Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление о названиях месяцев.
- Учить называть и распознавать листья деревьев;
- Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.
- Учить наносить изображение с помощью печатей.
- Закрепить знания о цвете овощей и фруктов, о местах их произрастания.
Развивающие:
- Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
- Закреплять название цветов – красный, желтый, зеленый.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
- Помочь увидеть многоцветие осени,
- Воспитывать умение видеть красоту созданного рисунка, радоваться полученному результату.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: осенние листочки, вырезанные из бумаги; полумаски овощей и фруктов; куклы Сентябринка, Октябринка; корзинка; альбомные листы с нарисованным силуэтом листьев; печатки-основа старых фломастеров с поролоном; гуашь.
Предварительная работа: Беседа об осени, чтение стихотворений, рассматривание иллюстрации, знакомство с приметами осени, отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Ход занятия
Дети входят, воспитатель обращает внимание на оформление группы.
Воспитатель: Посмотрите, дети, как еще наряднее и красивее стала наша группа с приходом осени. Какие замечательные букеты из разных цветов дарит нам это чудесное время года.
Художникам тоже нравится осень, они с удовольствием пишут картины про лес, овощи и фрукты, грибы, букеты цветов и про многие другие чудеса осени (рассказ сопровождается показом осеннего панно с осенними картинами).
Воспитатель: Осень, осень, а что это такое?
Дети: Время года.
Воспитатель обращает внимание на куклу, которая, находится рядом с панно.
– Это Сентябринка. Как вы думаете, почему у неё такое интересное имя? (Дети предлагают свои варианты ответов.) Сентябринка, подружка осени, ребята, а вы знаете приметы осени? Сейчас проверим.
Игра « Да или нет» (давайте правильный ответ)
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Дети, а вы хотите с Сентябринкой поиграть?
Дети разгадывают загадки Сентябринки. (Это загадки об осени, об осенних месяцах, об овощах и фруктах, которые нам дарит сентябрь месяц.)
Приходи! – её мы просим.
В золотом наряде… (осень)
Что за месяц к нам пришёл?
Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг,
Изменил он всё вокруг. (Сентябрь)
Нынче, друг не зевай,
Собирай… (урожай).
Что же мы собираем осенью, в сентябре, с полей и огородов, в садах?
Дети: урожай.
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок –
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко – жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь)
Вот стручок – огромный дом,
Поселились братцы в нём.
Каждый братец – скоморох,
А стручок этот – (горох).
Под землей живёт семья:
Папа, мама, деток тьма.
Лишь копни её немножко –
Вмиг появится... (картошка).
Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он французский граф Де Жан
А по-русски –...(баклажан)
Он в борще незаменим,
Кетчуп тоже дружит с ним,
Любим мы всем сердцем
Блюда с красным (перцем).
Наши овощи на грядке
Иногда играют в прятки.
Кто там выставил бочок? –
Вкусный овощ (кабачок).
Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный – (лук).
Кто на грядке зеленеет,
И желтеет, и краснеет,
Он похож на светофор,
Это круглый (помидор).
В мире моды овощной
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан
Надевает (баклажан).
Я полезней всех на свете.
Полюбите меня, дети!
Я скажу, а ты послушай:
Называют меня (груша).
Такое вот румяное
С дерева сорву,
На тарелку положу,
«Кушай, мамочка», – скажу. (Яблоко)
Ребенку, который отгадал загадку, воспитатель предлагает подойти к столу, на котором лежат полумаски овощей и фруктов, и выбрать нужную (воспитатель помогает надеть полумаску).
Воспитатель: А теперь, Сентябринка предлагает нам поиграть в игру «Что где растёт?» Нужно, рассказать, ей, где растет ваш овощ или фрукт, на огороде, на грядке или в саду, на дереве.
Физминутка «Урожайная» (дети овощи-корешки по сигналу садятся, дети-вершки поднимают руки вверх, затем полумаски меняют, игра продолжается)
Приход Осени.
Осень: Здравствуйте, ребята,
Я, Осень, золотая в гости к вам пришла,
Подружку, Октябринку, с собою принесла.
Ведь месяц сентябрь закончился, наступил второй месяц осени – октябрь и настала пора познакомить вас с моей второй подружкой – Октябринкой. Как, вы, думаете, почему ее так зовут? (Ответы детей)
Как красиво у вас в группе, настоящий листопад, а с каких деревьев листья, вы, знаете?
Игра «С какого дерева листок»
Воспитатель: Мы очень рады Осень и тебе и Октябринке. Мы с ребятками хотим тебе подарок сделать.
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
На заранее подготовленных листочках с изображением листьев, дети выполняют задание по их закрашиванию (нетрадиционная техника рисования оттиск с помощью печаток). Звучит осенняя мелодия.
Воспитатель: Вот какие, Осень, у нас помощники, помогли тебе листочки раскрасить!
Осень: Спасибо, вам дети. Примите мое угощение (осень угощает детей яблоками).
Дети прощаются с Осенью. Воспитатель спрашивает детей о том, что им понравилось, что запомнилось на занятии.
В занятие включены фрагменты из книги Л.Г. Горьковой, А.В. Кочергиной, Л.А. Обуховой «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).