Цели урока:
- Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;
- расширению кругозора учащихся; развитию чувства солидарности и здорового соперничества; развивать толерантность по отношению друг к другу, умение слышать и слушать друг друга, умение работать в команде.
Оборудование:
- Рисунки и иллюстрации по теме. Слайдовая презентация к уроку.
- Выставка детских рисунков о космосе, фотографии летчиков-космонавтов.
- Аудиозаписи песен: “Земля в иллюминаторе”, музыкальные произведения на космическую тему.
- Столы по количеству команд.
Предварительная работа: Прежде чем начать мероприятие, необходимо разделить класс на 2 команды, состоящие из 5-6 учащихся, определить капитанов. Подготовить карточки с вопросами и заданиями.
1.
Звучит песня “Земля в иллюминаторе”. (слайд 1)2.
Ведущий: 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества.– Почему? (В этот день был совершен полет человека в космос.)
– Кто совершил этот полёт? (Совершил этот полет гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин.)
Облетев Землю и пробыв в полете 108 минут, космонавт вернулся не землю. Прошло много лет, и сейчас космонавты находятся в космосе многие месяцы. (слайд 2)
3.
Ученик читает стихотворение С.Михалкова “Посланец Земли”.Ведущий: Отгадайте загадку:
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды) (слайд
3)
С глубокой древности человека манило и
привлекало к себе звёздное небо. Мечта о создании
летательных аппаратов нашла своё отражение в
мифах, легендах и сказаниях практически всех
народов Земли.
– А хотите ли вы сегодня отправиться в
космическое путешествие и побывать в гостях у
ближайших планет? (Да) Тогда в путь!
4. Ведущий:
– Какой транспорт нам понадобиться, чтобы отправиться в космос? (Ракета)
Командам раздаются конверты с геометрическими фигурами. По сигналу ребята должны составить из фигур ракету. Какая команда соберёт ракету быстрее и даст ей название, первой отправляется на старт. (слайд 4)
5. Астрогид: Прошу всех членов экипажа занять
свои места. Командам приготовиться к старту.
Объявляется пятиминутная готовность. 5-4-3-2-1-пуск!
(слайд 4)
Старт прошел успешно. Все навигационные системы
работают в обычном режиме. Теперь я должна
сообщить вам – планеты, на которых мы будем
гостить, приготовили для вас задания.
6. Внимание! Мы подлетаем к планете, угадайте её название. Название планеты заменяется словом “эта”.
Венера (песня)
Венера – планета очень горячая.
Хочешь точнее? Скажу иначе.
Четыреста семьдесят пять по Цельсию.
Короче, так жарко, что всем не до песенок.
Да и не может там быть по-другому.
Это походу известно любому:
Венера вторая от Солнца планета.
С Земли она — ярко-белого цвета…
Автор: Дарья Пономарева
На экране открывается слайд 5. Астрогид даёт
небольшую справку о Венере. Атмосфера Венеры
нисколько не похожа на земную, в основном она
состоит из углекислого газа. Толщина газовой
оболочки Венеры, по сравнению с земной, чудовищно
велика. Слой облаков достигает 20км. Солнечный
свет не доходит до поверхности Венеры, там царят
сумерки, идёт серный дождь, ландшафт
беспрестанно озаряется сполохами молний. Высоко
в атмосфере планеты свирепствуют постоянные
ветры, которые гонят облака с огромной скоростью,
верхний слой венерианской атмосферы делает
полный оборот вокруг планеты в течение четырёх
земных суток. Твёрдое тело Венеры, наоборот,
вращается вокруг своей оси очень медленно и в
другом направлении, чем все остальные планеты.
Спутников у Венеры нет.
Планета приготовила для гостей загадки о
космосе. Загадки загадываются по очереди каждой
команде. За правильный ответ команда получает
один балл-звёздочку.
Чтобы глаз вооружить,
И со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…
С телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всё
Умный дядя…Астроном – он звездочёт,
Знает всё наперечёт!
Только лучше всех видна
В небе полная…До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски; “астронавт”,
А по-русски…
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная всё на свете-
На орбите как назло,
Появилось…НЛО летит к соседу,
Из созвездья Андромеды,
В нём от скуки волком воет
Злой зелёный…Гуманоид с курса сбился,
В трёх планетах заблудился,
Если звёздной карты нету,
Не поможет скорость…
(Автор неизвестен)
7. Астрогид: Молодцы, ребята! А теперь снова в путь со скоростью света! Следующая планета, которая нас ждёт в гости, красного цвета. Вы догадались, что это за планета? (Марс)
На экране проектора открывается слайд 6. Астрогид даёт небольшую информацию о Марсе.
Из всех планет Солнечной системы Марс больше других похож на Землю. На поверхности планеты имеются вулканы и равнины. Здесь, как и на Земле, четыре времени года. Обычно температура на Марсе низкая, но летом может быть довольно тепло. Есть предположение, что когда-то на Марсе существовала жизнь. Высохшие моря и русла рек на поверхности Марса свидетельствуют о том, что некогда на планете была вода, а вода, как известно, источник жизни. У Марса два естественных спутника – Фобос и Деймос (переводятся как страх и ужас).
Планета Марс приготовила для гостей кроссворд. Каждой команде даются одинаковые кроссворды. Та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание, получает по з балла. (Слайд 7)
- Аппарат, поднимающий человека в космос.
- Фамилия человека первым, побывавшим в космосе.
- Космическое тело, имеющее хвост.
- Звезда Солнечной системы.
- Аппарат, при помощи которого человек наблюдает за звёздами.
- Естественный спутник Земли.
Пока команды разгадывают кроссворды, зрители поют частушки на космическую тему.
Пусть с другой планеты вы
Люди необычные.
Хоть два носа на лице,
Но всё же симпатичные.Хоть Нептун и далеко,
Долетим и до него.
Кучу печек привезём,
Чтоб тепло было на нём.Дорогой мой марсианин
Я давно тебя тут жду,
Приглашу тебя в театр
И попкорном угощу!Марс серьёзная планета
Рядышком с Землёю.
Марсиане, предлагаю
Всем дружить семьёю!
Предложили дружбу мне
Гуманоиды во сне.
Пока думала, рядила,
Уже утро наступило.Взялись за руки планеты
И пустились танцевать,
Ну а солнце и кометы
Стали нам платком махать!
Автор: Боброва И.В.
8. Астрогид: Внимание командам! Продолжаем наше путешествие. И впереди встреча с удивительной планетой, у неё есть кольца! Вероятно, она любит заниматься спортом.
– Вы угадали, к какой планете мы приближаемся? (Сатурн)
На экране проектора слайд 8. Астрогид даёт о ней небольшую информацию. Внимание учёных было направлено на кольца, которые окружают экватор планеты. Они были обнаружены астрономами ещё в 17 веке, с тех пор учёные пытались понять, что же они собой представляют. Фотографии колец, переданные на землю автоматической космической станцией, удивили исследователей. На них удалось выделить несколько сотен вложенных одно в другое колец, некоторые переплетались друг с другом, на кольцах обнаружили тёмные полосы, которые появлялись и исчезали, их назвали спицами. Учёные смогли увидеть кольца Сатурна с достаточно близкого расстояния, но у них появилось больше вопросов, чем ответов. Кроме колец вокруг Сатурна движутся 15 спутников.
Планета, действительно, уникальная. Она приготовила для вас испытания на выносливость и внимание.
Две команды играют в игру “Космические пузыри”. На полу разбросаны надутые воздушные шарики. Надо без рук лопнуть, как можно больше шаров. Каждая команда набирает баллы по количеству лопнувших шаров.
9. Астрогид: И снова в путь! На этот раз нас ждёт в гости почти самая дальняя планета Солнечной системы.
– Вы догадались, ребята, что это за планета? (Нептун)
На экране слайд 9 с изображением планеты Нептун и даётся небольшая информация об этой планете.
Эта планета в 30 раз дальше нашей планеты от Солнца. Астрономы называют эту планету “морским божеством” потому, что она голубого цвета. У неё 13 естественных спутников. Траектория движения этой планеты противоположена траектории нашей планеты Земля.
На Нептуне метановая атмосфера, постоянные ветра, вся планета затянута облаками. Вокруг неё тоже есть кольца, состоящие из частичек пыли.
Нептун в сиянье голубом-
“Морское божество”.
Он в кольцах, из частичек пыли
Элегантных!
И хоть от нас ты очень далеко,
Но познакомиться с тобой
Нам было бы приятно!
Автор: Боброва И.В.
Эта планета решила проэкзаменовать вас и приготовила два конверта с вопросами. Капитаны команд выбирают любой из конвертов.
1 конверт:
- Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
- Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)
- Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)
- Какая планета самая маленькая? (Плутон)
- Из чего состоит наша солнечная система? (Из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действием сил притяжения)
2 конверт:
- В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)
- Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)
- На какой планете самые высокие горы? (На Марсе)
- Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)
- Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом? (Звезда мерцает, а планета светит ровным светом). За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.
10. Асрогид: Наше путешествие подходит к концу! Осталась последняя планета, на которую мы сейчас уже держим путь. Отгадайте загадку:
Есть одна планета-сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо… (Земля) (слайд 10)
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! (Автор: Аким Я.)
Астрогид: Стыковка произведена успешно, поздравляю с возвращением домой!
Подводятся итоги, определяется команда-победитель, набравшая больше всех баллов. Она награждается сладкими призами. Все участники космического путешествия за мужество и отвагу, проявленные при выполнении ответственных заданий, награждаются почетными грамотами!