Игра-викторина "Край, в котором я живу"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель урока: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.

Задачи урока:

  • Познакомить с Михайло Волковым – первооткрывателем каменного угля.
  • Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.
  • Способствовать формированию чувства гордости за свою страну.
  • Воспитывать любовь к своему краю, интерес к познанию нового, неоткрытого.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование:

Карта Кемеровской области, карта России, карточки с заданиями для викторины, пословицы, презентация, каменный уголь, глобус, жетоны 3 цветов, конверты с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

– Сегодня на классном часе мы с вами проведём игру-викторину, а на какую тематику вы определите немного позднее.

– Все мы с вами россияне. Почему?

– Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

– На каком материке располагается Россия? Покажите на глобусе.

– Покажите границу России – страны, в которой мы живём, на физической карте России.

– Какой город является столицей России? (Москва – слайд) (покажите на карте)

– Кто является президентом России? (Медведев Дмитрий Анатольевич – слайд)

(Владимир Владимирович Путин – председатель правительства Российской Федерации – слайд)

– Россия – это огромная страна с разнообразной природой, богатыми недрами, трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.

– В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина – Россия. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

– Наверное, для каждого из нас есть уголок, который самый дорогой нам. Это то место, где мы с вами родились, растём, и это наша малая Родина.

– Какой уголок земли, какой уголок России мы можем назвать своей малой Родиной, своим домом? (Кемеровскую область)

– Почему?

III. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы запомнили о Кемеровской области то, о чём мы говорили на внеклассных занятиях и узнаем что-то новое.

IV. Деление на группы.

(Рассаживаются на 3 команды по цвету жетона).

– Мы не зря разделились на группы. Ведь наше занятие будет проходить в форме игры-викторины

(Выбираются капитаны, придумываются названия командам).

V. Викторина

(За общие вопросы выдаётся жетон, который затем обменивается на баллы: 3 жетона – 1 балл)

– Раз викторина посвящена Кемеровской области, то все вопросы будут связана с материалом, который мы изучили по Кемеровской области.

1) Общие вопросы.

– На какие 2 части делится материк Евразия? (на Европу и Азию)

– При помощи чего идёт разделение материка Евразия? (Уральские горы)

– Покажите на карте Европейскую часть России, азиатскую часть России.

– В какой из этих 2-х частей располагается Кемеровская область?

(Она занимает юго-восточную часть Западной Сибири в пределах бассейна реки Томь)

– Показать Кемеровскую область на карте России.

– Какой орган тела человека будет напоминать контур границ нашей области?

“Если на карту Кузбасса всмотреться в нём обозначены контуры сердца” (слайд)

Почти в центре какого самого большого в мире материка располагается Кемеровская область? (Евразия)

2) Из цифр и слов составьте дату образования Кемеровской области.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,январь, декабрь, февраль, апрель, май (задания выдаются в конверте)

26 января 1943 года.

3) Назовите наших соседей. Где и с кем граничит Кемеровская область.

(Вытягивают вопрос на карточке, показ ответа на карте)

– Север (с Томской областью),
Запад (с Новосибирской областью)
Юг (с Алтайским краем и Республикой Алтай)
Восток (С Красноярским краем и Республикой Хакасия)

4) Административный центр Кемеровской области?

– Кемерово – административный центр Кемеровской области.

5) Длина границ Кемеровской области 2520 км.

– Что вы можете сказать о рельефе, по которому проходит граница Кемеровская область? (по горным районам, по равнинам и возвышенностям, по водным рубежам).

– Назовите протяжённость Кемеровской области с С на Ю, с З на В (с С на Ю – 510 км, с З на В – 300км)

6) Водные ресурсы Кемеровской области очень богаты.

– Выберите и запишите самые крупные реки, протекающие по территории Кемеровской области: Лена, Томь, Кия, Обь, Енисей, ЯЯ, Чумыш, Амур, Чулыш, Иня (задания в конвертах на карточках). (Ответ: Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш, Чулыш)

– Подчеркните самую крупную и главную реку Кемеровской области 1 чертой.

– Притоками какой крупной реки они являются? Ответ подчеркните 2 чертами.

Покажите на картах реки Томь и Обь.

Кто помнит, как называют Томь? (Большая тёмная река)

– Почему так называют? Имя Томи дал кетский народ, который видел, как река впадает в Обь. Она в этом месте тёмная, т.к. дно Томи с тёмным каменистым галечным дном, а Обь течёт по песку и глине и потому – белая. Разность оттенков при слиянии 2-х рек настолько велика, что Томь кажется тёмной.

Какова роль Томи для жителей Кузбасса?

(Побеждает та команда, которая последней даст ответ)

  • утолить жажду;
  • транспортный путь;
  • источник гидроэнергии;
  • место отдыха;
  • основа рыбного хозяйства;
  • в быту роль “Золушки”.

7) Конкурс “Объясни пословицу”

– О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Каждая команда получит по 1 пословице, смысл которой нужно будет объяснить. (Вытягивают)

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина – мать, умей за неё постоять.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Всякому мила своя сторона.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 

Конкурс “Расшифруй пословицу” (для капитанов)

– Вы должны соединить буквы с одинаковыми символами над ними в слова, а затем слова в пословицу. (Русский человек без родины не существует)

– Родина есть, но, наверное, должен быть человек, который управляет нашей маленькой Родиной – Кемеровской областью?

– В настоящее время Губернатор Кемеровской области – Тулеев Аман Гумирович (слайд)

– Каждое государство имеет свои символы.

8) Символы Кемеровской области

– Что относится к символам Кемеровской области? (Герб, гимн, флаг)

– Гимн

Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя, которая исполняется в особых случаях: ежегодно утром, во время спортивных праздников, …

“Рабочая мелодия Кузбасса”, Слова кузбасского поэта Геннадия Юрова, музыка Евгения Лугова

Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны

Флаг

– Что из себя представляет флаг?

(Прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей 1/3 длины. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области)

– Где флаг Кемеровской области поднят (установлен) постоянно?

  • на здании и в залах заседаний Совета народных депутатов, Администрации Кемеровской области, органов местного самоуправления, официальных представительств Кемеровской области;
  • в рабочих кабинетах губернатора Кемеровской области, председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, глав муниципальных образований..

Когда могут вывешиваться флаги области?

  • в дни праздников и памятных событий на зданиях организаций, на жилых домах.

Когда флаг области может быть поднят (установлен)?

  • при церемониях и во время торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Кемеровской области, при проведении спортивных соревнований, в помещениях для голосования в дни проведения выборов, на транспортных средствах Губернатора Кемеровской области и председателя Совета народных депутатов Кемеровской области

Когда флаг приспускается?

  • в дни траура, объявленного в Российской Федерации или в Кемеровской Области.

Герб – официальная эмблема. (Вопросы по очереди вытягивают капитаны, а отвечает команда)

– Что представляет собой герб Кемеровской области? (французский щит)

– Чем обрамлён щит? Что они означают? (дубовыми ветвями, означают, что Кемеровская область наделена правами государственной власти и является субъектом Российской Федерации)

– Полосами какого цвета окаймлён щит? (чёрного и золотого цветов)

– Какого цвета нижняя часть щита? Что символизирует этот цвет? (Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство, природные богатства, цвет молодости и надежды)

– Что располагается в центре щита, при этом усечено с боков? Какого цвета и что символизирует? (Треугольник чёрногот цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полоской золотого цвета – террикон, символизирующий угольную промышленность.

– Что расположено в центре террикона?(перекрещенные кузнечный молот и кирка, развитие промышленности)

– Что символизирует важность сельского хозяйства для Кемеровской области? (3 колоса, устремлённые вверх в центре террикона_

– Треугольники какого цвета располагаются в левом и правом углах щита и что они символизируют? (красного, символ раскалённого металла)

– Какая дата написана на орденской ленте ордена Ленина, которая переплетает нижнюю часть венка? (1943г. – год образования Кемеровской области)

– Что символизирует корона над центром гербового щита? (стилизованная чаша-символ богатства)

VI. Знакомство с Михайло Волковым.

– Мы с вами обратили внимание на то, что большую часть герба занимает чёрный террикон. Давайте ещё раз вспомним, что он символизирует? (угольную промышленность)

– Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает? Шахтёр

– Кто, где и когда впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области? Ответ на этот вопрос вы должны были подготовить дома.

(Выступление представителей команд)

Каменный уголь был найден в семи верстах от Верхнего острога в Горелой горе. Это открытие имело выдающееся значение для будущего родного края, но в то время, вначале 18 века оно практического значения не нашло. В Томске несколько рудознатцев – Фёдор Комаров, Степан Костылёв и Михайло Волков – объявляют за собой государево слово. После этого их перевозят вначале в Тобольск, а затем в Москву. В Преображенской тюрьме с ними ведут допрос: “Почему рудознатцы крикнули на торгах государево слово?” Они ответили, что нашли руду в горах сибирских для государева полезную. Во время допроса внешне Волков был спокоен, но в нём всё кипело от несправедливости, он был сдержан. После долгих разбирательств (а дело дошло до самого царя), определив чистоту металла, рудознатцев отпустили из-под караула, выдали положенное вознаграждение и поощрили к дальнейшему сыску руд. Волков ждал одного: “Времени, когда он сможет выкупить семью и сам стать вольным”

Рудознатец казачий сын Михайло Волков в 1721году на берегу реки Томи обнаружил пласт каменного угля в “горелой горе”. В настоящее время это на территории нынешнего г.Кемерово в Рудничном районе.

Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своём пути к великому открытию угля: хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, Михайло Волков с товарищами увидели пожар в горе. Рудознатцы были очень удивлены: “Как так, камень, а горит?” Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько каменьев из отверстия, он спустился вниз, развёл костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Михайло разгрёб кучу золы и увидел камень, доселе ему неизвестный. Эта пара камней была брошена в костёр, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло.

Одарённость и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожжённых породах “уголье земляное”. Такой вывод был не под силу многим именитым рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Михайло Волков осмотрел “горелую гору” и обнаруженный уголь доставил в Томск. На каменный уголь обратили внимание, так как в то время ощущался недостаток топлива. Но со времени открытия каменного угля рудознатцем и до егот использования прошло 100лет.

Площадь в центре Кемерово носит имя Михайло Волкова. 23 августа 1968 г. здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу (автор – кемеровский скульптор Г.Н.Баранов) В Рудничном районе Кемерова, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова. В Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре города возведена часовня в память о погибших шахтёрах.

Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Главное богатство области – каменный уголь. Чёрный кусочек угля – это сказочный родник солнечного тепла и света.

Уголь – это основное твёрдое топливо России. Уголь используют для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырьё для химической промышленности страны.

(Данная информация выдаётся через показ слайдов со звукозаписью)

VII. Подведение итога игры и итога занятия.

– Что интересного взяли для себя?

– Лучшей стала команда… (все молодцы)

– Большое спасибо всем за участие в викторине и за подготовку д/з

– Что нового и интересного узнали?

– Я думаю, что осталось ещё много тайн у нашей маленькой Родины, которые нам с вами предстоит открыть.