Цель урока: закрепление и активизация словарного запаса по теме: “Животный мир тайги”.
Программное содержание:
– Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже; умение употреблять антонимы и образовывать обозначающие детёнышей животных.
– Развивать связную речь, фонематический слух, общую и мелкую моторику, память, внимание, воображение, ориентировку в пространстве.
– Упражнять в ходьбе по ограниченной площади с сохранением равновесия, в ползании по гимнастической скамейке на животе с подтягиванием с помощью рук.
– Развивать ловкость, прыгучесть, координацию.
– Формировать умение передавать имитационные движения лесных животных и умение работать в коллективе, помогать друг другу.
– Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: предметные картинки животных, дорожки со следами животных, “Фото”животных, гимнастическая скамейка, “кочки”, “бревно”, 2 дуги.
Ход занятия
Логопед. Дети, я вам предлагаю отправиться на фотоохоту в наш лес.
Как называется наш лес? (тайга). Мы с вами встретим сегодня зверей, обитающих в тайге. Тайга стала их домом, они приспособились здесь жить. Мы не будем охотиться за животными, будем наблюдать, фотографировать и любоваться ими. Интересно, кого же мы сможем увидеть в тайге? Давайте попробуем отгадать.
(Дети произносят заранее разученные загадки) Летом ходит без дороги
1. Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге
От мороза, пряча нос (медведь)2. Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко (лось)3. По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком (заяц)4. День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком (волк)5. По веткам скачет, да не птица
Рыжая, да не лисица (белка)6. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)
Логопед. Молодцы, всех животных отгадали. Но чтобы отправиться на нашу фотоохоту, надо размять пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Шагаем мы в тайгу сейчас
Наша охота будет класс!
Волки, лоси и лисицы,
Медведи, белки и куницы.
Там зайцы и бурундуки
Дятлы, совы, глухари
А в руке у нас ружьё,
Фотографирует оно.
Сделаем вам фото,
Вот охота, так охота!
Стучат кулачками один о другой. Загибают поочерёдно пальцы вначале на левой руке. Потом на правой. Показать “ружьё”, прицелиться. Изображают фотоаппарат – показывают руками большую фотографию. Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Логопед. Вот и сфотографировали мы наших зверей в тайге.
Инструктор. Ребята, а хотите подвигаться, как эти животные?
“Заяц” – прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, с сохранением положения рук перед грудью
“Медведь” – ходьба на внешней стороне стопы. Носки ног сжать к стопе, руки согнутые в локтях, поднятые на уровне плеч, ладони к груди
“Лиса” – ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню. Руки согнуты в локтях, ладони опущены вниз.
“Волк” – бег широким шагом, ладони опущены вниз.
Логопед. Осторожно, перед нами заколдованная тропа! Здесь совсем недавно побывали таёжные звери и оставили свои следы. Чтобы пройти по этой тропе нужно узнать, чьи следы на ней.
Игра “Назови, чьи следы?”
(Это заячьи следы. Это волчьи следы. Это медвежьи следы)
Инструктор. Ребята в тайге, во время нашей охоты, мы можем встретить разных препятствий: болота, ручьи, горы, пещеры. Поэтому нам с вами надо быть очень внимательными, ловкими, оказывать помощь друг другу.
– Впереди нас болото, которое нужно пройти, густой лес и поваленное бревно. Готовы преодолеть лесные трудности.
- ходьба по “кочкам”;
- ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками;
- перепрыгивание через бревно правым и левым боком.
(Дети преодолевают трудности поточно)
Логопед.
Игра “Закончи предложение”
У волчицы родились… (волчата)
У медведицы родились…(медвежата)
У белки родились…. (бельчата)
У лисицы родились… (лисята)
У лосихи родились…(лосята)
– Все животные, особенно их детёныши, любят играть. Давайте ещё поиграем.
Игра “Скажи наоборот”
У зайца уши длинные, а у медведя (короткие)
Волк злой, а заяц (добрый)
Лось высокий, а белка (низкая)
Медведь большой, а медвежонок (маленький)
Волк хищное животное, а заяц (травоядное)
Инструктор. Мы с вами поиграем в подвижную игру, связана она с нашим таежным животным – это хитрая, рыжая лиса.
Игра “Хитрая лиса”
Инструктор. Дети становятся в круг, ведущий ходит за кругом.
Все говорят слова:
Мы по лесу все идем
И зверюшек узнаем.
Ну, скорее, раз, два, три:
Быстро зверя назови.
По окончании слов ведущий останавливается около ребенка, который должен назвать любого лесного зверя. Кто не смог назвать животное, выходит из игры.
Логопед. А теперь давайте ещё поиграем.
Игра “Назови животное”
– Назовите животного, начинающего с твёрдого звука Б, Л
(Барсук, лось)
– Назовите животного, начинающего с мягкого звука Б, Л
(Белка, лиса)
Логопед. Ребята, пока мы с вами играли, шустрая белочка вытащила наши фотографии и порвала их. Теперь придётся разбираться, кто на них изображён.
Игра “Собери животное”
Логопед. Вот и закончилась наша фотоохота. Что вам запомнилась больше всего в нашем путешествии? В какие игры играли? И на память мы дарим вам фотографии животных тайги.
Список литературы
- Кириллова Ю.А, Лебедева М.Е, Жидков Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005 – 224 с.
- Никитин А.В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет) – СПб.: КАРО, 2009. – 128 с.: ил. – (Серия “Популярная логопедия”)
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 3). – Издательство “ГНОМ и Д”.