Возможности эффективного применения ИКТ на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техник. В связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов, интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания образования.

Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняют подходы к организации трудовой деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступам к Интернету. Именно это и способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. По мнению Э.Г. Азимова информационные технологии – это «Система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютера и компьютерных линий связи». В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно.

Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы и словари, прикладные и специализированные лингвистические программы, огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках (электронные версии зарубежных газет и журналов, публикации), корпоративные и образовательные веб-сайты, аудио-и видеоресурсы.

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяет эффективно организовать процесс обучения; повышает интерес к уроку; активизирует познавательную деятельность школьников. Использование компьютера на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень знаний обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Уроки с использованием информационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты. Ученику интересно при помощи компьютера осваивать новый материал, проверять свой уровень знаний. Анкетирование, проведенное в средних и старших классах нашей школы, показывает следующее: 80% учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее; 60% считает, что ИКТ помогает лучше усвоить материал; 70% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийной презентации; 60% нравится работать с тестами на компьютере; 70% утверждает, что программа компьютерного тестирования дает возможность субъективности оценки.

Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ ускоряют процесс обучения; способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; улучшает качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективной оценки.

Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

В своей работе широко использую мультимедийные программы. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных презентаций известных фирм и самостоятельно выполненных учителем и учащимися позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как “Праздники”, “Животные”, “Времена года”, “Сказки”.

Использование компьютерных презентаций облегчает работу учителя на уроке: экономит массу времени, дает возможность предоставить дополнительный интересный материал, увеличить коэффициент эффективности урока, но создание презентации требует и кропотливой подготовительной работы.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты в компьютерной программе PowerPoint.

При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:

  • сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
  • возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
  • возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
  • активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;
  • экономии учебного времени.

Целью презентации на уроке может быть:

  • актуализация знаний;
  • сопровождение объяснения учителем нового материала;
  • первичное закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний.

Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.

Особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, я объединяю в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.

Привожу пример применения презентации по семантизации лексического материала 6-го класса по теме «Великобритания», основанная на учебном материале New Millennium (Приложение).

Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями. Применение компьютерных образовательных программ в процессе обучения английскому языку не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает её эффективность, так как учитель может построить такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

Литература:

  1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4, 2008, с. 36.
  2. Л.Р. Садыкова, Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы, «ТИБСИ».
  3. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8, 2007, с.18.
  4. Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ №6, с. 36.
  5. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ №3, 2008, с. 20.