I. Изложение сжатое.
Анализ текста как основа подготовки к изложению.
(Развивающая кооперация (Приложение 1).)
Прочитайте текст № 1.
(1) Пока жив человек, будет жить и сказка, потому что сказка – это
воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном.
(2) Сказки рождаются непрерывно.
(З) Как это происходит – трудно сказать.
(4) По-разному.
(5) Дело было летом, на берегу лесной реки.
(6) Только что прошел шумный короткий дождь, над рекой стояла радуга.
(7) Сильно пахло сосной, и капли дождя на отдельных хвоинках наливались,
крупнели, и в каждой из них играло свое маленькое солнце.
(8)Перевозчик раздувал костер, а рядом сидел мальчик, его сын.
(9) Мальчик прислушался и спросил отца:
(10) –Чего это шумит, папаня?
(11) Перевозчик подумал, догадался, что шуршит дождевая влага, просачиваясь
через палую рыжую хвою, устилавшую землю у подножия мачтовых сосен, но, подумав,
усмехнулся и сказал:
(12) – Это жучки-мужички пилят пилами сухие сосновые иглы.
(13) Пилят с натугой.
(14) – Зачем? – спросил мальчик, и глаза его заблестели.
(15) – Они жучки хозяйственные, запасливые.
(16) И на зиму дровишки готовят.
(17) Ты небось видел: как земля весной оттает, от нее идет дым.
(18) Это из жучиных нор.
(19) Так началась сказка.
(20) Мальчик рассказал ее своим однолеткам, те родителям.
(21) И сказка пошла гулять по свету, все крупнея, наливаясь, разрастаясь, как
наливались под солнечным светом капли дождя на хвоинках.
(22) А через год-два-три она уже превратится в большую, настоящую сказку и будет
жить вечно.
(К.Г.Паустовский)
Задания.
- Определите вид связи в словосочетании ИЗ ЖУЧИНЫХ НОР (предложение 18). Замените это словосочетание синонимичным с другими видом связи. Объясните, почему полученное словосочетание стилистически хуже исходного.
- Из предложений 11–15 выпишите слова с чередующимися безударными гласными в корнях. Корни обозначьте графически.
- Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание одной из приставок определяется правилом: “Приставка ПРЕ– пишется в том случае, если ее значение близко к приставке ПЕРЕ-“. Обозначьте эту приставку.
- Из предложений 19–22 выпишите слова с приставкой, в которой без ударения пишется А, а под ударением – О. обозначьте эту приставку. Напишите два примера с ударными вариантами этой приставки.
- Из предложений 8–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса со значением лица по роду занятий зависит от той или иной буквы, обозначающей согласный звук на конце производящей основы. Обозначьте этот суффикс.
- Из предложение 12–16 выпишите имя прилагательное с суффиксом, в котором всегда пишется И. Обозначьте этот суффикс.
- Дайте синтаксическую характеристику предложения 13 (простое иди сложное; если простое, то полное или неполное, двусоставное или односоставное; если односоставное, то каков его вид).
- Сред предложений 14–18 найдите такое, которое осложнено однородными членами. Выпишите его номер.
- Из предложений 15–22 выпишите номер предложения с разными видами связи (с бессоюзной и подчинительной связью).
- Из предложений 15–22 выпишите номер БСП.
- Разделите текст на композиционно-смысловые части. Сколько частей вы выделили?
- О чем говорится в каждой из выделенных вами частей? Запишите ответ в виде плана.
- Какое предложение содержит основную авторскую мысль? Выпишите его номер. Можно ли сжато передать информацию этого предложения?
- Объедините предложения 3 и 4, оставив только главное содержание.
- Определите тип речи третьего абзаца текста. Есть ли в нем элемент повествования? Подчеркните его, опираясь на грамматический признак.
- Выделите основную информацию третьего абзаца, руководствуясь формулой: “Когда? Где? Что произошло?”
- В предложениях 8–10 устраните повторяющуюся информацию.
- Из предложения 11 исключите второстепенные подробности, зачеркнув неглавные по смыслу слова и фрагменты предложения.
- Объедините предложения 12 и 13, устранив все повторы.
- Из предложения 14 исключите информационно малозначащий фрагмент.
- В предложении 15 оставьте только один из синонимов, обладающий более общим, широким значением.
- Из предложений 19–22 исключите такие, которые содержат поясняющие подробности.
- Прочитайте текст еще раз. Не пользуясь своими записями, напишите сжатое изложение этого текста.
II. Тестовые задания (А1–В14).
(Развитие языковой и лингвистической компетенции.)
Индивидуальная работа.
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Все, что было до войны, казалось мне теперь освещенным ясным и мягким
светом незакатно-солнечного дня, того самого, когда мы с отцом зашли в табачный
магазин.
(2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала
прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу — след ласточки,
размашистый ее полет в покое и сладкозвучной тишине.
(З) Такой мне казалась жизнь до войны.
(4) Там, до войны, мы были с отцом в табачном магазине, он купил папиросы, три
пачки, но потом началась война, табак стали давать по карточкам, магазин
закрылся, и вот туда переехала детская библиотека.
(5) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
(6) Сильную обиду, обделенность, обман.
(7) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
(8) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто,
будто я ночью иду по пустой дороге.
(9) И батя мне все мнился.
(10) Вот он там стоял, у самого прилавка, платил деньги, а сам так часто-часто
на меня оглядывался, и улыбка не сходила с его лица.
(11) А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, все собирался
спросить отца, почему он не купит себе трубку, и так и не спросил.
(12) И много чего другого не успел я сделать там, до войны, пока отец был так
неправдоподобно близко.
(13) Например, порыбачить не успел, сходить с ним на охоту.
(14) Я вспомнил, как отец уходил с ружьем.
(15) Яркой вспышкой озарило меня прошедшее, но не забытое мгновение, точнее,
чувство: мы с мамой провожаем его до угла, где висит почтовый ящик.
(16) Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное солнце, на фоне
которого раскачивается кепочка отца, горбатится вещевой мешок и торчит ствол
ружья.
(17) Мне отчего-то душно, мне тяжело.
(18) Я боюсь за отца: почему он уходит от нас?
(19) 3ачем эта охота?
(20) Пусть лучше вернется.
(21) И в глазах у мамы я тоже вижу слезы.
(22) Что это было?
(23) Предчувствие?
(24) Но война началась через год, и много было еще и смеха и слез до ее прихода,
а я все помнил тот вечер и чувствовал ту тревогу...
(По А. Лиханову)
– Установите значение слов: осязала, обделенность, таращился, мнился;
– Выпишите из текста эпитеты;
– Выпишите из 14–15 предложений слово (а) с чередующейся безударной гласной в
корне;
– Определите вид связи в словосочетании “ствол ружья”, замените синонимичным
словосочетанием
– Среди 2–5 предложений укажите предложения с однородными членами.
Работа в ППС, ПСС.
(Использование методик “Устный тренаж”, “Взаимообмен заданиями” (Приложение 2).)
– Назовите ключевые слова, словосочетания, определяющие тему данного текста;
– Определите вид связи в словосочетаниях, начете схемы данных словосочетаний:
Потерял что-то, красивые коробки, был близко;
– По данным схемам запишите словосочетания; (№ 2);
– Дайте развернутое определение термина “словосочетание”;
– Выпишите из предложения все возможные словосочетания “Закатное солнце слепит
меня, бордовое, зловещее, грозное солнце”;
– Из предложений № 6–10 выпишите словосочетание (ия), образованное связью
согласование;
– Из предложений № 7–8 выпишите словосочетание, образованное связью
примыкание.
III. Сочинение – рассуждение.
(Развитие у обучающихся коммуникативной компетенции.)
Композиция сочинения – рассуждения.
- Вступление.
- Основная часть.
а) Определение проблемы.
б) Комментарий к проблеме.
в) Определение авторской позиции.
г) Собственная позиция, ее аргументация. - Заключение.
Проблема текста – это вопрос, требующий решения, исследования.
Проблема – сложная, трудная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, назревшая, острая, философская, политическая, социальная, национальная, идеологическая, международная, вечная.
Комментарий проблемы – насколько актуально то, о чем пишет автор, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой, есть ли другая точка зрения, не совпадающая с авторской.
Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Моя позиция – нужно убедить в чем-либо, укрепить мнение (изменить).
Аргументы должны быть правдивыми, опираться на источники, отражать объективную реальность.
Заключение. Именно поэтому (таким образом), …
(Для написания всех структурных элементов сочинения рассуждения рекомендуется использовать речевые клише (Приложение 3).