Рабочая программа курса "Основы жизненного самоопределения" для учащихся 9-х классов

Разделы: Технология


Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник, – это выбор будущей профессии. Сейчас проблема выбора профессии становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Учащийся, совершая первый профессиональной выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодых людей собрать все силы и волю, формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей и это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.

К сожалению, многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, затрудняясь мотивировать свой выбор, и не располагают возможностью прогноза соответствия собственных индивидуальных особенностей требованиям выбранной профессиональной деятельности. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием родителей, под действием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств.

Программа “Я и моя профессия” Г. В. Резапкина является главной в составлении и разработке занятий.

Целью данной программы является оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 8–9-х классов. Открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы.

Основными задачами программы являются:
– повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
– активизация размышлений учащихся об их профессиональных интересах, склонностях и способностях;
– применение диагностических методик для выявления области профессиональных интересов, склонностей и способностей.
– привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

Ориентационный курс “Я и моя профессия” включает в себя следующие этапы:

  1. Информационный блок – беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.
  2. Практический блок – занятия, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.
  3. Диагностический блок – тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирование у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.

Учебно-тематический план.

№ п/п Тема занятия Цель Количество часов
I. Информационный блок
1. Что я знаю о своих возможностях?

Анкета Г.В.Резапкина “Профессиональное самоопределение”

Определить степень готовности учащихся к выбору профессии, возможные трудности в ходе принятия решения 1 ч.
2. Мир профессий Познакомить учащихся с многообразием выбора профессий 1 ч.
Классификация профессий Познакомить учащихся с классификациями профессий 3 ч.
II. Диагностический блок
4. Диагностика интересов, склонностей, типа профессий, направленности Изучение собственных интересов, склонностей, определение собственного типа профессии, направленности личности 2 ч.
5. Темперамент и выбор профессии Определение свойств нервной системы, знакомство с понятием “темперамент”, определение типа темперамента 2 ч.
6. Особенности мышления Дать представления о мышлении и его особенностях, рекомендации по развитию мышления 1 ч.
7. Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции Дать представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них, ознакомить с некоторыми приемами саморегуляции 2 ч.
III. Практический блок
8. Профессиональный тип личности Определение своего профессионального типа личности, формирование навыков целеполагания и планирования 1 ч.
9. Что я знаю о мире профессий Дать представление о многообразии профессий и его классификации, определить степень информированности и мире профессий 1 ч.
10. Ошибки в выборе профессий Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий, знакомство с правилами грамотного выбора профессии 1 ч.
11. Способности и профессиональная пригодность Ознакомление с понятиями “способность” и “профессиональная пригодность”, обобщение полученных знаний о профессиях, соотнесение этих знаний со своими возможностями 2 ч.
12. Личный профессиональный план Обобщение и систематизация приобретенных знаний, обучение правилами составления личного профессионального плана 1 ч.
13. Навыки самопрезентации Ознакомить учащихся с основами самопрезентации 2 ч.
14. Заключительное занятие, подведение итогов, заполнение анкеты. Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся 2 ч. (март)
15. Индивидуальная работа Март – апрель

Предполагаемые результаты работы:

По прохождению курса обучающиеся будут знать:

1) себя и свои возможности;
2) понятия, как личность, темперамент, характер, мыслительная деятельность, психологический тип, тренинг.

По прохождению курса обучающиеся будут уметь:

1) владеть некоторыми приемами управления своими эмоциями;
2) проявлять свои коммуникативные способности;
3) применять некоторые методы и приемы самовоспитания, саморегуляции, самоадаптации, которые помогут им правильно найти свое место в жизни;
4) развить свои потенциальные возможности и способности.

План работы.


п/п
Тема занятия Название теста Срок выполнения
L: 1. Что я знаю о своих возможностях? Анкета Г.В.Резапкина “Профессиональное самоопределение” сентябрь
2. Мир профессий Краткая лекция о многообразии профессий Конец сентября
3. Классификация профессий Краткая лекция о возможных классификациях профессий Начало октября
II.:4. Диагностика интересов, склонностей, типа профессии Методика “Ориентир”, “Карта интересов”, опросник профессиональных склонностей (Л. Йо-вайши) Конец сентября – октябрь
П.: 5. Темперамент и выбор профессии Опросник Айзенка Конец октября
6. Особенности мышления Методика “Ш.ТУР” ноябрь
7. Эмоциональные состояния и приемы саморегуляции Игра “Назови эмоцию”, тест эмоций (опросник Басса-Дарки, адаптированный Г. А. Цукерман) Конец ноября – декабрь
Ill: 8. Профессиональный тип личности Методика “Модифицированный тест Холланда” Декабрь
9. Что я знаю о мире профессий Игра “Аукцион”, методика “Формула профессии” (Н. С. Пряжников) Декабрь
10. Ошибки в выборе профессии Игра “Оптимисты и скептики”, анкета Январь
11. Способности и профессиональная пригодность Матрица выбора профессии, ДДО Январь
12. Личный профессиональный план Анкета Февраль
13. Навыки самопрезентации Упражнение “Резюме”, ролевая игра “Интервью” Февраль

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.

Список литературы для учителя:

  1. Волкова Н. А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петразаводск: Петроком, 1992.
  2. Зуева С. П. Рабочая книга школьного психолога / Михайлова, В. П., Касаткина, Е. Л., Полякова, Н. М, Александрова, Л. А. под ред. Н. Э.Касаткиной, С. П. Зуевой. – Кемерово, 1995. – С. 218.
  3. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2004.
  4. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.– М.: Вако, 2005.

Список литературы для учащихся:

  1. Выбор профессии (методический материал для проведения бесед). – Ижевск, 1995.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996.
  3. Клюева Н.В. Социально-психологический тренинг для педагогов и старшеклассников: Методическое пособие. – М., 1998.
  4. Романовский А.И. Рынок труда в России, его перспективы. – М., 2000.
  5. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Ищу работу. – Санкт-Петербург: Литера Плюс, 1995.