Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник, – это выбор будущей профессии. Сейчас проблема выбора профессии становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Учащийся, совершая первый профессиональной выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодых людей собрать все силы и волю, формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей и это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личностном планах.
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.
К сожалению, многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, затрудняясь мотивировать свой выбор, и не располагают возможностью прогноза соответствия собственных индивидуальных особенностей требованиям выбранной профессиональной деятельности. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием родителей, под действием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств.
Программа “Я и моя профессия” Г. В. Резапкина является главной в составлении и разработке занятий.
Целью данной программы является оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 8–9-х классов. Открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы.
Основными задачами программы являются:
– повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения
соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия,
пробуждение потребности в самосовершенствовании;
– активизация размышлений учащихся об их профессиональных интересах, склонностях
и способностях;
– применение диагностических методик для выявления области профессиональных
интересов, склонностей и способностей.
– привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического
процесса, в том числе и родителей учащихся.
Ориентационный курс “Я и моя профессия” включает в себя следующие этапы:
- Информационный блок – беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.
- Практический блок – занятия, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.
- Диагностический блок – тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирование у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Цель | Количество часов | ||
I. | Информационный блок | ||||
1. | Что я знаю о своих возможностях? Анкета Г.В.Резапкина “Профессиональное самоопределение” |
Определить степень готовности учащихся к выбору профессии, возможные трудности в ходе принятия решения | 1 ч. | ||
2. | Мир профессий | Познакомить учащихся с многообразием выбора профессий | 1 ч. | ||
Классификация профессий | Познакомить учащихся с классификациями профессий | 3 ч. | |||
II. | Диагностический блок | ||||
4. | Диагностика интересов, склонностей, типа профессий, направленности | Изучение собственных интересов, склонностей, определение собственного типа профессии, направленности личности | 2 ч. | ||
5. | Темперамент и выбор профессии | Определение свойств нервной системы, знакомство с понятием “темперамент”, определение типа темперамента | 2 ч. | ||
6. | Особенности мышления | Дать представления о мышлении и его особенностях, рекомендации по развитию мышления | 1 ч. | ||
7. | Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции | Дать представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них, ознакомить с некоторыми приемами саморегуляции | 2 ч. | ||
III. | Практический блок | ||||
8. | Профессиональный тип личности | Определение своего профессионального типа личности, формирование навыков целеполагания и планирования | 1 ч. | ||
9. | Что я знаю о мире профессий | Дать представление о многообразии профессий и его классификации, определить степень информированности и мире профессий | 1 ч. | ||
10. | Ошибки в выборе профессий | Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий, знакомство с правилами грамотного выбора профессии | 1 ч. | ||
11. | Способности и профессиональная пригодность | Ознакомление с понятиями “способность” и “профессиональная пригодность”, обобщение полученных знаний о профессиях, соотнесение этих знаний со своими возможностями | 2 ч. | ||
12. | Личный профессиональный план | Обобщение и систематизация приобретенных знаний, обучение правилами составления личного профессионального плана | 1 ч. | ||
13. | Навыки самопрезентации | Ознакомить учащихся с основами самопрезентации | 2 ч. | ||
14. | Заключительное занятие, подведение итогов, заполнение анкеты. Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся | 2 ч. (март) | |||
15. | Индивидуальная работа | Март – апрель |
Предполагаемые результаты работы:
По прохождению курса обучающиеся будут знать:
1) себя и свои возможности;
2) понятия, как личность, темперамент, характер, мыслительная деятельность,
психологический тип, тренинг.
По прохождению курса обучающиеся будут уметь:
1) владеть некоторыми приемами управления своими эмоциями;
2) проявлять свои коммуникативные способности;
3) применять некоторые методы и приемы самовоспитания, саморегуляции,
самоадаптации, которые помогут им правильно найти свое место в жизни;
4) развить свои потенциальные возможности и способности.
План работы.
№ п/п |
Тема занятия | Название теста | Срок выполнения |
L: 1. | Что я знаю о своих возможностях? | Анкета Г.В.Резапкина “Профессиональное самоопределение” | сентябрь |
2. | Мир профессий | Краткая лекция о многообразии профессий | Конец сентября |
3. | Классификация профессий | Краткая лекция о возможных классификациях профессий | Начало октября |
II.:4. | Диагностика интересов, склонностей, типа профессии | Методика “Ориентир”, “Карта интересов”, опросник профессиональных склонностей (Л. Йо-вайши) | Конец сентября – октябрь |
П.: 5. | Темперамент и выбор профессии | Опросник Айзенка | Конец октября |
6. | Особенности мышления | Методика “Ш.ТУР” | ноябрь |
7. | Эмоциональные состояния и приемы саморегуляции | Игра “Назови эмоцию”, тест эмоций (опросник Басса-Дарки, адаптированный Г. А. Цукерман) | Конец ноября – декабрь |
Ill: 8. | Профессиональный тип личности | Методика “Модифицированный тест Холланда” | Декабрь |
9. | Что я знаю о мире профессий | Игра “Аукцион”, методика “Формула профессии” (Н. С. Пряжников) | Декабрь |
10. | Ошибки в выборе профессии | Игра “Оптимисты и скептики”, анкета | Январь |
11. | Способности и профессиональная пригодность | Матрица выбора профессии, ДДО | Январь |
12. | Личный профессиональный план | Анкета | Февраль |
13. | Навыки самопрезентации | Упражнение “Резюме”, ролевая игра “Интервью” | Февраль |
Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.
Список литературы для учителя:
- Волкова Н. А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петразаводск: Петроком, 1992.
- Зуева С. П. Рабочая книга школьного психолога / Михайлова, В. П., Касаткина, Е. Л., Полякова, Н. М, Александрова, Л. А. под ред. Н. Э.Касаткиной, С. П. Зуевой. – Кемерово, 1995. – С. 218.
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2004.
- Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.– М.: Вако, 2005.
Список литературы для учащихся:
- Выбор профессии (методический материал для проведения бесед). – Ижевск, 1995.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996.
- Клюева Н.В. Социально-психологический тренинг для педагогов и старшеклассников: Методическое пособие. – М., 1998.
- Романовский А.И. Рынок труда в России, его перспективы. – М., 2000.
- Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Ищу работу. – Санкт-Петербург: Литера Плюс, 1995.