Проект "Бумагопластика"

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.

Актуальность проблемы

Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.

Цель: Реализация проекта «Бумагопластика», как средство развития творческих способностей у детей в работе с бумагой.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка… и, конечно же, конструирование.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов.

Выделяется два вида конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети отображают как реально существующие объекты, так и придуманные по ассоциации с образами сказок и фильмов. Но моделируют структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью…

В художественном конструировании дети сами создают эстетические образы: оригинальные поделки для подарков, панно или картин. Ребята стараются придать образам большую выразительность и для этого специально используют необычность цвета и фактуры.

Бумажная пластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.

Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через бумагопластику.

Апробация системы занятий на основе дидактических игр и экспериментирования.

Задачи:

Объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих креативных способностей дошкольников. В данном исследовании ставятся следующие задачи:

  • Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
  • Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
  • Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
  • Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
  • Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.
  • Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.

3. Содержание и условия педагогической работы:

Первый этап. Подготовительный:

  1. Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
  2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
  3. Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
  4. Подобрать дидактические и методические пособия, а также коллекцию разнообразной бумаги.

Второй этап. Организационный:

  1. Формировать интерес к бумагопластике.
  2. Практически знакомить со свойствами бумаги.
  3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
  4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

Третий этап. Практический:

На занятиях по ручному труду и во вторую половину дня:

  1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
  2. Формировать относительную устойчивость замысла.
  3. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
  4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
  5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  6. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  7. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.

Четвёртый этап. Итоговый:

  1. Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.
  2. Осуществить анализ полученных результатов.
  3. Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
  4. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
  5. Организовать творческие выставки детских работ.
  6. Диагностировать творческие способности дошкольников.

4. План-график работ.

Наименование этапов.

Мероприятия

Сроки

Результат

Подготовительный

Проведение мониторинга.

Организация и обработка результатов исследования.

Подборка дидактических и методических пособий, а также разных видов бумаги.

Май

Июнь

Июль

Данные исследования.

Приобретение
дид.игр и рабочего материала.

Организационный

Консультации по потребностям родителей.

Экспериментирование с бумагой.

Август

Сентябрь

Психолого-педагогическая компетентность родителей.

Выявление св-в бумаги.

Практический

Организация и проведение игр и занятий с детьми.

Примерные темы творческих заданий: «Радуга-дуга», «Цветик-семицветик», «Нарядная клумба», «Букет для мамочки», «Времена года», «Настроение», «Моя улица», «Волшебные комочки».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Знания, умения и навыки детей.

Итоговый

Проведение итоговой диагностики.

Организация творческих выставок детских работ.

Декабрь

Выявление уровня развития творческих способностей детей.

Работа с родителями:

  • Для родителей провести консультации «Играя - творим»;
  • Оформить альбом для родителей «Умные поделки»;
  • Организовать выставку совместных работ родителей и детей на тему: «Фантазируйте вместе с детьми»;
  • Создать фото-коллаж «Умные ручки».

Участники проекта:

  1. Дети -24 человека.
  2. Воспитатели-2 человека.
  3. Родители - по количеству детей.

Срок реализации: 9 месяцев.

В процессе выполнения проекта возникли следующие проблемы:

  • Сбор коллекции разнообразной бумаги.
  • Материальная финансовая сторона.
  • Подборка специализируемой литературы.

Распространение результатов.

Формы распространения накопленного опыта:

  • Выставки дидактического и методического материала по внедряемому проекту.
  • Проведение итоговых семинаров-практикумов, мастер-классов.

Контрольное обследование умений и навыков. Автор А.Н.Малышева.

Приложение

В ходе контрольного обследования приняли участие 24 ребенка.

Вывод: Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей дошкольника.

Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.

Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Литература

  1. Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
  2. Л.А.Парамонова- «Бумагопластика» .
  3. Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
  4. «Обруч» №2, 1997г.