Сценарий литературно-музыкальной композиции "Войны не знали мы, но все же…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: Воспитание чувства патриотизма у учащихся.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны.
  • Формирование нравственных качеств личности.
  • Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

Форма проведения: общешкольное мероприятие.

Ведущий:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.

2 девушки танцуют “Ах, эти тучи в голубом” (танцуют, примеряют фату).

Раздается войн сирены, информация о начале войны, отрывок из песни “До свидания, мальчики” Б. Охуджавы. Девушки меняют фату на черные платки. К ним подходят еще 3 девушек в форме.

Ведущий:

Так начиналась война. Первыми вступили в бой пограничники. Уцелеть удалось лишь немногим. А спустя несколько часов во всех уголках нашей необъятной Родины началась мобилизация в ряды Красной Армии. Люди разных возрастов и национальностей, плечом к плечу, встали на защиту Родины. Люди уходили на фронт…

Это были самые суровые, самые тяжелые недели, месяцы великой войны. Несмотря на огромный перевес врага в технике и неожиданность нападения, пограничники и части Красной Армии героически сражались на всем протяжении фронта.

Музыка “Реквием”, презентация (фотографии зенитчиц).

Выходит девушка в форме (на фоне презентации девушка рассказывает):

Зенитчица: Слышала я... Слова... Яд... Слова, как камни... Мол, это было мужское желание – пойти воевать. Разве может женщина убивать?! Это – ненормальные, не полноценные женщины...

Нет! Тысячу раз нет! Нет, это было человеческое желание. Шла война, я жила обыкновенной жизнью... Девчоночьей... Но соседка получила письмо – мужа ранило, лежит в госпитале. Я подумала: "Он ранен, а вместо него кто?" Пришел один без руки – вместо него кто? Второй вернулся без ноги – вместо него кто?

Я писала, просила, умоляла взять меня в армию. Так мы воспитывались, что без нас ничего не должно быть в нашей стране. Нас научили ее любить. Восхищаться. Раз началась война, мы обязаны чем-то помочь. Нужны медсестры, значит, надо идти в медсестры. Нужны зенитчицы, значит, надо идти в зенитчицы.

Три раза раненая и три раза контуженная. На войне кто о чем мечтал: кто домой вернуться, кто дойти до Берлина, а я об одном загадывала – дожить бы до дня рождения, чтобы мне исполнилось восемнадцать лет. Почему-то мне страшно было умереть раньше, не дожить даже до восемнадцати. Ходила я в брюках, в пилотке, всегда оборванная. Не верилось. что когда-нибудь можно будет встать и идти по земле, а не ползти. Это мечта была!

Ведущий: В августе 1941 года сомкнулось кольцо вокруг Ленинграда. Начались суровые 900 дней блокады. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли.

Зимой 1941–1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Враги думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся.

Музыка “Реквием”, презентация (фотографии блокадного Ленинграда).

Выходит девушка (на фоне презентации девушка рассказывает):
Блокадница: Я всегда любила модные в то время фокстрот, танго, вальс-бостон, но никогда не испытывала такого острого удовольствия от танцев, как тогда при тревоге. Город бомбят, а мы танцуем, если не повезет – это наш последний танец.

Быт блокадного города становился все тяжелее. Зимой воду доставали из проруби на Неве. Обессиленные люди поднимали ведро с водой, спотыкались, падали, вода разливалась. Подход к проруби превратился в ледяную горку. Однажды я увидела: человек, поднимавшийся с ведром на берег, поскользнулся и упал, ведро выпало у него из рук, покатилось вниз. Люди обходили его и шли дальше. Я еще не набрала воды и подошла к упавшему. Один мужчина, тоже с ведром, ко мне присоединился.

Вдвоем мы с трудом перевернули его на спину. Это оказалась молодая женщина, она была мертва. Мы оттащили ее в сторону и пошли за водой. И никакой жалости, никакого вообще чувства я не испытала. Смерть от истощения становилась нормой, бытом, повседневностью.

Ведущий: В те суровые дни вместе с воинами, со всем народом на защиту родной земли встали и медицинские работники.

В годы Великой Отечественной войны в составе военно-медицинской службы трудилось свыше 200 тысяч врачей и около 500 тысяч медицинских работников со средним специальным образованием. Немало образцов подлинного героизма, бесстрашия и самопожертвования проявили медицинские работники в трудных обстоятельствах. В любых условиях они делали все возможное, а часто и невозможное, чтобы спасти, сохранить жизнь, возвратить в строй раненых. Не случайно героическая работа медиков приравнивалась к боевому подвигу. Более 116 тысяч из них были награждены орденами и медалями, 44 человека удостоены звания Героя Советского Союза

Музыка “Реквием”, презентация (фотографии военных медсестер).

Выходит девушка (на фоне презентации девушка рассказывает):

Медсестра: И девчонки рвались на фронт добровольно, а трус сам воевать не пойдет. Это были смелые, необыкновенные девчонки.

Есть статистика: потери среди медиков переднего края занимали второе место после потерь в стрелковых батальонах. В пехоте. Что такое, например, вытащить раненого с поля боя? Я вам сейчас расскажу...

Мы поднялись в атаку, а нас давай косить из пулемета. И батальона не стало. Все лежали. Они не были все убиты, много раненых. Немцы бьют, огня не прекращают.

Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом вторая, третья... Они стали перевязывать и оттаскивать раненых, даже немцы на какое-то время онемели от изумления. К часам десяти вечера все девчонки были тяжело ранены, а каждая спасла максимум два-три человека. Да, я их, может, двести вытащила, кто тогда считал. Мне это и в голову не приходило, мы этого не понимали. Идет бой, люди истекают кровью, а я буду сидеть и записывать. Я никогда не дожидалась, когда кончится атака, ползала во время боя и подбирала раненых. Если у него осколочное ранение, а я приползу к нему через час-два, то мне там нечего делать, человек останется без крови

Ведущий: Женщина и жизнь – слова-синонимы. На войне женщина стала воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь.

Многое пережили наши женщины в годы Великой Отечественной войны. Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи! Вместе с воинами они ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт!

Музыка “Реквием”, презентация (фотографии детей войны).

Выходит девушка (на фоне презентации девушка рассказывает):

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Песня “Ариоза матери”

Ведущий: Войну вынесли на своих плечах не только физически крепкие мужчины-бойцы, но и девчонки – медсестры и связистки, летчицы и зенитчицы, разведчицы и партизанки... На хрупких "У-2" летали на ночные бомбардировки хрупкие девушки. Гитлеровцы поначалу презрительно именовали "У-2" "русс фанер", но потом стали бояться. Наших девчонок – пилотов и штурманов "У-2" – они именовали теперь не иначе как "ночными ведьмами".

Музыка “Реквием”, презентация (фотографии летчиц).

Выходит девушка в форме(на фоне презентации девушка рассказывает)

Летчицы: Наш полк был полностью женский... Вылетели на фронт в мае сорок второго года...

Дали нам самолет "По-2". Маленький, тихоходный. Летал он только на малой высоте, часто на бреющем полете. Над самой землей! До войны на нем училась летать молодежь в аэроклубах, но никто не мог и подумать, что его будут использовать в военных целях. Самолет был деревянной конструкции, сплошь из фанеры, обтянутой перкалью. Вообще-то марлей. Достаточно было одного прямого попадания, как он загорался – и сгорал в воздухе, не долетая до земли. Как спичка. Единственная солидная металлическая деталь – это сам мотор М-II. Потом уже, только под конец войны, нам выдали парашюты и поставили пулемет в кабине штурмана, а до этого не было никакого оружия, четыре бомбодержателя под нижними плоскостями – и все.

...Летали мы в основном ночью. Какое-то время нас попробовали посылать на задания днем, но тут же отказались от этой затеи. Наши "По-2" подстреливали из автомата...

Делали до двенадцати вылетов за ночь. Прилетишь и не можешь даже из кабины выйти, нас вытаскивали. Не могли уже планшет нести, тянули по земле. А труд наших девушек – оружейниц! Им надо было четыре бомбы – это четыре сотни килограммов – подвесить к машине вручную. И так всю ночь : один самолет поднялся, второй – сел.

Все девушки выходят со свечами.

Ведущий: Александра Семеновна Попова, гвардии лейтенант, штурман

Девушка: Погибла при исполнении приказа.

Ведущий: Чеканова Татьяна Константиновна

Девушка: Умерла от голода в блокадном Ленинграде.

Ведущий: Черняева Лариса Семеновна

Девушка: Расстреляна в концлагере СС Дахау

Ведущий: Софья Адамовна Кунцевич, старшина, санинструктор стрелковой роты.

Девушка: Погибла, спасая раненого

Ведущий: Барсукова Мария Ивановна

Девушка: Погибла при бомбардировке города.

Ведущий: Великая Отечественная.… В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А враг неиствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Но вновь поднимались в атаку наши бойцы

4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!

20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

Девушка:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.

Минута молчания

Песня: Поклонимся великим тем годам.

Ведущий: Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Разноцветными букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них – отблески счастья завоеванного для человечества, в них – немеркнущий свет нашей Победы.

Музыка : “День Победы”.

Ведущий:

Погибшие живут среди живых.
Ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их – значит, их предать.
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы, –
А память поколений их хранит.
Вот почему они посмертно живы.
Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить,
Чтоб небосвод был вечно голубой.
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни
Шли в бессмертный бой.

Песня “Солнечный круг”.

Используемый материал:

  1. С. Маршак. В поход.
  2. Муса Джалиль. Варварство.
  3. Русецкая Н.Е. Сценарий выступления агитбригады “роза ветров”.
  4. Светлана Алексиевич. “У войны не женское лицо” и “Последние свидетели”.