Цели:
- Закрепить изученные случаи деления на числа, оканчивающиеся нулями.
- Совершенствовать умения решать задачи на скорость, время, расстояние.
- Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию чувства солидарности и здорового соперничества.
- Развивать толерантность по отношению друг к другу, умение слышать и слушать друг друга, любить планету, на которой живём.
Ход урока
I. Сообщение цели урока
II. Минутка чистописания
– прописываем число 12. Это число будет сегодня стартом для нашего урока.
– Какой сейчас месяц? (апрель) Сопоставьте число и месяц.
– Какая дата получилась? (день космонавтики)
– Что произошло в этот день? (первый человек поднялся в космос)
– В каком году это было и как звали первого космонавта?
III. Устный счёт
Сегодня полёт человека в космос не является диковинкой. Поэтому и мы сегодня отправимся на небольшую экскурсию по космическим просторам. Во время путешествия будем наблюдать, изучать, сопоставлять, делать выводы и записывать их в тетрадь. Нас много, разделимся на три группы и каждая группа сейчас будет готовить свой космический корабль к старту. (каждая группа получает планшетку с изображением космического корабля и заданием для всех членов экипажа)
(Подводятся итоги по подготовке космических кораблей к старту: определяется первая группа, вторая, третья.)
IV. Закрепление изученных случаев деления на числа оканчивающиеся нулями
– Всем экипажам кораблей, на старт, внимания, пуск! Наше путешествие началось и первое космическое тело, к которому мы сейчас движемся, это Луна. Луна – естественный спутник Земли. У некоторых планет можно наблюдать до 18 спутников.
а) От Земли до Луны расстояние 384 400км. Посчитайте, за сколько секунд мы приблизимся к Луне, если будем двигаться со скоростью 20км/с. (работа в планшетках)
384 400 : 20 = 19 220 с.
– Переведите секунды в минуты.
19 220 : 60 = 32 мин.
б) Молодцы! Мы прилунились. Луна наиболее изученное космическое тело. Изучить Луну помогают учёным различные спутники и станции, которые человек запустил на Луну.
– Вот по луне двигается луноход, который изучает поверхность и атмосферу Луны. Он двигается очень медленно. За 30 минут он преодолел расстояние 3 180 метров. Посчитайте, с какой скоростью двигается луноход. (работа в планшетках)
3180 : 30 = 106 м/мин.
V. Физминутка
Дружно в космос полетели,
Прогуляться захотели,
Захотели полетать,
В небе звёзды посчитать,
Все планеты изучить,
Чтобы грамотными быть!
VI. Закрепление решения задач на скорость, время, расстояние
а) Наше путешествие продолжается, и мы оправляемся на ближайшую к Земле планету.
– Наш корабль движется со скоростью 35 км/с. Расстояние до планеты 14 400 км. За какое время мы преодолеем это расстояние, если скорость ракеты увеличить на 5 км/с?
Разбор задачи всем классом, решение по группам.
14 400 : (35+5) = 360 секунд = 6 часов. Проверка.
– Мы подлетели к планете, чтобы узнать её название постарайтесь быстро посчитать выражения данные в планшетках и расставить в порядке увеличения значения выражений. (самостоятельная работа)
Марс! Эта планета схожа с нашей планетой тем, что она имеет небольшой размер и массу. На Марсе есть времена года, но продолжительность каждого времени года в 2 раза больше, чем на Земле. Есть и атмосфера, но в отличии от земной, атмосфера Марса в основном состоит из углекислого газа. У этой планеты два спутника - Фобос и Деймос. Грунт планеты содержит много глин, богатых железом, поэтому Марс называют красной планетой.
б) В путь, к следующей планете! И впереди астероидное кольцо! Мы приблизились к двум астероидам, чтобы удачно преодолеть это препятствие, мы должны решить задачу.
– Ширина одного астероида 90 км, а длина его на 10 км меньше. Найдите площадь другого астероида, если известно, что площадь его в 10 раз меньше площади первого астероида.
Разбор задачи и её решение. (Для слабо решающих учеников розданы карточки-помощники.)
1) 90-10 = 80км
2) 80х90 = 7200 км2
3) 7200:10 = 720 км2
Мы успешно пролетели между двумя астероидами. Сейчас мы подлетаем к самой большой планете нашей солнечной системе – Юпитеру. Это – планета гигант. По объёму Юпитер превосходит Землю в 1320 раз, а по массе в 318 раз. У Юпитера 16 спутников. Но мы не сможем сесть на поверхность этой планеты, так как она состоит из различных лёгких элементов: водород, гелий и др. Они то и окрашивают планету в разные цвета от красно-коричневого до жёлтого.
VII. Физминутка
Мы на Юпитер прилетели,
Порезвиться захотели,
И попрыгать, поскакать,
Надо косточки размять.
Но Юпитер растворился,
В газ и пыль вдруг превратился.
Мы вернулись все в ракету.
В путь – на новую планету!
VIII. Наша экскурсия подходит к концу
Осталась последняя планета, на которую мы сейчас отправимся. Но для этого мы сейчас должны разгадать математический ребус. Какая команда быстрее справиться с этим ребусом, та и поведёт все корабли к последней планете.
Ответ: Земля.
Давайте посмотрим на нашу планету с космоса! Она такая красивая, чистая, в голубом сиянии.
– Что надо делать, чтобы наша планета всегда оставалась такой? (Любить, беречь и охранять её.)
IX. Наше путешествие подошло к концу
Что нового узнали на уроке? Что понравилось?