Цель:
- Ознакомить учащихся с инструментами, приспособлениями и продуктами, используемыми при приготовлении мучных изделий, и питательной ценностью муки.
- Ознакомить учащихся с составом песочного теста и способами его приготовления.
- Формирование технологических умений в приготовлении блюд из песочного теста. Обучение способам проверки качества продуктов.
- Развитие навыков коммуникативного общения.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности, трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Метод урока: объяснительно-иллюстративный, поисковый.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, электрическая плита и др.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
Начать урок хочется со стиха. Стихотворение выведено на экран. (Презентация.) Слайд 1.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят!
Скажите как вы понимаете это стихотворение? Беседа учителя с учениками.
Правильно речь пойдет о хлебе.
“Ломоть хорошо испеченного хлеба , составляет одно из величайших изобретений человеческого ума”
Климентий Аркадьевич Тимирязев.
Скажите, какие пословицы о хлебе вам известны? Дети предлагают варианты пословиц, на слайд выводятся пословицы приготовленные учителем.
Пословицы:
а) “Земля – матушка, а хлеб – батюшка”;
б) “У народа есть слова – хлеб, всей жизни голова”;
в) “Без золота проживешь, а без хлеба – нет”;
г) Когда хлеба ни куска, так и в тереме тоска”.“Хлеб – всему голова,”
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава,
Но хлеб – всему голова!В буднях эпох, времен
С нами всегда она –
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова.
(Евг.Нефедов)
Истина о сохранении хлеба.
- Плесень – враг номер один.
- Находчивость против черствости.
- Если хлеб все же зачерствел.
- Хлебные консервы.
- Деликатесы из черствого хлеба.
Учитель рассказывает учащимся об истинности хлеба.
Задание 1. “Пойми меня”.
Вниманию учащихся предлагаются задания, содержащие описание признаков продуктов, имеющих отношение к тесту Нужно догадаться, о чем идет речь.
Молоко |
Яйца |
Дрожжи |
Мука |
Что такое мука? Ответ учащихся мука – это основной продукт в приготовлении теста.
Ржаная мука | Пшеничная мука |
|
|
Это важно! Качество выпекаемых изделий – их подъем, вкус, внешний вид – зависит от качества муки.
Хранят муку в сухом, хорошо проветриваемом месте.
Задание 1. “Угадай-ка”.
Учащиеся слушают предложенный учителем текст. Они должны догадаться, о чем идет речь.
Тесто пышной консистенции, светлого кремового оттенка. Хорошо выпеченное
изделие из этого теста имеет тонкую гладкую (местами бугорчатую) верхнюю корочку
золотисто-желтого цвета. Структура: мякина пышная, пористая, эластичная. Это
тесто самое легкое и пышное.
Из этого теста изготавливают торты, пирожные.
(Бисквитное тесто.)
Это тесто однородное, без комков, пластичное. Выпеченный полуфабрикат мягкий,
пористый, пышный, рассыпчатый, должен иметь поверхность светло-коричневого цвета
с золотистым оттенком.
Из этого теста выпекают печенье, торты, пирожные.
(Песочное тесто.)
По консистенции это густое тесто, одно из самых жирных видов теста. Изделия
из него получаются рыхлыми, слоистыми, рассыпчатыми, при выпечке хорошо
поднимаются.
Из этого теста готовят пирожные, торты, пирожки.
(Слоеное тесто.)
Это однородное, пластичное тесто, без комков. Изделия из него получаются
светло-коричневого цвета, они как бы воздушные, легкие. Мякиш отсутствует,
вместо него имеется воздушное пространство.
Готовят из этого теста в основном пирожные.
(Заварное тесто.)
3. Практическая работа.
Схема приготовления песочного теста.
Состав: 250 г. Маргарина, 2 ст. муки, 1 ст. сахара, 1 яйцо, 200 г. Мармелада, 1 яблоко, 1 апельсин, 1 лимон, панировочные сухари, молотая корица, 1/3ч. Л. Соды (погасить уксусом).
Технология приготовления.
- В муку добавить размягченный маргарин, сахар, яйцо, гашеную соду. Перемешать до образования однородной массы.
- Яблоко очистить от сердцевины, нарезать дольками. Очищенный от кожуры апельсин разделить на дольки. Лимон обдать кипятком и нарезать кусочками.
- В смазанную маргарином и посыпанную сухарями форму выложить тесто, на него слой мармелада. Сверху вперемешку положить все фрукты. Запечь в горячей духовке 35–40 минут.
Прежде чем вы приступите к практической работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с острыми приборами и с горячей жидкостью.
Практическую работу бригады выполняют, пользуясь инструкционными картами.
Учитель показывает на таблице, учащиеся записывают схему в тетрадь.
4. Закрепление нового материала.
Как правильно хранить муку?
Какое тесто называют песочным?
Назовите инструменты и приспособления, применяемые при приготовлении теста.
Обращение к толковому словарю.
Хлеб да соль (устар. и прост.) – приветствие тому, кто ест.
Хлебом не корми кого (разг.) – о чьем-н. сильном увлечении, желании. Его хлебом не корми, только пусти на каток.
Хлеба не просит что (разг.) – о вещи, к-рая хранится, никому не мешая, и может когда-н. пригодиться.
Свой хлеб есть (разг.) – самому зарабатывать себе на жизнь.
Толковый словарь С. И. Ожегова.
Закончить хотелось бы стихотворением.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Хлеб – всему голова
В поле, в доме, в державе.