Интегрированный урок (технология + информатика) по теме "Выбор и обоснование проекта"

Разделы: Технология


Презентация "Выбор и обоснование проекта"

Открытый урок 5 класс. (2 часа)

Дата проведения

Раздаются листки самоконтроля. (Приложение 1)

Тип урока: объяснение нового материала

Данный урок является вторым уроком в разделе программы “Творческий проект”. На первом уроке учащиеся знакомятся с понятием “творческий проект”, с этапами выполнения проекта. На следующих уроках ученики будут проводить исследование, изготавливать изделие, заниматься оформлением дизайн-папки.

Цели урока:

Образовательные:

  • научить учащихся выбирать объект для проектирования;
  • закрепить знания, полученные на уроках информатики, по теме “Компьютерная графика”.

Дидактические:

  • отрабатывать навыки работы с графическими редакторами;
  • уметь применять теоретический материал при выполнении практической работы.

Развивающая:

  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, развивать потребность пополнять свои знания.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес, ответственность за свой выбор; воспитывать умение отстаивать свое мнение.

Диагностическая:

  • оценивать свои возможности; уметь выбирать объект для работы.

Знания и умения учащихся:

Технология

Знают: свойства древесины, виды пиломатериалов, способы обработки древесины, основные этапы проектирования.

Умеют: работать столярными инструментами, использовать приспособления для выпиливания, читать простые чертежи.

Информатика

Знают: среду PowerPoint, гиперссылки, слайд, показ слайдов, понятия: графический редактор, инструменты графического редактора, палитра цветов. Знакомы с этапами создания графического изображения.

Умеют: пользоваться прикладными программами Paint и MicrosoftWord, PowerPoint, создавать растровые и векторные рисунки, выбирать инструменты, цвета, редактировать изображения. Имеют навыки работы с файловой системой.

Возраст учащихся: 5 класс.

Средства обучения:

  • технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, цветной принтер, экран, школьная доска.
  • раздаточные материалы: памятки, дизайн-папки, алгоритм выполнения практической работы на компьютере.

Структура урока:

  1. Организационный момент (3 минуты) (лист самоконтроля)
  2. Повторение изученного материала (5 минут)
  3. Формирование новых умений (15 минут)
  4. Физкультурная пауза (3 минуты).
  5. Закрепление и систематизация знаний(10 минут)
  6. Практическое применение
  7. Подведение итогов урока

Основные методы:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый (эвристический)
  • Исследовательский

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. (Лист самоконтроля). Сообщает учащимся тему урока

Настройка на урок – разминка для ума логические задачки:

Сколько горошин может войти в один стакан?

Нисколько, т.к. горошины не ходят.

На столе лежит линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?

Достать бумагу.

(5 минуты)

(Презентация слайды 1)

Ученики:

Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок, воспринимают информацию. Записывают число и тему урока.

II. Повторение изученного материала

Учитель технологии:

“Сегодня на уроке мы продолжим работу над творческим проектом. Рассмотрим один из этапов проектирования “Выбор и обоснование проекта”. Знакомство с новой темой поможет вам в выборе идеи собственного проекта. Тема рассчитана на 2 урока.

Прежде чем перейти к изучению новой темы по выбору проекта, давайте вспомним основные понятия, которые будут необходимы в процессе изучения новой темы.

Что называется творческим проектом?

Из каких частей состоит проект?

Каковы цели проекта?”. (Слайды 2) (5 минут)

Ученики:

Обдумывают поставленные вопросы. Отвечают ученики, поднимающие руку. Остальные дополняют.

III. Объяснение нового материала

Формулируются цели урока:

Учиться выбирать объект для творческого проекта и создавать его модель с помощью компьютера.

Учиться оценивать свои возможности при выборе объекта для работы. (слайд 3)

Подготовительный этап включает в себя:

  • выбор темы проекта, постановки цели проекта(при выборе необходимо учесть): актуальность данной темы; возможность изготовления в условиях мастерской; наличие необходимых материалов, инструментов, оборудования; соответствие технологическим возможностям;
  • письменное обоснование, на основе которого была выбрана данная тема (потребность в изделии);
  • выбор и анализ конструкции изделия с учетом оригинальности, доступности, эстетичности, безопасности; разработать лучше несколько вариантов конструкции изделия, а затем выбрать лучший из них; (слайд 4) (записать в тетрадях) (10 минут)

Физминутка. (Слайд 5) (2 минуты)

Предлагает ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения. Дежурный по классу проводит зарядку. (звучит музыка)

Выбор проекта рекомендуется начинать задолго до его реального выполнения. Нужна конкретная идея!

(Слайд 5) Ситуация.

Ребята, оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас не устраивает, например, в оформлении дома, квартиры или школы? Может быть, вы хотите сделать подарок родителям, другу? Выбранное изделие для проекта должно быть полезным. Не надо изготавливать ненужные изделия.

Кто для вас самый дорогой человек? Конечно же, мама. А почему бы не приготовить сюрприз для неё? Вот вам и идея! А что подарить маме? Ей будет приятно получить от вас подарок, который вы изготовите своими руками.

Изделие должно приносить и практическую пользу. Таким изделием может служить набор разделочных досок. Им можно украсить кухню, решив тем самым одновременно несколько задач.

А сколько можно выбрать вариантов наборов?

Ученики:

Отвечают, что много.

Учитель технологии:

Сейчас мы рассмотрим несколько вариантов наборов разделочных досок.

Посмотрите внимательно видеоролик и определить, какими свойствами должна обладать разделочная доска.

Уточнение задания:

  • из каких материалов можно изготовить разделочную доску?
  • какие породы древесины лучше применять для заготовки разделочной доски?
  • для каких продуктов рекомендуют употреблять разные разделочные доски в домашнем хозяйстве? (слайд 6) (5 минуты)

(Иидет видео) (3.15 минут) (7 мин)

Ученики:

Внимательно смотрят видео, а затем отвечают на вопросы, записывая ответы в тетрадь.

(7 минут)

Подвести итог первого урока. Подсчет баллов (2 минуты)

Вторая часть урока у нас практическая.

Здесь вы покажите свои знания работы на компьютере.

Слайд 8

Сейчас мы рассмотрим несколько вариантов досок. Будьте внимательны и отвечайте четко на поставленный вопрос.

Демонстрирует варианты разделочных досок с помощью проекционного оборудования.

Учитель технологии: (слайды 7-16)

“Вариант №1.

Одинаковые ли эти доски? Чем они отличаются?”

Ученики:

Отвечают, что размерами.

Учитель технологии:

“Вариант №2.

Чем отличаются эти доски?

Как вы, видите эти доски, в отличие от первого варианта, имеют одинаковые размеры. Они отличаются друг от друга тем, что каждая из представленных досок имеет своё назначение: “Рыба”, “Хлеб”, “Мясо”. Вы не будете резать хлеб на доске, на которой резали рыбу, или резали мясо”.

Ученики:

Внимательно слушают, участвуют в обсуждении вариантов.

Учитель технологии:

“Вариант №3.

Этот вариант отличается от предыдущего конфигурацией. Это вариант более сложный.

Вариант №4.

Опишите форму и назначение досок представленного набора”.

Ученики:

Ученик, первый поднявший руку, решает поставленную задачу.

Учитель технологии:

“Вариант №5.

Кто опишет этот вариант?”

Ученики:

Желающий отвечает.

Учитель технологии:

“Какой из предложенных вариантов выбрали бы вы?” (10 минут)

Таким образом: при выборе формы разделочной доски нужно определить (слайд 15)

V. Закрепление и систематизация знаний, практическое применение.

(В компьютер загружается приложение 4)

Сначала вы проработаете одну из идей и соберете понравившуюся вам доску, как мозаику, из отдельных частей (слайд 17-18).

Работаем по группам, но прежде чем приступить к работе зарядка для глаз (1 минута)

Сначала работает первая группа на компьютере (10 минут), (зарабатывают себе баллы за практическую работу, по 1 баллу за каждый правильно собранный рисунок). Опережающий дополнительно из раздела “Вставка” придумывает свой набор досок используя фигурки и цвет. Доска должна иметь свое предназначение. (либо доски).

Каждая придуманная модель добавляет по 1 баллу за практику. Учащиеся анализируют работу друг друга:

  • точность выполнение задания;
  • оригинальность;
  • допущенные ошибки.

Вторая группа отгадывает кроссворд (Приложение 2) по теме проект, где вы проявите свои знания и закрепите новые. За правильно отгаданные 6 слов вы зарабатываете себе 3 балла, за 5слов – 2 балла, за 4 – 1 балл в разделе правильные ответы. Приложение. (разбиваются на подгруппы). Затем группы меняются.

Варианты досок разный, от простого до сложного.

У вас на столах лежат листы с алгоритмом выполнения практической работы. (Приложение 3).

Учитель инструктирует учащихся о правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе за компьютером.

Ученики:

Внимательно слушают, приступают к выполнению практической работы. (20 минут)

(Проанализировать работы).

VII. Подведение итогов

Учитель технологии:

Какие трудности у вас возникли при сборке моделей?

“Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Давайте подведем итоги нашей работы”.

Ученики:

Отвечают на поставленные вопросы. (5 минут)

Рефлексивно-оценочная деятельность.

Демонстрируют листы с полученными результатами. Анализируют свою работу (в том числе с точки зрения дальнейшего изготовления данного изделия). (5 минут)

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3