Цель:
- уточнить название весенних месяцев, приметы весны;
- совершенствовать знания детей о разновидностях деревьев в лесу (хвойные и лиственные);
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
- развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
- активизировать мыслительную деятельность, воображение;
- воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе
Ход занятия
Дети входят в группу, организационный момент.
Вос. Давайте возьмёмся за руки. Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я, улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения.
Присаживайтесь.
Вос. Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, посмотрите на них и подарите им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня. За то, что вы у меня такие красивые, умные, воспитанные, вежливые, хочу пригласить вас в путешествие, а куда вы догадаетесь, если отгадаете загадку:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом.
(Лес)
Правильно, это – лес. Но сначала кто мне скажет, какое сейчас время года?
Дети. Весна.
Вос. А какой сейчас месяц?
Дети. Март, первый месяц весны.
Вос. Назовите весенние месяцы?
Дети. Март, апрель, май.
Вос. Месяц март в народе называют «протальник». А как вы думаете почему?
Дети. Появляются первые проталины, снег становится рыхлым, меняет цвет.
Вос. А кто мне скажет, что такое проталины?
Дети. Появляются первые островки земли.
Вос. Молодцы. Я сегодня шла к вам в детский сад и почему-то не заметила признаков весны. Кто мне может объяснить, почему?
Дети. Мы живём на крайнем Севере, и весна приходит к нам намного позже.
Вос. А какое время года вам нравится?
(Ответы детей.)
Вос. Всем нравится разное время года. Я хочу вам предложить отправиться попрощаться с зимой в сказочный зимний лес. Согласны? Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети. Не ломать ветки, не разжигать костёр, не оставлять мусор, не кричать и т.д.
Вос. А на чём мы можем доехать в зимний лес?
Дети. На буране, снегоходе, на оленей упряжке.
Вос. Давайте позвоним нашей знакомой девочки Айне, и попросим, что бы она прислала нам своих друзей, оленей. Согласны?
Воспитатель звонит по телефону Айне и договаривается о поездке.
Вос. Ребята. Но ведь в лесу очень холодно, что нужно сделать?
Дети. Одеться потеплей.
Имитация одевания.
Стук в дверь, за дверью олени, дети с другой группы.
Вос. А вот и упряжка, садимся.
Включается музыка «Мы поедим мы помчимся». Дети едут в муз.зал, там встречает их такая же муз.
Зал оформлен под зимний лес.
Вос. Вот мы и приехали, в зимний сказочный лес, настоящее зимнее царство.
Благодарят «оленей» и отпускают в тундру.
Ребёнок. (читает стих)
Чародейкою зимою околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою, неподвижною немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован, весь окутан,
Весь окован лёгкой цепью пуховой…
Вос. Давайте мы с вами присядем и отдохнём. Дорога длинная была. (Присаживаются на бревно.) Тишина в лесу, а какой замечательный воздух! Какой свежий аромат! Давайте поздороваемся с лесом.
Дети. (читают стих хором)
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь зимою
Ночью тёмной, снеговою?»
Вос. А чем же пахнет в зимнем лесу?
Дети. Свежестью, чистотой, прохладой, хвоей.
Вос. А почему в лесу так дышится легко?
Дети. В лесу много деревьев, а растения выделяют кислород, которым мы дышим.
Вос. Посмотрите внимательно, что вы видите в лесу?
Дети. Деревья в снегу, шишки, звери.
Вос. Отгадайте загадку, о каком дереве идёт речь:
«Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год»
Дети. Ель.
Вос. А что вы знаете о еле?
Дети. Ель круглый год зелёная. У неё вместо листьев иголки – хвоинки. Ель хвойное дерево.
Вос. А какие ещё вы знаете хвойные деревья?
Дети. Сосна, лиственница, кедр, пихта.
Вос. А какую особенность имеет лиственница?
Дети. Хвойные деревья сохраняют иголки в течение всего года, а лиственница иголки осенью сбрасывает.
Вос. А кто мне скажет, чем отличается ель от сосны?
Дети. Длиной хвоинок, формой кроны, размером шишек, цветом коры. У ели иголки отделены друг от друга, а у сосны они соединены.
Вос. А какие еще растут деревья в лесу?
Дети. Лиственные. У них на ветках растут не иголки, а листья.
Вос. А какие лиственные деревья вы знаете?
Дети. Берёза, тополь, чозения, ольха.
Вос. Как приспосабливаются пережить зиму лиственные деревья?
Дети. Осенью листья опадают и снег не задерживается на ветках, ветки не ломаются под тяжестью снега.
Звучит муз. и появляется медведь из берлоги.
Вос. Вот так чудеса, даже мишка проснулся. Как вы думаете почему?
Дети. Уже наступила весна, а медведи весной просыпаются.
Медведь:
Я в берлоге крепко сплю, и меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю, много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
Вос. А какие ещё животные просыпаются весной после зимней спячки?
Дети. Еврашка, ёж.
Вос. Какими бы чудесами нас не удерживала зимушка, а весна всё равно вступает в свои права и зовёт нас в детский сад. Пусть ещё немножко поспят звери, а нам пора возвращаться в детский сад. А как же нам добраться до детского сада? Я придумала. Весной что происходит со снегом?
Дети. Он тает, и бегут ручейки.
Вос. Правильно. Снимите зимнюю одежду и давайте мы с вами превратимся в большой сугроб. (муз. солнышка) Солнышко пригревает и снег тает. Побежали ручейки (игра «Ручеёк», под музыку, дети «текут» в группу. На ковре, лежит большой кусок голубой ткани, дети бросают ленточки на ткань.)
Вос. Какой замечательный ручей у нас получился! Закройте глазки, повернитесь вокруг себя и превратитесь в ребят. Глядя на него, я сразу вспомнила своё детство. Мы в детстве пускали кораблики, и они плыли по ручейкам. А вы умеете складывать кораблики?
Дети. Да.
Вос. Давайте сделаем кораблики и пустим по нашему ручейку.
Дети проходят за столы, где лежат разноцветные прямоугольники из цветной бумаги, и складывают кораблики. По мере изготовления, дети пускают кораблики по ручейку.
Итог.
Используемая литература: интернет ресурсы, личные разработки, оригами.
Приложение. Фотографии занятия.