Конспект физкультурно-логопедического занятия в подготовительной группе "Путешествие по тайге"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: закрепление и активизация словарного запаса по теме: “Животный мир тайги”.

Программное содержание:

– Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже; умение употреблять антонимы и образовывать обозначающие детёнышей животных.

– Развивать связную речь, фонематический слух, общую и мелкую моторику, память, внимание, воображение, ориентировку в пространстве.

– Упражнять в ходьбе по ограниченной площади с сохранением равновесия, в ползании по гимнастической скамейке на животе с подтягиванием с помощью рук.

– Развивать ловкость, прыгучесть, координацию.

– Формировать умение передавать имитационные движения лесных животных и умение работать в коллективе, помогать друг другу.

– Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: предметные картинки животных, дорожки со следами животных, “Фото”животных, гимнастическая скамейка, “кочки”, “бревно”, 2 дуги.

Ход занятия

Логопед. Дети, я вам предлагаю отправиться на фотоохоту в наш лес.

Как называется наш лес? (тайга). Мы с вами встретим сегодня зверей, обитающих в тайге. Тайга стала их домом, они приспособились здесь жить. Мы не будем охотиться за животными, будем наблюдать, фотографировать и любоваться ими. Интересно, кого же мы сможем увидеть в тайге? Давайте попробуем отгадать.

(Дети произносят заранее разученные загадки) Летом ходит без дороги

1. Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге
От мороза, пряча нос (медведь)

2. Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко (лось)

3. По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком (заяц)

4. День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком (волк)

5. По веткам скачет, да не птица
Рыжая, да не лисица (белка)

6. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)

Логопед. Молодцы, всех животных отгадали. Но чтобы отправиться на нашу фотоохоту, надо размять пальцы.

Пальчиковая гимнастика

Шагаем мы в тайгу сейчас
Наша охота будет класс!
Волки, лоси и лисицы,
Медведи, белки и куницы.
Там зайцы и бурундуки
Дятлы, совы, глухари
А в руке у нас ружьё,
Фотографирует оно.
Сделаем вам фото,
Вот охота, так охота!

Стучат кулачками один о другой. Загибают поочерёдно пальцы вначале на левой руке. Потом на правой. Показать “ружьё”, прицелиться. Изображают фотоаппарат – показывают руками большую фотографию. Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.

Логопед. Вот и сфотографировали мы наших зверей в тайге.

Инструктор. Ребята, а хотите подвигаться, как эти животные?

“Заяц” – прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, с сохранением положения рук перед грудью

“Медведь” – ходьба на внешней стороне стопы. Носки ног сжать к стопе, руки согнутые в локтях, поднятые на уровне плеч, ладони к груди

“Лиса” – ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню. Руки согнуты в локтях, ладони опущены вниз.

“Волк” – бег широким шагом, ладони опущены вниз.

Логопед. Осторожно, перед нами заколдованная тропа! Здесь совсем недавно побывали таёжные звери и оставили свои следы. Чтобы пройти по этой тропе нужно узнать, чьи следы на ней.

Игра “Назови, чьи следы?”

(Это заячьи следы. Это волчьи следы. Это медвежьи следы)

Инструктор. Ребята в тайге, во время нашей охоты, мы можем встретить разных препятствий: болота, ручьи, горы, пещеры. Поэтому нам с вами надо быть очень внимательными, ловкими, оказывать помощь друг другу.

– Впереди нас болото, которое нужно пройти, густой лес и поваленное бревно. Готовы преодолеть лесные трудности.

  • ходьба по “кочкам”;
  • ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками;
  • перепрыгивание через бревно правым и левым боком.

(Дети преодолевают трудности поточно)

Логопед.

Игра “Закончи предложение”

У волчицы родились… (волчата)
У медведицы родились…(медвежата)
У белки родились…. (бельчата)
У лисицы родились… (лисята)
У лосихи родились…(лосята)

– Все животные, особенно их детёныши, любят играть. Давайте ещё поиграем.

Игра “Скажи наоборот”

У зайца уши длинные, а у медведя (короткие)
Волк злой, а заяц (добрый)
Лось высокий, а белка (низкая)
Медведь большой, а медвежонок (маленький)
Волк хищное животное, а заяц (травоядное)

Инструктор. Мы с вами поиграем в подвижную игру, связана она с нашим таежным животным – это хитрая, рыжая лиса.

Игра “Хитрая лиса”

Инструктор. Дети становятся в круг, ведущий ходит за кругом.

Все говорят слова:
Мы по лесу все идем
И зверюшек узнаем.
Ну, скорее, раз, два, три:
Быстро зверя назови.

По окончании слов ведущий останавливается около ребенка, который должен назвать любого лесного зверя. Кто не смог назвать животное, выходит из игры.

Логопед. А теперь давайте ещё поиграем.

Игра “Назови животное”

– Назовите животного, начинающего с твёрдого звука Б, Л

(Барсук, лось)

– Назовите животного, начинающего с мягкого звука Б, Л

(Белка, лиса)

Логопед. Ребята, пока мы с вами играли, шустрая белочка вытащила наши фотографии и порвала их. Теперь придётся разбираться, кто на них изображён.

Игра “Собери животное”

Логопед. Вот и закончилась наша фотоохота. Что вам запомнилась больше всего в нашем путешествии? В какие игры играли? И на память мы дарим вам фотографии животных тайги.

Список литературы

  1. Кириллова Ю.А, Лебедева М.Е, Жидков Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005 – 224 с.
  2. Никитин А.В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет) – СПб.: КАРО, 2009. – 128 с.: ил. – (Серия “Популярная логопедия”)
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 3). – Издательство “ГНОМ и Д”.