Движение пальцев и кистей ребенка имеют особое, развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было еще во 2-м веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры, упражнения, задания с участием рук, приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. В России появилось большое количество игр, упражнений по развитию мелкой моторики.
Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что “истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).
Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша. Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль в домашних условиях с участием вашего малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.
Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, эмоциональной выразительности, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.
Немаловажным фактором, важным для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. В некотором смысле, рифма является средством успокоения и утешения для маленького ребенка. Пальчиковые игры для развития речи дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь выразительной.
Однако игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких.
Ведь проведение таких игр подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.
Примеры пальчиковых игр приведены в Приложении 1.
Разучивать пальчиковые игры для развития речи следует поэтапно:
1. Сначала взрослый должен продемонстрировать предстоящую игру малышу.
2. Взрослый знакомит малыша с игрой, манипулируя уже не своими руками, а пальчиками ребенка.
3. Теперь малыш и взрослый могут выполнять движения игры одновременно, но за взрослым остается проговаривание текста.
4. На этом этапе пальчиковой игры для развития речи малыш должен выполнять движения сам, а взрослый только проговаривает текст. Но, если маленькому человечку вдруг понадобится помощь, он должен обязательно ее получить.
5. Теперь уже ребенок не только самостоятельно выполняет движения игры, но и проговаривает стишок, а задача взрослого – подсказать малышу и помочь.
Если придерживаться такой схемы, то достижение результатов будет наилучшим.
Рекомендации по пальчиковым играм.
Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- если в задуманной игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок;
- для начала лучше подбирать такие игры, сюжет которых дает возможность взрослому “побегать” своими пальцами по спинке или ручке ребенка, погладить его или пощекотать;
- для успеха мероприятия следует проводить игру с выразительной мимикой;
- чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией;
- для начала лучше остановиться на двух – трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым;
- чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.
Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше 4–5 лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.
Тренировать пальцы рук следует начинать с самого раннего возраста, так как у грудного ребенка на самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка.
Речь ребенка необходимо развивать в комплексе: много и активно с ним общаться в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и всем телом.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами ит.д. Малышам интересно закручивать и раскручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти. Во время игр, направленных на развитие мелкой моторики, задача взрослого состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей. Развивая мелкую моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.
Проанализируем различные игрушки, предлагаемые современным рынком детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Приложение 2.