Уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с практическими наработками в области восстановления речи у пациентов с органическими поражениями головного мозга. Упражнения для речевого тренинга составлены на основе широко используемых методик восстановительного обучения Т.Г.Визель, Л.С.Цветковой, М.К. Шохор-Троцкой, В.М.Шкловского, В.В. Оппель, В.М. Когана и других авторов.
В качестве примера мной намеренно взято слово с абстрактным значением, поскольку со словами, имеющими конкретное значение, работать легче, ибо в этом случае мы в значительной степени опираемся на зрительный образ. Слова с абстрактным значением берутся в работу на более поздних этапах восстановления и способствуют дальнейшему оживлению чувства языка, восстановлению системы грамматических отношений в импрессивной речи, преодолению персевераций, литеральных и вербальных парафазий, обогащению активного словаря, укреплению рече-слуховых следов, расширению объёма рече-слуховой памяти и т.д. Естественно, весь комплекс упражнений не предлагается одному пациенту. Специалист ориентируется на форму и степень речевой патологии у конкретного больного, уровень его языковой компетенции и степень компенсации речевого дефекта. Я предлагаю материал, из которого можно выбрать. Данные упражнения наработаны в процессе практической деятельности по восстановлению ранее сформированной, но разрушенной вследствие органического поражения головного мозга, речевой функции у взрослого контингента больных. Эффективность упражнений апробирована в амбулаторных и стационарных условиях. Комплекс упражнений предназначен для ознакомления и практического использования прежде всего логопедами – афазиологами, но может быть использован и специалистами смежных специальностей.
Итак, слово “работа”.
Cхема (Приложение)
Задание: читать, повторять словосочетания, всякий раз начиная со слова “работа”. Вспомнить, какая бывает работа.
Задание: вставьте пропущенное слово. Какая это работа?
(Рекомендуется использовать набор картинок с изображениями людей различных профессий)
У пожарника ____________________ работа.
У врача ____________________ работа.
У учёного _________________ работа.
У домохозяйки _____________________ работа.
У начальника __________________ работа.
У художника __________________ работа.
У бюрократа __________________ работа.
У депутата ____________________ работа.
У ювелира __________________ работа.
У программиста _________________ работа.
У землекопа ____________________ работа.
Задание: прочитать, повторить по фразе, пересказать.
Доктор
Это доктор.
Доктор работает в больнице.
Доктор лечит больных.
Это тяжёлая работа.
Это нужная работа.
Это благородная работа.
Задание: рассказать о своей работе.
Задание: рассказать о работе домохозяйки, спасателя, дрессировщика.
Задание: составьте пословицы из двух частей.
Работа да руки - | надёжные в людях поруки. |
Работа денежку копит, | любит. |
Работа дураков | а вино топит. |
Работа и мучит, | а лень с языком. |
Работа с зубами, | а поесть - как раз. |
Работай до зорьки, | и кормит, и учит. |
Работай до поту, | поешь хлеба в охоту. |
Работать не горазд, | да не гуляй на вольке. |
Работник с сошкой, | лодырь с ложкой. |
Работу с плеч, | не знают скуки. |
Рабочие руки | да и на печь. |
Задание: прочитать, пересказать притчу.
Однажды путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она неладна”.
Второй сказал: “Работаю, зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнёс: “Я строю прекрасный храм!”.
Задание: прослушать, пересказать своими словами.
Вознаграждение по итогам годовой работы - вид материального поощрения, который может устанавливаться в дополнение к системам оплаты труда в организации, форма участия работника в распределении прибыли. Согласно ст. 84 КЗоТ, вознаграждение выплачивается один раз в году, по истечении календарного года, из фонда, образуемого за счёт прибыли, полученной организацией. Размер вознаграждения определяется с учётом результатов труда работника и продолжительности его непрерывной работы в организации. На выплату вознаграждения отводится часть прибыли организации. Вознаграждение выплачивается в процентах к месячному заработку при выполнении основных производственных показателей и наличии стажа работы в организации не менее 1 года. С увеличением непрерывного стажа в одной организации возрастает и размер вознаграждения.
Задание: вставить пропущенные слова: работа, труд, дело, занятие.
Я вставал рано, с рассветом, и тотчас же принимался за какую-нибудь _____________. Я починял телеги, проводил в саду дорожки, копал гряды. (Чехов)
Я честным тяжёлым _________________ добываю хлеб свой. (А. Островский)
Мы все занялись своими ____________. Я принялся вычерчивать дневной маршрут, а Дерсу и Джан-Бао стали готовить ужин. (Арсеньев)
Удивительно приятное _________________ - лежать на спине в лесу и глядеть вверх. (Тургенев)
_______________ мастера боится. (Пословица)
Задание: вставить предлоги “в” или “на”:
Работать
… школе
… почте
… библиотеке
… фабрике
… заводе
… магазине
… театре
… стройке
… банке
… ферме
… саду
… одиночку
… бригаде
… Москве
… компьютере
… помещении
Задание: вставить пропущенные предлоги.
Работать
… найму
… душой
… рук вон плохо
… перерыва
… огоньком
… энтузиазма
… перерыва
… старинке
… компьютере
… проектом
… собой
… специальности
… вторую смену
… ночам
… офисе
… двоих
Задание: подобрать слова.
работать в _________________
на ________________
с _________________
у _________________
до ________________
из ________________
под _______________
без ________________
за _________________
по _________________
Задание: вставить пропущенные буквы, заполнить таблицу, придумать предложение с каждым словом.
Слова для справок: рабо__ник, работя__а, безработи__а, о__работка, __аработок, работо__атель.
Задание: прочитать словосочетания со словом “работа”, придумать предложение с 5 из них.
приниматься за работу
оценивать работу
работа спорится
не могу оторвать от работы
застать за работой
наладить работу
работа по хозяйству
работа сердца
работа двигателя
работа мысли
работа над рукописью
поступить на работу
уволиться с работы
идти на работу
возвращаться с работы
раздать работу
работать упорно
работать спустя рукава
работать мозгами
работать на свежем воздухе
Задание: подобрать подходящие по смыслу слова.
Рабочий _________________________________
Рабочая _________________________________
Рабочее _________________________________
Рабочие _________________________________
Задание: дописать предложения.
Я работаю _____________________________________.
Я работал _____________________________________.
Я хотел бы работать ____________________________.
Задание: дописать предложения.
Я работаю, а ___________________________________.
Я работаю, чтобы _______________________________.
Я работаю, и ____________________________________.
Я работаю, потому что ___________________________.
Я работаю, но ___________________________________.
Задание: прослушать предложение, повторить.
Я работаю.
Я работаю шофёром.
Я работаю шофёром на машине.
Я работаю шофёром на грузовой машине.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз”.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” на строительстве.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” на строительстве дома.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” на строительстве жилого дома.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” в автоколонне на строительстве жилого дома.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” в автоколонне № 135 на строительстве жилого дома.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” в автоколонне № 135 на строительстве жилого дома в Жулебино.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” в автоколонне № 135 на строительстве жилого дома в Жулебино с мая.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” в автоколонне № 135 на строительстве жилого дома в Жулебино с мая по сентябрь.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” в автоколонне № 135 на строительстве жилого дома в Жулебино с мая по сентябрь, а потом нас перебросят на строительство детского сада в том же районе.
Я работаю шофёром на большой грузовой машине “Камаз” в автоколонне № 135 на строительстве жилого дома в Жулебино с мая по сентябрь, а потом нас перебросят на строительство детского сада в том же районе, поскольку создание инфраструктуры является приоритетной задачей жилого домостроения в Москве в настоящее время.