд и звучит романс С.Рахманинова “Весенние воды”).
Ведущий (на фоне тихо звучащей музыки вальса Свиридова из к/Ф “Метель”,5 слайд).
Паводком бурным
В распутице вешней
Мчится апрель
По набухшей земле.
Он разбудил
Под сугробом подснежник –
Синюю песню
На тонком стебле.
3 Чтец (слайды 6,7 без музыки,8 – звучит пьеса П.И.Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”).
Я сегодня буду очень нежным
И, к тебе прильнувши головой,
Расскажу про синие подснежники,
Улыбающиеся на мостовой.
Мы вот жили и совсем не знали,
Что весна на поле расцвела, –
Маленькая девочка в сандалиях
Нам ее в корзинке принесла.
Ах, апрель, апрель голубоглазый –
Не дает он спать нам по ночам,
Хоть его весенние рассказы
Только отголосками звучат…
(М.Исаковский “Подснежник”).
Ведущий (на фоне 9.10 слайда рассказывает легенду о ландыше).
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти .
4 Чтец (читает стихотворение С.Маршака “Ландыш”)
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в широкий лист
Растет цветок в глуши нетронутый,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
(Исполняется романс С.Рахманинова на слова Г.Галина “Здесь хорошо” – 11 слайд).
Ведущий (на фоне 12-16 слайдов рассказывает легенду о тюльпане).
В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогли бы открыть его бутон.
Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.
5 Чтец (читает стихотворение С.Есенина “Черемуха”,17 слайд – звучит вальс Ф.Шопена).
Черемуха душистая весною расцвела, –
И ветки золотистые, что кудри, завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная синеет в серебре.
И кисточки атласные под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные, у девицы –красы.
А рядом, у проталинки, в траве между корней
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Ручей волной гремучею все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею ей песенки поет.
Ведущий (18 слайд – трели соловья).
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет,
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут,
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
6 Чтец (19 слайд –звучит романс С.Рахманинова “Сирень”).
Вот сирень расцвела, как свежа и красива!
Свет сиреневый льется по темным кустам.
Не могу надышаться на синее диво,
Ароматную ветку склоняя к устам.
(На экране – изображение цветущего розалия – 20,21 слайд)
Ведущий.
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз.
А душа моя – поле безбрежное
Дышит запахом меда и роз.
7 Чтец (на фоне 22 слайда – романс М.Глинки на слова А.Пушкина “Где наша роза”– читает стихотворение С.Маршака “Абхазская роза”).
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков.
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист-
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
Я это чудо видел на окне
Одной абхазской деревенской школы –
И тридцать рук в дорогу дали мне
По красной розе, влажной и тяжелой.
Охапку роз на Север я увез.
Цветы Кавказа – в Ленинград далекий.
И пусть опали тридцать красных роз, –
На память мне остались эти строки.
Ведущий (23 слайд – звучит вальс из к/ф “Берегись автомобиля”).
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков.
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Заключительное слово. Мы думаем, что сегодняшний вечер подарил вам радость. Жизнь торжествует, когда вокруг нас цветы. Они всегда с нами: в будни и праздники. Цветы – это нравственное здоровье человека. Так давайте все будем здоровы и счастливы!