Урок швейного дела в 5-м классе по теме "Мешочек для подарков. Обработка верхнего среза мешочка"

Разделы: Технология


Цели урока: дидактическая цель – повторить и закрепить знания по теме “Мешочек для подарков”, научить учащихся выполнять обработку верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом; коррекционная цель – развитие и коррекция мышления через упражнения для развития процессов анализа и синтеза; воспитательная цель – воспитание мотивации к учению.

Оборудование: рис. поэтапного выполнения технологических операций по пошиву мешочка, карточки с терминами, плакат со стихотворением и словами , образец мешочка, образцы других видов подарочных мешочков, вывеска “Мастерская Деда Мороза”.

Ход урока

I – Организационный момент

Учитель приветствует детей. Звучит зажигательная новогодняя мелодия.

– Кто знает, о чем поется в этой песне? (О том, что приближается новый год).

– И ваша работа на уроке будет связана с новогодней темой. Я желаю вам потрудиться с хорошим предновогодним настроением!

II – Повторение и закрепление пройденного материала:

1. Фронтальный опрос группы.

– Сейчас ребята сообщат нашим гостям новость.

– Скажите, ребята, какое название в этой четверти носит наша швейная мастерская и почему?

(Предпол. ответ: “Мастерская Деда Мороза”. Потому, что мы в этой четверти будем шить изделия для новогоднего праздника).

– Какое изделие сейчас вы изготавливаете? (мешочек для новогодних подарков)

– У меня есть хорошее стихотворение про подарки, но в нем стерлись некоторые слова или буквы в словах, помогите мне их вставить:

Дед Мороз, Дед Мороз
Он ......... к нам принес
В нем конфеты, шо.........
Будет радость для ре.......!

2. Упражнение для развития смысловых связей.

– На доске я написала слова, как вы считаете, с какими из перечисленных слов связано по смыслу словосочетание “мешочек для подарков” и почему?

Елка, стройка, мандарины, тетради, ночь, школа. (выходят, подчеркивают слова маркером, объясняют).

3. Фронтальный опрос группы.

– С чего вы начали работу по изготовлению мешочка? (с выбора ткани).

– Сначала я показала вам образцы разных готовых мешочков из ткани, рассмотрев их, вы поняли, какая должна быть ткань для пошива мешочков.

– Какую ткань по внешнему виду вы выбрали для пошива мешочков? (яркую, блестящую, красивую).

– Как называется ткань, из которой вы изготавливаете мешочек? (атлас).

– Какую работу вы выполняли после выбора ткани? (подготовили ткань к раскрою, разложили на ней выкройку, обвели, затем сделали припуски на швы, далее раскроили).

4. Упражнение.

– Перед выполнением раскроя вы изучили правила раскроя изделий. Давайте проверим, как вы их запомнили, таким образом: на ваших столах у вас есть 2-е карточки – оранжевая и голубая, если я называю, что закройщик выполняет работу верно, вы поднимаете оранжевую карточку, если он нарушает правила – голубую.

  • закройщик кроит стоя.
  • Закройщик поднимает ткань над столом.
  • Закройщик, раскраивая изделие, ведет нижнее лезвие ножниц по столу.
  • Выкраивая изделие, закройщик двигается вокруг раскройного стола.
  • При раскрое у закройщика ткань свисает со стола.

– К какой работе вы приступили после раскроя мешочка? (к пошиву) И уже большую часть работы выполнили.

5. Упражнение на развитие процессов анализа и синтеза.

Определите порядок пошива мешочка, расставив номера у рисунков, изображающих поэтапное выполнение технологический операций (отделка кроя мешочка аппликацией, сметывание боковых швов, стачивание боковых швов, обметывание боковых швов, обработка верхнего среза).

6. Взаимопроверка выполненного упражнения ..

7. Задание на соответствие термина содержанию работы:

– На столах у вас лежат карточки с терминами. Сейчас я буду говорить содержание работы, а вы поднимать карточку с термином, соответствующим этой работе.

– временное соединение 2 деталей приблизительно равных по размеру по намеченной линии стежком вперед иголку.(сметать)

– постоянное соединение 2 деталей равных по размеру на швейной машинке.(стачать)

– обработка среза деталей с целью предохранения от осыпания.(обметать)

– уменьшить толщину шва (приутюжить)

-А теперь расположите карточки с терминами в последовательности рассказа хода работы о пошиве мешочка.

8. Рассказ ученика.

Расскажите с применением терминов ход работы по пошиву мешочка.

9. Оценки за устный ответ.

III – Сообщение нового материала.

1. Сообщение темы “Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом”.

2. Объяснительная беседа учителя с учащимися:

– Скажите, в каком изделии в 1 четверти вы уже выполняли шов вподгибку? (платок)

– Сегодня вы будете этим швом обрабатывать верхний срез мешочка. Посмотрите на шов вподгибку на носовом платке и на образце мешочка, найдите разницу в выполнении работы. ( в мешочке шов вподгибку обрабатывает срез замкнутый “в кольцо”, а в платке срезы не замкнуты)

– Так как шов вподгибку идет “по кольцу”, его выполнять сложнее в тех местах, где он проходит через боковой шов, но я покажу на практической работе, как с этой трудностью справиться.

3. Работа с технологической инструкционной картой:

– Сейчас я раздам технологические инструкционные карты. Найдите технологическую операцию “обработка верхнего среза мешочка” и давайте прочтем вслух текст в графе “технология выполнения”, обращая внимание на термины. После чтения я проверю, как вы запомнили термины.

(заметывание – подгибание среза детали и временное закрепление стежком вперед иголку; застрочить – выполнить машинную строчку для закрепления подогнутого края)

IV – Закрепление:

Учитель показывает плакат с напечатанными терминами.

Задание: – Определите, какой термин из перечисленных не употребляется в рассказе хода работы по выполнению шва вподгибку и поднимите карточку с названием этого термина.

Заметать, застрочить, стачать, приутюжить.

V – Перед выполнением практической работы повторение ТБ (с ножницами, иглой, швейной машиной, утюгом).

VI – Практическая работа “Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом”.

  1. Требования к выполнению шва. Показ приемов работы по заметыванию шва.

  2. Дифференцирование задания.

  3. Контроль за выполнением работы.

  4. Оказание индивидуальной помощи.

  5. Внесение вопросов учащимся по ходу работы, помогающих выяснить степень понимания теоретического материала.

VII – Итог.

1. Анализ работ учащимися:

– Прочтите еще раз требования к выполнению шва и скажите, соответствует ли качество вашей работы этим требованиям.

2. Выставление оценок.

– Каким швом вы обработали верхний срез мешочка?

– Сложно ли вам было выполнять работу?