Цели и задачи:
- Образовательные:
- систематизировать имеющиеся у учащихся знаний, относящихся к понятию «погода»: (температура, облачность, осадки, ветер);
- познакомить учащихся с понятием «ветер», причинами его возникновения, показателями ветра, его ролью в жизни человека и природы;
- познакомить учащихся с приборами для измерения ветра, основанными на принципе анемометра, учить использовать анемометр.
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса, развитию умений и навыков учащихся по работе определения направления и силы ветра;
- формировать навыки чтения показаний измерительных приборов, записи результатов в таблицу.
- Воспитательные: развитие умений работать в группах.
Оборудование. Компас, компас с фиксируемой стрелкой. Картушка компаса. Картушка компаса с вращающейся стрелкой. Чаша анемометра. Тренога телескопическая. Сетка для подвешивания стабилизирующего груза. Зажим для треноги, для компаса и флюгера. Флюгер. Карточки пластиковые, с отпечатанными на ней условными обозначениями погодных факторов. Карточки пластиковые для записи стираемым маркером. Маркер. Термометры для учащихся, демонстрационный термометр. Распечатанные таблицы для записей результатов наблюдений. (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Наблюдения за погодой
Учитель. Какая сегодня погода? (Дети дают ответы. Все наблюдения отображаются на доске для крепления карточек с условными обозначениями факторов погоды).
а) Облачность.
б) Осадки.
в) Температура (дети измеряют температуру при
помощи демонстрационного термометра и
раздаточных)
г) Ветер.
Учитель. Дети, а кто знает, как называется наука о погоде? (Ответы детей)
Учитель. Правильно. Наука о погоде называется метеорологией.
II. Подготовка к изучению новой темы
Учитель. Сейчас, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадку.
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает
Cосны с корнем вырывает,
Так, порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг и нет его нигде. (Ветер.)
Дети угадывают загадку.
Учитель. Правильно. Это ветер. Сегодня мы поговорим и узнаем новое о ветре.
III. Работа по новой теме
1. Направление ветра
Учитель. Воздух прозрачен и бесцветен.
Но мы всегда можем сказать, что он существует, так
как чувствуем его движение – это ветер. Ветром
называется движение воздуха в горизонтальном
положении.
Ветры переносят тепло и влагу с океанов вглубь
материков. Ветры вызывают волны и являются
главной причиной образования океанских течений,
способствуют перемешиванию вод океана. По радио,
телевидению, когда рассказывают нам о погоде на
сегодняшний день или на завтра, говорят не только
о температуре воздуха, осадках, но и о ветре. Кто
знает, что говорят о ветре? (Ответы детей)
Учитель. Да, называют ветер по той стороне горизонта, откуда он дует. Например: с юга- южный, с севера – северный.
Вопросы:
1. Как будет называться ветер, дующий с востока?
2. Как называется ветер, дующий с запада?
Для каждой местности характерно то или иное преобладающее направление ветра. На метеорологических станциях за направлением ветра наблюдают с помощью флюгера.
а) Установка треноги, карты компаса и флюгера.
б) Практическая работа №1
Определение направления ветра. Определять направление ветра нам будет прибор флюгер.
Флюгер – это прибор, свободно вращающийся
на оси и устанавливающийся по направлению
ветра. Направление ветра определяется по делению
компаса, соответствующему стороне, откуда он
дует. Проволочная дуга флюгера всегда
показывает направление, откуда дует ветер, а
лопасть, соответственно, указывает
противоположное направление.
Если ветер дует с севера, то он называется
северный, а если с юга, то южный.
Учитель. Направление ветра определяется по делению компаса, соответствующему стороне, откуда он дует. Проволочная дуга флюгера всегда показывает направление, откуда дует ветер, а лопасть, соответственно, указывает противоположное направление.
в) Выполнение практической работы №1
Учащиеся работают в группах. Ученики упражняются в определении направления ветра.
(Как только учащиеся смогут определить направление ветра, они изображают его в символической форме на доске: берут пластиковую карточку с уменьшенным изображением карты компаса и красной пластиковой стрелки. Учащиеся устанавливают карту в правильном положении на доске для карточек и размещают пластмассовую стрелку около записи направления ветра). Дети записывают свои наблюдения в таблицу.
2. Сила ветра
а) Рассказ учителя.
Синоптики рассказывают нам не только о
направлении ветра, но и ещё о чём? Кто знает?
Вот мы можем услышать такие числа: 4-5м/сек, 3 балла.
(Ответы детей)
Да, это скорость ветра, его сила.
Сила ветра с давних пор используется человеком.
Столетия назад люди уже строили ветряные
мельницы, пользовались парусными судами. В
настоящее время с помощью ветряных двигателей
получают электрический ток для небольших
населённых пунктов. Однако ветер может стать
причиной бедствия. Кто знает, какие бедствия
могут быть? (Ответы детей).
Большие разрушения вызывают ураганы на суше, во
время шторма в морях и океанах погибают суда.
Для того чтобы использовать силу ветра,
предвидеть изменения его направления и скорости,
люди издавна наблюдали и изучали особенности
ветров в своей местности.
В давние времена, когда ещё не было приборов, о
силе ветра судили только по местным признакам: в
океане – по действию ветра на воду, на паруса
кораблей, на суше – по отклонению дыма из труб,
раскачиванию деревьев. Разработана 12-балльная
шкала, которая позволяет определить скорость
ветра в м/сек или его силу в баллах. Если ветра
нет, т. е. скорость и сила равны нулю, то это штиль.
Ветер, который чуть-чуть шевелит листочки
деревьев, называют тихим, его сила равна 1 баллу.
6 баллов – сильный ветер.
9 баллов – шторм.
12 баллов – ураган.
Точное измерение скорости ветра можно проводить с помощью прибора анемометра.
б) Знакомство с анемометром.
Учащиеся держат в руках прибор. Учитель укрепляет анемометр на резьбе центрального стержня, сняв защитную крышку.
в) Объяснение принципа действия анемометра.
Прибор этот называется «Чашечный» анемометр. При ветре вращаются ветряные чаши. Если алюминиевый корпус поворачивается на небольшой угол, то скорость ветра небольшая, следовательно, чем сильнее повернётся корпус, тем больше скорость. На шкале читаем скорость ветра.
г) Практическая работа № 2. Учащиеся работают в группах.
Результаты измерения демонстрируются на доске для карточек. Дети используют одну из десяти карточек с условными обозначениями силы ветра и одну незаполненную пластиковую карточку, на которой записывают скорость ветра. А также записывают результаты в распечатанные таблицы.
д) Практическая работа №3
Учащиеся работают в группах.
Учитель предлагает группе детей самим подуть
на анемометр и последить за показаниями
анемометра. Как меняются показания
анемометра в зависимости от изменения силы
воздушного потока. Результаты записывают в
таблицу.
IV. Итог всех практических работ и урока
V. Домашнее задание
С помощью дополнительной литературы или Интернета узнайте, какие бывают ветры.