Цель урока: Формирование умения вдумчиво читать произведение, соразмышлять с автором.
Задачи урока:
– Познакомить с творчеством В. Вересаева, его рассказом “Братишка”;
– учить работать над жанром рассказа, используя разные виды и приемы работы;
– развивать устную речь учащегося, коммуникативные навыки;
– воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портрет автора, выставка его книг, картины бузины и кадушки, выставка детских рисунков, карточки, веселое и грустное солнце.
1. На доске записан эпиграф
Братская любовь пуще каменных стен.
Обсуждение с детьми смысла данной пословицы.
2. Проверка домашнего задания.
Вчера, работая над стихотворением Ю. Мориц “Ворона”, учились читать между строк. Именно это понимание помогает вам прочитать стихотворение выразительно, передавать чувства и мысли автора, его отношение к героям и событиям.
Кто желает прочитать стихотворение?
А может быть кто-то выучил его наизусть?
Удалось ли детям при чтении показать, что они прочитали это стихотворение между строк?
Обращение к выставке рисунков. А удалось ли ребятам показать это в своих рисунках? (Выставка детских рисунков)
Это стихотворение об одиночестве. Митя гулял один, и ворона была одна, но они были слишком разные и не поняли друг друга.
Поэтесса захотела сдружить два одиноких существа, но ей желания оказалось мало. И поэтому на помощь пришла кошка “Вдвоем веселее дорожка”.
3. А сегодня познакомились еще с одним, на мой взгляд очень содержательным произведением.
1) Определите фамилию автора. Ее можно выделить из данного ряда по нескольким признакам. (Запись на доске) Д. Хармс, В. Вересаев, Н. Токмакова.
Это В. В. Вересаев, так как:
- Остальные поэты.
- Вересаев жил и творил XIX – XX в., а Д. Хармс – XXв, Н. Токмакова – современный автор, еще жива, ей 81 год. (Лишние фамилии убрать)
- Фамилия Вересаев начинается со звонкой согласной, а остальные – с глухой.
Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) – русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 г. В семье врача. Его отец основал в г.Туле городскую больницу. Мать открыла у себя дома первый детский сад в г.Туле
Вересаев закончил с серебряной медалью гимназию, затем закончил историко-филологический факультет университета в Петербурге, а затем учился на врача.
Писать начал в 14 лет. В своих произведениях старался показать духовное развитие своих персонажей, победу сил добра над силами зла.
Умер в Москве 3 июня 1945 г.
2) Обращение к учебнику с.161
Соответствует ли иллюстрация названию рассказа “Братишка”
(Высказывания детей).
Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение и мы увидим, насколько точны наши предположения.
3) Чтение рассказа “Братишка” картинки)
Дети читают по частям. Чтение – поиск, по ходу ведется словарная работа
(Бузина + бок о бок) (Кадушка + сквозящим, пазухи) (Кадушка бузина.)
1 часть
– Где происходит событие?
– Познакомились ли мы с героями?
2 часть (бойко, звенящем языке, опасливо косился)
– Что нового узнали о наших героях?
– Как вы, думаете, почему тот воробей, что поменьше, хотел пить,
но не опустился на край кадушки?
3 часть (ободряет)
– Почему так вел себя первый воробей?
– Почему автор решил, что воробей поменьше, брат первого?
4 часть (трепыхая крылышками)
– Почему братишка испуганно порхнул на бузину?
– Чего он испугался?
– Удалось ли старшему воробью уговорить братишку попить воды из кадушки?
– Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? (Высказывания детей).
(В семье у автора было 8 человек. Обращение к эпиграфу).
Физминутка
- Игра на внимание “День-ночь”.
- Для глаз.
4) Повторное чтение.
Чтение “глазами, губами”, шепотом.
Найдите описание воробьев. Прочитайте.
Что вы, можете рассказать о старшем воробье? Какой он?
(По ходу ответов детей вывешиваются на доску карточки)
старший | младший |
заботливый | боязливый |
внимательный | нерешительный |
терпеливый | |
бойкий | |
уверенный |
А какой его братишка?
5) Работа в парах (карточки)
Озаглавливание частей.
6) Беседа о жанре, сюжете.
К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
Прочитайте название части, которая является вступлением (1 часть) (карточка признаков рассказа)
На доске плакат сюжета
Прочитайте названия той части, которые являются основной частью,
Где происходит развитие событий. (2-3 части)
Прочитайте название той части, в которой находится концовка (4 часть)
Можно ли всю эту часть назвать концовкой? (нет) Прочитайте концовку.
7) Работа в тетради по чтению с.43 №4.
(Выбрать самую точную формулировку в которой выражается главная мысль
рассказа).
4. Домашнее задание.
- Выполнить в тетради задание 3 на стр.43.
- Подобрать пословицы к рассказу.
5. Итоговая рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за хорошую работу, полные ответы.
Если кого заинтересовало творчество В. Вересаева, понравился сам урок – покажите веселое солнышко. А кому было что-то непонятно – грустное солнышко.