Нормально развивающийся ребенок к двум годам способен дифференцировать на слух близкие по звучанию звуки. К 5-6 годам ребенок перестает заменять эти звуки и в своей устной речи. В 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического восприятия. Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Однако, изучение речевого развития большого количества дошкольников показало, что в старшем дошкольном возрасте имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и её восприятия.
Многолетняя практика показывает, что ребёнка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической практике коррекции не утратили своей актуальности.
Использование разных мячей на индивидуальных занятиях дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка, так как ребенок думает, что он играет, а не занимается. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». В практике игровые действия с мячом, бусинами, шариками всегда были одним из любимых средств организации детей и надежными помощниками в коррекционной работе. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливает эффект занятия.
Безусловной педагогической удачей и залогом успеха практического применения интегрированных логопедических игр с мячом является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включаться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей: игра и активные движения. Интеграция физических упражнений, игровых действий, звукоподражания, речевого сопровождения способствует повышению эмоционального тонуса, что при правильном психолого-педагогическом подходе побуждает ребенка к общению. У ребенка во время участия в таких играх повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Подчинение движений тела определенному темпу определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движение и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или замедлен. У них изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чистоговорками, стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с логопатами.
Цели занятия:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнение артикуляции звука [Л];
- автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах;
- закрепить умение согласовывать сущ. ед.чис. с числительным, употреблять сущ. ед. числа в род. падеже;
- упражнять в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие интонационной окраски речи;
- развитие фонематического слуха;
- продолжать работу над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.
Оборудование:
- символ согласного, твердого, звонкого звука;
- мячи: обычный резиновый, мягкий малый, массажный;
- шарф;
- магнитная доска;
- картинки;
- воздушные шары, на которых изображены разные эмоции (грусть, злость, удивление, обычное, радость);
- шнурок;
- бусы;
- клубок ниток.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Логопед. Посмотри сколько у нас
сегодня гостей. Они пришли посмотреть наше
занятие и послушать, как красиво и правильно ты
говоришь. Поздоровайся со всеми. Сегодня на
занятие я принесла много разных мячей. Со всеми
мы будем играть, закрепляя правильное
произношение звука [Л].
Давай вспомним, как правильно произносить звук
[Л] (губы открыты, зубы разомкнуты, язык наверху,
ощущается теплый поток воздуха).
Характеристика звука [Л] (согласный, твердый,
звонкий).
Основная часть
Логопед. Давай вспомним, какую артикуляционную гимнастику мы делали, чтобы научится правильно говорить этот звук:
- блинчик
- маляр
- часики
- качели
- болтушка
- индюки
- пароход гудит (Ы Ы Ы)
- парус
Логопед. Сейчас мы поиграем с большим
мячом. Ты будешь кидать мяч об пол и ловить его,
при этом произносить четко звук [Л] в слогах (ЛА,
ЛО, ЛУ, ЛЫ, АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ).
Ребенок выполняет.
Игра «Посчитай слово»
Логопед. Мы будем бросать большой мячик друг другу, и считать слово (лодка). Ребенок в процессе игры изменяет слово (лодка) в соответствии с числительным.
Игра «Чего не стало»
Логопед. Сейчас мы поиграем с другим мячиком. Возьми маленький мягкий мячик. Нужно попасть этим мячиком в картинки, прикрепленные на доске, назвать их и сказать, чего не стало. Ребенок кидает мячик в картинку и называет, чего не стало, при этом правильно проговаривает окончание называемого слова в родительном падеже.(картинки на звук [Л]).
Игра «Назови с разной интонацией»
Логопед. Посмотри, какие у нас красивые воздушные шары. Мы сейчас с ними поиграем. Возьми шарик, посмотри какое настроение у этого шарика, с таким настроением ты скажешь слово (лук). Ребенок берет шарик и проговаривает слово (лук) грустно, обычно, зло, удивленно, радостно.
Проговаривание звука [Л] в чистоговорках
Логопед. Мы с тобой сейчас возьмем другой мячик, массажный. Давай сядем за стол и будем катать его друг другу так, чтобы он не упал на пол, но при этом мы будем проговаривать чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА – у меня пила
ЛО-ЛО-ЛО – все бело
ЛУ-ЛУ-ЛУ – я ем лук
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – нет пилы
АЛ-АЛ-АЛ – пенал упал
ОЛ-ОЛ-ОЛ – я забил гол
УЛ-УЛ-УЛ – пенал упал на стул
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – Павел пенал дома забыл.
Логопед проговаривает первую часть чистоговорки, ребенок – вторую часть.
Физкультминутка
Логопед. А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в нашу игру «Я знаю…». Берем шарф за противоположные концы. Кладем мяч на середину шарфа и начинаем перекатывать его, при этом ребенок придумывает имена со звуком [Л]. (Лана, Анжела, Милана, Алан, Володя, Слава, Элона, Луиза, Лада, Лариса, Луша, Лука, и т.д.).
Игра «Собери бусы»
Логопед. Посмотри, мои бусы такие красивые, как маленькие мячики. Но они рассыпались, как и рассыпались слова в предложениях. Их нужно собрать. Ребенок правильно составляет из предложенных слов фразу, при этом нанизывает бусы на шнурок. (Взяла лопатку Луша. Ладони Володя мыл. Салат Мила ела. Лук Лада полола.)
Игра «Намотай клубок»
Логопед. Посмотри, какой интересный у нас есть мячик. Это клубок из ниток. Я его размотаю, а ты снова намотаешь нитки на клубок, чтобы получился мячик, и будешь рассказывать при этом стихотворение, которое мы с тобой начали учить.
Белок видел я в лесу,
Лапки – с коготками
Шоколадку им несу –
Малышу и маме.
Заключительная часть
Логопед. Молодец. Мне очень понравилось, как ты сегодня занималась, как мы с тобой играли. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какое задание для тебя было трудным? Что тебе понравилось на занятии? Я дарю тебе воздушные шарики, чтобы вы с ребятками в группе поиграли.