Программа элективного курса “Трудные вопросы лингвистики” предназначена для расширенного изучения русского языка в 10–11-х классах, как дополнение к базовому уровню и составлена из расчета 1 час в неделю (10-й класс – 34 часа; 11-й класс – 34 часа). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе, подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Задачи курса:
– закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по орфоэпии, лексике и
фразеологии, грамматике и правописанию;
– совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
– закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время
навыки конструирования текстов;
– обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным
расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
– обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений,
полученных в рамках курса;
– способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10–11-х классах; во втором – определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале тем, ежегодно повторяющихся в задании типа С1 ЕГЭ по русскому языку.
Первый раздел содержит несколько частей. Сначала повторяется фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика и правописание с некоторыми уточнениями и дополнительной конкретизацией, ориентированной на задания ЕГЭ по русскому языку.
Вторая часть раздела – “Текст”– в какой-то мере является повторением того, что было изучено в предыдущих классах, однако по содержанию и форме существенно отличается от материала, использованного ранее: он обогащен и усложнен в понятийном отношении, изменен характер предлагаемых видов деятельности учащихся, конкретизирована тематика, повышен уровень сложности используемых текстов и уровень требований, предъявляемых к учащимся.
Второй раздел курса предусматривает организацию лингворечевой деятельности учащихся в 10-х и 11-х классах по двум направлениям: 1) чтение, работа с готовым текстом; 2) литературное творчество учащихся, конструирование текстов.
Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль различных видов самостоятельной работы. Таких, как составление таблиц, самостоятельный анализ текстов, целенаправленные выписки, творческие работы. Организуются наблюдения над речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Поскольку предлагаемая программа ориентирована на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т.д.
Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам, и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам.
Методологической основой данного курса являются Общеобразовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.
Система занятий направлена на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.
Тематическое распределение количества часов.
№ п/п |
Названия разделов | Количество часов | |
теория | практика | ||
Введение. | 1 | ||
I.1. | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 1 | 4 |
Лексика и фразеология. | 1 | 4 | |
Морфемика и словообразование. | 3 | 1 | |
Морфология и орфография. | - | 4 | |
Морфология. Культура речи. | - | 5 | |
Синтаксис и пунктуация. | 4 | 18 | |
I.2. | Текст. | 2 | 2 |
II. | Лингворечевая деятельность учащихся. | 10 | |
Итоговый контроль | 8 | ||
Итого | 12 | 56 |
Содержание программы.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Основные понятия фонетики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения. Орфографические правила корня, приставки, суффикса и окончания, связанные с произношением. Омонимия в произношении.
Лексика и фразеология. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Словарно-тематические группы слов, использование их в речи. Паронимы и их употребление. Лексические изобразительно-выразительные средства русского языка. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Морфемика и словообразование. Основные понятия морфемики и словообразования. Морфемный и словообразовательный разборы слова. Способы словообразования. Основные способы формообразования и словообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография. Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Разграничение приставок и частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных сочетаний. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных и глаголов. Употребление и правописание производных предлогов
Морфология и культура речи. Особенности употребления некоторых форм существительного и прилагательного, местоимения, числительного, предлога. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Синтаксис и пунктуация. Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Словосочетание. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний. Словосочетание и предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Простое предложение. Главные члены предложения и способы их выражения. Трудные случаи согласования главных членов предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Согласование в предложениях с однородными членами. Употребление и обособление определений, обстоятельств. Обособление приложений. Конструкции, грамматически не связанные с предложением. Синтаксическая синонимия и ее роль в создании выразительности речи. Оформление цитат в сочинении. Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синонимия разных типов сложного предложения.
Текст. Признаки текста. Способы и средства связи между частями текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, книжные. Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами слова. Анализ текстов различных типов и стилей.
Лингворечевая деятельность учащихся.
Чтение. Работа с готовым текстом. Определение темы, проблематики текста. Комментарий проблемы текста. Пересказ, близкий к авторскому тексту, сжатый пересказ, свободная передача содержания текста. Умение делать выписки и пользоваться ими. Выявление авторской позиции. Умение производить сопоставительный анализ текстов на одну и ту же тему. Работа с записной книжкой (папкой): накопление материала для сочинений, запись цитат, высказываний, собственных мыслей, интересных высказываний на уроках и вне уроков, запись наблюдений и жизненных фактов. Литературное творчество учащихся. Сочинения –рассуждения учащихся по типу задания С1 ЕГЭ на темы, затрагивающие современные общественные проблемы, в которых должна быть отражена и прокомментирована одна из проблем текста, отношение к ней автора, дан самостоятельный анализ литературных фактов и фактов исторической и современной действительности, связанных с проблематикой исходного текста. Сочинения о гражданском долге, стремлении к нравственному совершенствованию, смысле жизни и др. Развитие индивидуальных особенностей языкового стиля учащихся.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
По окончании 11-го класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
– оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических,
лексических, морфологических, синтаксических норм русского литературного языка;
– использовать основные приемы информационной обработки текста;
– оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по
его смыслу, интонации, грамматическим признакам;
– определять принадлежность слова к определенной части речи по его
грамматическим признакам; – проводить орфографический анализ слова, предложения;
– проводить пунктуационный анализ предложения;
– соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
– адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую)
письменного сообщения;
– использовать приемы сжатия текста;
– определять функционально-смысловые типы речи;
– определять основные способы образования слов;
– проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
– понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
– создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу
прочитанного;
– последовательно излагать собственные мысли;
– использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и
лексическое богатство речи;
– оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными правилами русского литературного языка.
Список учебно-методической литературы
- Власенков А.И, Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы – М, “Просвещение”, 2006.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.. “Просвещение”, 2007.
- Гриценко Р.М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 10–11 классы. – Краснодар, 2008.
- Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки для учителей общеобразовательных учреждений.10, 11 класс. – М., “Просвещение”, 2009.
- КИМы ЕГЭ по русскому языку.
- Мартьянова И.А. Русский язык. Трудные случаи разбора предложения. Учебный мАтериал для проведения уроков. 9–11 классы. –М.,Эксмо, 2007.
- Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. 8, 9 класс.– М. “Дрофа”, 2000.
- Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ – 2008. Русский язык: сочинение –рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаем без проблем! – М., “Эксмо”, 2008.
- Школьные словари русского языка (по всем разделам русского языка).