1. Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.
Актуальность проблемы
Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.
Цель: Реализация проекта «Бумагопластика», как средство развития творческих способностей у детей в работе с бумагой.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка… и, конечно же, конструирование.
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов.
Выделяется два вида конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают как реально существующие объекты, так и придуманные по ассоциации с образами сказок и фильмов. Но моделируют структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью…
В художественном конструировании дети сами создают эстетические образы: оригинальные поделки для подарков, панно или картин. Ребята стараются придать образам большую выразительность и для этого специально используют необычность цвета и фактуры.
Бумажная пластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.
Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через бумагопластику.
Апробация системы занятий на основе дидактических игр и экспериментирования.
Задачи:
Объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих креативных способностей дошкольников. В данном исследовании ставятся следующие задачи:
- Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
- Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
- Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
- Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
- Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.
- Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
3. Содержание и условия педагогической работы:
Первый этап. Подготовительный:
- Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
- Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
- Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Подобрать дидактические и методические пособия, а также коллекцию разнообразной бумаги.
Второй этап. Организационный:
- Формировать интерес к бумагопластике.
- Практически знакомить со свойствами бумаги.
- Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
Третий этап. Практический:
На занятиях по ручному труду и во вторую половину дня:
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
- Формировать относительную устойчивость замысла.
- Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
- Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
- Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
- Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
- Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
Четвёртый этап. Итоговый:
- Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.
- Осуществить анализ полученных результатов.
- Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
- Организовать творческие выставки детских работ.
- Диагностировать творческие способности дошкольников.
4. План-график работ.
Наименование этапов. |
Мероприятия |
Сроки |
Результат |
Подготовительный |
Проведение мониторинга. Организация и обработка результатов исследования. Подборка дидактических и методических пособий, а также разных видов бумаги. |
Май Июнь Июль |
Данные исследования. Приобретение |
Организационный |
Консультации по потребностям родителей. Экспериментирование с бумагой. |
Август Сентябрь |
Психолого-педагогическая компетентность родителей. Выявление св-в бумаги. |
Практический |
Организация и проведение игр и занятий с детьми. Примерные темы творческих заданий: «Радуга-дуга», «Цветик-семицветик», «Нарядная клумба», «Букет для мамочки», «Времена года», «Настроение», «Моя улица», «Волшебные комочки». |
Сентябрь Октябрь Ноябрь |
Знания, умения и навыки детей. |
Итоговый |
Проведение итоговой диагностики. Организация творческих выставок детских работ. |
Декабрь |
Выявление уровня развития творческих способностей детей. |
Работа с родителями:
- Для родителей провести консультации «Играя - творим»;
- Оформить альбом для родителей «Умные поделки»;
- Организовать выставку совместных работ родителей и детей на тему: «Фантазируйте вместе с детьми»;
- Создать фото-коллаж «Умные ручки».
Участники проекта:
- Дети -24 человека.
- Воспитатели-2 человека.
- Родители - по количеству детей.
Срок реализации: 9 месяцев.
В процессе выполнения проекта возникли следующие проблемы:
- Сбор коллекции разнообразной бумаги.
- Материальная финансовая сторона.
- Подборка специализируемой литературы.
Распространение результатов.
Формы распространения накопленного опыта:
- Выставки дидактического и методического материала по внедряемому проекту.
- Проведение итоговых семинаров-практикумов, мастер-классов.
Контрольное обследование умений и навыков. Автор А.Н.Малышева.
В ходе контрольного обследования приняли участие 24 ребенка.
Вывод: Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей дошкольника.
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Литература
- Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
- Л.А.Парамонова- «Бумагопластика» .
- Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
- «Обруч» №2, 1997г.